Суду отводится роль организатора судебного разбирательства, обязанного создавать условия для исполнения сторонами их обязанностей и осуществления предоставленных им прав, а также обязанность объективно и справедливо разрешать уголовные дела по существу.
Построение системы обязанностей и правомочий суда в уголовном судопроизводстве в значительной мере подчинено всеобъемлющему осуществлению конституционного принципа состязательности. Однако, распространение его действия фактически на все стадии уголовного процесса позволяет предположить наличие не только положительных результатов реализации многих достоинств этого принципа в направлении укрепления гарантий личности, в частности, на стадиях досудебного производства, но и возможность возникновения определенных сложностей в осуществлении предварительного расследования, при организации деятельности наиболее загруженного звена системы судов общей юрисдикции - районного суда.
Распорядительные (дискреционные) полномочия суда могут реализовываться в равной степени, как на досудебных стадиях уголовного процесса, так и на судебных. К сущностной стороне функции правосудия в судебных стадиях надо относить весь комплекс правомочий по ведению судебного разбирательства, принятию решений в ходе него, т.к. основополагающая роль в уголовном процессе принадлежит суду.
В стадии судебного разбирательства суд вправе:
1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание. На лицо изначальная позиция восприятия суда, как органа, наделенного функцией обвинения, поскольку в первую очередь суд в праве признать лицо невиновным и освободить от дальнейшего уголовно-процессуального преследования, или хотя бы наряду с обвинением вправе оправдать;
2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера;
3) применить к лицу принудительные меры воспитательного характера. Эти решения среди других решений, принимаемых в уголовном процессе, являются наиболее важными, и поэтому суд принимает их только в судебных стадиях и по результатам полного исследования дела.
Суды осуществляют правосудие единолично и в коллегиальном составе. Единолично рассматриваются уголовные дела мировыми судьями, федеральными судьями - подавляющее число дел в первой инстанции и дела в апелляционном порядке. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется в составе трех профессиональных судей или в составе профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. В надзорном порядке дело слушается числом судей более трех.
Коллегия в составе трех профессиональных судей ведет разбирательство дел о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, а также, разбирательство дел в кассационном порядке. Коллегиальный порядок рассмотрения дел в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей предусмотрен, если лицо обвиняется в совершении преступлений, относящихся к подсудности областного и приравненного к нему суда (ч.3 ст.31 УПК) и если имеется специальное ходатайство о том подсудимого.
Судебная власть осуществляется посредством профессионального и народного начал при осуществлении правосудия. Народное начало проявляется в привлечении к рассмотрению и разрешению уголовных дел судом присяжных заседателей. Основная задача присяжных заседателей - вынесение вердикта о виновности или невиновности подсудимого. Для того, чтобы вердикт был законным и объективным, закон предоставляет присяжным заседателям ряд прав и возлагает на них обязанности (ст.333 УПК).
Присяжные заседатели наделены следующими правами:
1) участвовать в исследовании всех обстоятельств дела;
2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие непонятные для них вопросы и понятия;
3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке ответов на поставленные вопросы в совещательной комнате.
Одновременно, присяжные должны исполнять следующие обязанности:
1) не покидать зал судебного заседания во время рассмотрения уголовного дела;
2) не высказывать свое мнение по делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;
3) не общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств уголовного дела;
4) не собирать сведения по делу вне судебного разбирательства;
5) соблюдать тайну совещания и голосования при постановлении вердикта.
2.2 Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
Сторона обвинения - прокурор, а также следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.
Государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры.
1. Прокурор. Прокурор как участник уголовного судопроизводства является должностным лицом, на которого законом возложено выполнение функции уголовного преследования и решение задач по осуществлению прокурорского надзора.
В ходе досудебного производства по делу прокурор уполномочен: участвовать в судах; проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; может давать письменные указания о следственных действиях и расследовании только дознавателю; может направить материалы с признаками состава преступления в орган дознания или следственный орган, соответственно разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, дознавателю, а также их самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, предусмотренном УПК; поручать органу дознания производство следственных действий; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю; рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение (п.7 ч.2 ст.37 УПК - введен в свете новых изменений в УПК).
В ходе судебного производства по уголовному делу только прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч.4 ст.37 УПК). Тем более в свете изменений в п.6 ст.5 УПК, обвинение в суде может поддерживать только прокурор.
Данный вид деятельности прокурора является составной частью функции уголовного преследования, вытекающей из ст.53 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где сказано, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, прокурор, в отличие от адвоката, который не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого, может отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Основания и порядок отказа прокурора от обвинения закреплены в ч.7 ст.246 УПК.
Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:
1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;
2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК РФ, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой этого кодекса, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;
3) переквалификации деяния в соответствии с нормой УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание (ч.8 ст.246 УПК).
В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Прокурор также предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.
2. Следователь - должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ч.1 ст.38 УПК). По действующему законодательству предварительное следствие производится следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст.151 УПК). Объем процессуальных полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности; они одинаковы.
Следователь призван выявить событие преступления и обнаружить лиц, виновных в его совершении; установить фактические обстоятельства преступного события и данные, характеризующие субъекта преступления. Следователь должен собрать, проверить и оценить доказательства, привлечь к уголовной ответственности виновных, принять меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также возможной конфискации имущества. Для этого следователь проводит допросы, осмотры, обыски, опознания и другие следственные действия.
В пределах своей компетенции следователь уполномочен возбудить уголовное дело, принять его к своему производству; вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; требовать от учреждений, должностных лиц и граждан представления предметов и документов на основаниях и в порядке, установленных законом; признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком; задерживать лиц по подозрению в совершении преступления, применять к ним меры пресечения, приостанавливать и прекращать предварительное следствие или направлять дело прокурору для передачи его в суд для рассмотрения по существу.
По расследуемым им делам следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Письменные поручения органу дознания следователь дает в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте (ч.1 ст.152 УПК) и в случае необходимости производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ч.4 ст.157 УПК). Поручения органу дознания следователь вправе дать лишь тогда, когда в силу объективных причин лично не может произвести следственные действия. Следователь не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по уголовному делу или требуют квалифицированного исполнения.
Судебное решение необходимо следователю для избрания, отмены или изменения меры пресечения в виде домашнего ареста и заключения под стражу (ст.17, 108, 110 УПК), продления срока содержания под стражей (ст.109 УПК), временного отстранения обвиняемого от должности (ст.114 УПК), наложения ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ст.115, 116 УПК); для помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар в связи с проведением судебной экспертизы (ст. 203 УПК); для осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ст.177 УПК); обыска в жилище и личного обыска (ст.182, 184 УПК); выемки в жилище и выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (ст.183 УПК); для наложения ареста на корреспонденцию и выемку ее в учреждениях связи (ст.185 УПК), контроля и записи телефонных и иных переговоров (ст.186 УПК).