Основы жилищных правоотношений

– определяются основания и порядок предоставления служебных жилых помещений государственного жилищного фонда;

– передаются в порядке исключения в собственность граждан служебные жилые помещения государственного жилищного фонда;

– определяется порядок предоставления жилых помещений специального служебного жилищного фонда и пользования ими;

– регулируются иные жилищные отношения в соответствии с законодательными актами.

Разграничение полномочий в области регулирования жилищных отношений между республиканскими органами государственной власти и органами государственной власти местного уровня дано в стст. 17-21 ЖК.

К компетенции Совета Министров Республики Беларусь в области регулирования жилищных отношений отнесены следующие полномочия:

– общее управление государственным жилищным фондом;

– обеспечение исполнения республиканского бюджета в части финансирования, субсидирования и кредитования жилищного строительства;

– определение компетенции специальных органов по управлению государственным жилищным фондом;

– координация инвестиционной деятельности в области жилищного строительства, развития жилищной инфраструктуры населенных пунктов;

– определение типовых потребительских качества жилых помещений;

– принятие мер по обеспечению развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;

– решение других вопросов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Областные и Минский городской исполнительные комитеты в сфере регулирования жилищных отношений на территории области, г. Минска:

- проводят единую политику в области архитектуры, благоустройства, строительства, содержания, ремонта и реконструкции жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства:

- обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;

- закрепляют жилые помещения коммунального жилищного фонда за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;

- обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;

- осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распорядительных органах, а также за порядком соблюдения очередности в предоставлении и приобретении жилых помещений;

- выделяют финансовые средства на строительство жилых помещений социального пользования;

- обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- отменяют решения нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь;

- принимают решения по ходатайствам собственников жилых помещений о переоборудовании или сносе непригодных для проживания жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд;

- решают другие вопросы в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные ЖК и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.

Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы в области регулирования жилищных отношений на территории района, города, района в городе, поселка, села:

- обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства;

- принимают меры по созданию организаций, осуществляющих жилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях;

- обеспечивают условия для строительства жилых помещений частного жилищного фонда;

- организуют строительство жилых помещений социального пользования;

- предоставляют гражданам и организациям в соответствии с законодательством Республики Беларусь земельные участки под жилищное строительство;

- предоставляют жилые помещения социального пользования;

- обеспечивают целевое использование и сохранность жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помещений, принятых на обслуживание на договорной основе;

- ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также осуществляют контроль за состоянием такого учета на предприятиях, в учреждениях, организациях;

- осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых помещений;

- дают разрешение гражданам на обмен жилых помещений государственного жилищного фонда;

- осуществляют государственный контроль за использованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;

- предоставляют субсидии;

- решают другие вопросы в области формирования, использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные ЖК РБ и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.

Местные Советы-депутатов в области регулирования жилищных отношений на соответствующей территории:

- утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении;

- определяют порядок управления и распоряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, установленных законами Республики Беларусь.

Государственный контроль за использованием и обеспечением сохранности жилищного фонда направлен на обеспечение соблюдения правил пользования жилыми помещениями и содержания их в технически исправном состоянии и осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами.

Общественный контроль за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилых помещений, их предоставлением и соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, правильностью отнесения граждан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудоспособных граждан осуществляется общественными комиссиями, созданными при местных исполнительных и распорядительных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.


3. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания признания нуждающимся в улучшении жилищных условий


Статьей 42 ЖК РБ предусмотрено право граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до наступления совершеннолетия с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты их постановки на учет в семье родителей, если они не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли.

Базовые положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Беларуси устанавливаются ЖК РБ. В соответствии с ним Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Вопросы, касающиеся улучшения жилищных условий, могут быть предусмотрены и в других нормативных актах, а также в коллективных договорах.

Положение о порядке учета устанавливает обязательный для местных исполнительных и распорядительных органов, организаций (независимо от формы собственности) порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилья.

Государственные организации предоставляют жилые помещения в соответствии с ЖК РБ, Положением о порядке учета и коллективными договорами. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством. При этом, наймодатели жилых помещений частного жилищного фонда не могут устанавливать в договорах найма условия худшие, чем предусмотренные договорами найма жилых помещений государственного жилищного фонда.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

- не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания;

- обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений‚ находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет;

- проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;

- проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;

- проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;

- проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

- проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире), а также проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;

- проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на каждого члена семьи;

- проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства. Под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;

- проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты