Основы жилищных правоотношений

Основы жилищных правоотношений













Основы жилищных правоотношений


Содержание


1. Жилищные правоотношения. Права, обязанности, ответственность участников жилищных правоотношений. 3

2. Жилищное законодательство. Полномочия центральных и региональных органов власти в области регулирования жилищных отношений. 7

3. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. 13

4. Виды жилищных фондов. Право собственности на жилое помещение. Права членов семьи собственника жилого помещения. 20

5. Государственный жилищный фонд. Основания для получения государственного жилья. Договор найма. 27

Список использованных источников. 33


1. Жилищные правоотношения. Права, обязанности, ответственность участников жилищных правоотношений


В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (ЖК РБ), жилищные отношения - это отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда. Жилое помещение – это помещение, предназначенное и пригодное для проживания граждан. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений в Республике Беларусь независимо от форм собственности.

Такое широкое определение жилищных правоотношений подразумевает самые разнообразные общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права: государственного, административного, финансового, гражданского и др.

К жилищным правоотношениям относятся:

– отношения, складывающиеся по поводу управления жилищным фондом;

– эксплуатации жилищного фонда;

– учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– владения и распоряжения жилыми помещениями;

– обеспечения сохранности и ремонта жилых домов и жилых помещений;

– собственности на жилище;

– земельные и кредитные отношения, связанные со строительством и реконструкцией жилых домов, их содержанием, ремонтом и др.

Жилищные отношения неоднородны. Однако большая часть из них является имущественными отношениями, в которые вступают самостоятельные субъекты на основании автономии, равенства, свободы волеизъявления и диспозитивности. Они складываются по поводу объектов, имеющих экономическую ценность: квартир; жилых домов; жилищных фондов и др.

Жилищные отношения можно разделить на группы:

– жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями;

– отношения по найму жилых помещений на основании договора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям;

– отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях, специальных домах;

– правоотношения собственности в жилищной сфере;

– правоотношения в области применения мер юридической ответственности за нарушение жилищного законодательства;

– жилищные отношения, возникающие в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилого помещения;

– отношения, связанные со строительством и реконструкцией жилых домов и др.

Основаниями возникновения жилищных правоотношений являются юридические факты: сделки, административные акты (в т.ч. решения суда) и др.

Субъектами жилищных отношений являются:

– граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

– юридические лица независимо от форм собственности;

– государственные органы.

Граждане Республики Беларусь согласно ст. 9 ЖК РБ в области жилищных отношений имеют следующие права:

– получать жилое помещение в пользование на условиях и в порядке, установленных ЖК РБ;

– получать земельный участок для индивидуального жилищного строительства;

– осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное строительство;

– получать в установленном законодательством порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения;

– получать в установленном законодательством порядке субсидии на плату за пользование помещением и коммунальные услуги;

– приобретать жилое помещение в собственность по основаниям, установленным действующим законодательством;

– пользоваться жилым помещением по договору найма (поднайма);

– владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению помещениями, принадлежащими им на праве собственности;

– самостоятельно выбирать формы и способы улучшения своих жилищных условий, ремонта и эксплуатации жилого помещения;

– самостоятельно в установленном законодательством Республики Беларусь порядке учреждать организации по строительству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, управлению и приобретению жилых помещений (ст. 11 ЖК РБ);

– на преимущественное право на индивидуальное или коллективное жилищное строительство. Такое право имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 14 ЖК РБ);

– на одноразовое получение жилого помещения социального пользования. Такое право имеют малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений социального пользования (ст. 84 ЖК РБ).

Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений обязаны:

– соблюдать требования ЖК РБ и иных актов жилищного законодательства Республики Беларусь и договорных обязательств, связанных с реализацией жилищных прав;

– не препятствовать осуществлению законных прав и интересов других субъектов жилищных отношений;

– возмещать ущерб, нанесенный ими жилым помещениям других граждан и юридических лиц независимо от форм собственности в связи с пользованием этими жилыми помещениями;

– обеспечивать доступ в занимаемые ими жилые помещения работникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, при проведении необходимых ремонтных работ;

– использовать жилые помещения в соответствии с требованиями ЖК РБ;

– соблюдать правила строительства, эксплуатации и ремонта жилых помещений.

Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена административным, уголовным и иным законодательством Республики Беларусь. Такая ответственность предусматривается, в частности, за следующие противоправные действия:

– нарушение порядка принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления жилых помещений;

– нарушение правил выделения земельных участков под жилищное строительство;

– нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома, пожарной безопасности и иных правил;

– самовольное переустройство и перепланировку жилых помещений и использование их не по назначению;

– самовольное строительство жилых помещений;

– нарушение правил регистрации организаций граждан-застройщиков;

– нарушение правил эксплуатации жилых помещений, инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание;

– порчу жилых помещений, инженерного и иного оборудования, конструктивных элементов жилого дома, объектов благоустройства;

– нарушение права на неприкосновенность жилища;

– самоуправство в реализации своих интересов и ущемление законных прав и интересов других граждан и их организаций и за совершение иных правонарушений, предусмотренных действующим законодательством.


2. Жилищное законодательство. Полномочия центральных и региональных органов власти в области регулирования жилищных отношений


Жилищное законодательство – это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс жилищных и связанных с ними общественных отношений: приобретение и прекращение права собственности на жилые помещения; реализацию связанных с этими объектами иных вещных прав; управление, эксплуатацию и ремонт жилищного фонда; учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; отношения, связанные с использованием земельных участков под жилищное строительство и др. Более кратко можно определить жилищное законодательство как совокупность нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы.

Жилищное законодательство относится к числу комплексных правовых образований, включающих в свой состав нормы различной отраслевой принадлежности: нормы государственного права (право граждан на жилище); административного (управление жилищным фондом, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий); гражданского (владение, пользование и распоряжение жилыми помещениями); финансового (отчисления на капремонт и другие нужды) и др.

Жилищное право – в объективном смысле система правовых норм, входящих в жилищное законодательство и регулирующих отношения по использованию жилищного фонда. Как субъективное право – право граждан на жилище.

В Конституции Республики Беларусь сущность права граждан на жилище закреплена в статье 48. Она предусматривает, что граждане имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Более детальное развитие эта конституционная норма получает в ЖК РБ, других нормативных правовых актах, относящихся к жилищному законодательству.

Основными задачами жилищного законодательства являются:

– обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;

– обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации жилищных прав и интересов;

– формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;

– создание условий свободного осуществления связанных с жилищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обитания, отдых, получение информации, социально-бытовое и культурное обслуживание;

– правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных отношений.

Жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного кодекса Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства, регулирующих жилищные отношения. К жилищному законодательству также относятся нормативные акты, предусматривающие реализацию прав граждан на льготы при предоставлении и использовании жилья, о порядке предоставления субсидий и кредитов на строительство или приобретение жилья и о порядке предоставления компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг.

Правовое регулирование жилищных отношений осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров, республиканским органом государственного управления жилищным фондом, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

Президент Республики Беларусь является гарантом реализации основных направлений жилищной политики Республики Беларусь. По решению Президента Республики Беларусь:

– предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда в определенных им случаях;

– определяются категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, условия предоставления таких жилых помещений и пользования ими;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты