Мало того, что предоставление бесплатной земли не предусмотрено законодательством, ее продажа возможна лишь на аукционах (отдельное спасибо закону «Об обороте земель с/х назначения). А если фермеру удастся приобрести участок для КФХ в аренду (конечно же на конкурсной основе), то право выкупа через 3 года (и то только в случае соблюдения целевого использования земли, что означает – никаких самовольных построек зданий и строений, за исключением - сооружений) возникает по РЫНОЧНОЙ цене. Т.е., улучшив участок, он повышает рыночную стоимость, и соответственно сумму для выкупа. Тут одна надежда – рыночный оценщик может установить рыночную стоимость вполне в свободном диапазоне.
Основная проблема – администрация в праве отказать в предоставлении земельного участка. Земель запаса (из которых и формируются предоставляемые земельные участки) в районах ничтожно мало, поскольку львиная доля земель находится в паях – более 110 млн. га сельхозугодий! Да и переводить их из одной категории в другую администрация не хочет – больно уж трудоемкая и длительная процедура.
Исходя из существующей тенденции государственных программ по расселению из мегаполисов, администрация теперь не очень то настроена распродавать остатки земли частникам, тем более фермерам, которым нужны не сотки, а гектары.
Но все же исходя из практики – если администрация заинтересовалась предоставлением участка для КФХ, то по времени процедура занимает не менее полутора лет. В процессе нужно будет (конечно же за свой счет) размежевать земельный участок, осуществить постановку его на кадастровый учет, далее осуществить действия направленные на внесение изменений в кадастр после смены категории. Оплатить за рыночную оценку предоставляемого участка. Ну а далее – как на аукционе повезет.
Так что исходя из законов - бесплатной земли для КФХ предоставлено быть не может.
Также с 2001г. ЗК упразднил предоставление участков на праве пожизненного наследуемого владения.
ЗАДАЧА 3
Предприятие по энергетическому обслуживанию предъявило фермеру Семенову счет за выполнение договорных обязательств по электрификации кормоцеха животноводческого комплекса фермера на сумму 34320 руб., хотя материалы и оборудование стоили только 18620 руб. Остальная сумма значилась в счетах как плата за выполнение работы по электрификации кормоцеха. Поскольку монтажные и наладочные работы были проведены фермером Семеновым, последний отказался выплатить энергетическому предприятию 34320 руб., не возражая против оплаты 18620 руб., то есть стоимости материалов и оборудования.
Предприятие по энергетическому обслуживанию обратилось с жалобой в Ассоциацию крестьянских хозяйств района и районное управление сельского хозяйства, и по их распоряжению 34320 руб. были переведены со счета фермера Семенова на счет предприятия. Семенов обратился с иском в суд.
Каков правовой режим имущества крестьянского хозяйства?
Разъясните действующие законодательство, регулирующее договорные отношения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Какова природа договорных отношений по энергетическому обслуживанию крестьянского (фермерского) хозяйства?
Каковы права и обязанности ассоциации крестьянских хозяйств в сфере регулирования имущественных, земельных, трудовых общественных отношений крестьянских хозяйств?
На основе, каких правовых принципов строятся взаимоотношения государственных сельскохозяйственных органов (в том числе и районного управления сельского хозяйства) и крестьянского (фермерского) хозяйства?
Каков порядок рассмотрения имущественных споров крестьянских хозяйств?
Подлежит ли удовлетворению иск фермера Семенова?
ОТВЕТ:
Каков правовой режим имущества крестьянского хозяйства?
Правовой режим имущества выражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств – различный субъектный состав в имущественных и земельных правоотношениях.
Правовой режим имущества крестьянского хозяйства регулируется гл. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В п. 1 ст. 6 указанного Закона приведен перечень имущества фермерского хозяйства.
По своему составу имущество крестьянского хозяйства достаточно разнообразно и обусловлено спецификой ведения сельскохозяйственного производства. Прежде всего, это земельный участок, являющийся неотъемлемой и особой составляющей имущественного комплекса хозяйства.
В перечень обязательно включены насаждения, постройки жилого и хозяйственного назначения, специальные сооружения, продуктивный и рабочий скот, различного рода техника, оборудование и инвентарь.
Перечень не закрыт, но сделана оговорка, в соответствии с которой, признаком приведенных в нем объектов является необходимость их для осуществления деятельности фермерского хозяйства. В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество может принадлежать на праве собственности одному, двум или нескольким субъектам.
В тех случаях, когда имущество находится в собственности двух или нескольких лиц, они, осуществляя владение, пользование и распоряжение этим имуществом, должны учитывать интересы других участников общей собственности, т. е. сособственников.
В целях обеспечения скоординированности деятельности участников общей собственности в ГК РФ сформулирована совокупность правовых норм, регулирующих общую собственность (гл. 16 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» полученные плоды, произведенная продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества становятся общим имуществом, т. е. поступают в общую собственность членов хозяйства.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства. Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Разъясните действующие законодательство, регулирующее договорные отношения крестьянского (фермерского) хозяйства
Конституция РФ принята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.
Аграрное законодательство регулирует договорные отношения сельских товаропроизводителей, но деятельность всех предприятий АПК шире сферы действия аграрного законодательства. Отрасль современного аграрного законодательства состоит из нескольких крупных подотраслей, представляющих собой массивы нормативных актов:
1) государственное руководство сельским хозяйством включает нормативные правовые акты о системе органов управления, о государственной политике в области ценообразования на продукцию сельского хозяйства, финансирования и кредитования аграрных предприятий, применения льгот и дотаций, лицензирования отдельных видов деятельности и т. п.;
2) правовой статус сельскохозяйственных формирований – обществ, товариществ, кооперативов, а также крестьянских и личных подсобных хозяйств. Общие нормы об организационно-правовых формах юридических лиц содержатся в гражданском законодательстве. К аграрному же относятся правовые акты, регулирующие либо особенности отдельных форм предпринимательства (принятие таких актов прямо предусмотрено, например, законами об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью), либо деятельность таких чисто аграрных формирований, как сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские хозяйства;
3) договорные отношения в сфере агропромышленного комплекса. Здесь принцип тот же – все договоры регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), но конкретизация его норм по отношению к договорам, применяемым в агропромышленной сфере, производится в аграрных нормативно-правовых актах;
4) отдельные отрасли сельскохозяйственного производства. Включают нормативные акты, направленные на стимулирование развития отдельных отраслей животноводства и растениеводства (например, овцеводства, пчеловодства, льноводства, виноградарства), внедрение прогрессивных и экологически чистых технологий производства той или иной сельскохозяйственной продукции, соответствие ее стандартам качества и безопасности. Кроме того, сюда можно отнести группу актов, которые регулируют сельскохозяйственную деятельность, связанную с научным, ветеринарным, агрономическим, агрохимическим обслуживанием аграрного производства, в том числе вопросы селекции, семеноводства, племенного животноводства.
Какова природа договорных отношений по энергетическому обслуживанию крестьянского (фермерского) хозяйства?
Статья 539 Гражданского Кодекса. Договор энергоснабжения
1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Статья 543 ГК РФ. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования
1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Каковы права и обязанности ассоциации крестьянских хозяйств в сфере регулирования имущественных, земельных, трудовых общественных отношений крестьянских хозяйств?
В целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов согласно ст. 20 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерские хозяйства могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.