Особенности деятельности прокуратуры Харабалинского района

Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских работников позволил также сформулировать пять следующих основных факторов профессиональной пригодности, включающих комплексы профессионально значимых психологических качеств:

1.Фактор социальной (профессиональной) адаптации, тесно связанный с высоким уровнем социализации личности, нормативностью поведения работника прокуратуры;

2. Фактор нервно-психической (эмоциональной) устойчивости личности;

3.Фактор познавательной (когнитивной) активности, продуктивности мышления;

4. Фактор коммуникативной компетенции сотрудника прокуратуры;

5. Фактор организаторских способностей.

Вполне очевидно, что помимо перечисленных выше факторов и соответствующих им качеств личности, имеющих отношение к различным структурным компонентам правоохранительной деятельности прокурорских работников, эффективность их труда во многом зависит также и от мотивационной сферы: в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, побуждения, потребности достижения успеха в работе, самоутверждения, завоевания профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также среди граждан, чьи законные интересы и права им приходится защищать.

Безусловно, выделение указанных подструктур в деятельности прокурора, следователя носит условный характер. Тем не менее, подобный анализ факторов, влияющих на успешную и продуктивную деятельность прокурорского работника, позволил психологам вывести ряд тестов, успешное прохождение которых является обязательным условием приема сотрудника на работу в органы прокуратуры.

Приказом прокурора Астраханской области от 17 ноября 2009 года на должность помощника прокурора Харабалинского района был принят Ивашиненко Николай Николаевич, ранее не имевший опыта работы по специальности. В соответствии с действующим законодательством, Николай Николаевич был подвергнут профессионально – психологическому тестированию.

При профессионально – психологическом тестировании используются адаптированные варианты следующих тестов, позволяющих всесторонне изучить тестируемую личность на наличие/отсутствие необходимых в работе прокурора качеств:

1. Цветовой тест Лярше

2. Графический тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена

3. 16 – факторный опросник Р. Б. Кеттела

4. Стандартный метод исследования личности Л. Н. Собчик.

5. Тест Айзенка, позволяющий выявить уровень коэффициента личности

Кроме того, тестируемой личности предлагается заполнить анкету, где предусмотрены графы как для биографических данных, так и для указания личностных особенностей и характеристик – увлечений, привязанностей, симпатий и антипатий.

В результате тестирования прошедшие его делятся на 4 группы профпригодности:

1. Безусловно годные к работе в органах прокуратуры

2. Годные к работе в органах прокуратуры

3. Условно годные

4. Не годные к работе в органах прокуратуры

Итак, Ивашиненко Николаю Николаевичу, при прохождении тестирования предложили пройти следующие тесты.

1. Цветовой тест Люшера

Во время прохождения этого теста Николаю Николаевичу было предложено выбрать наиболее приятный, подходящий цвет из восьми представленных:

1. Темно-синий

2. Бирюзовый

3. Красный

4. Желтый

5. Фиолетовый

6. Коричневый

7. Черный

8. Серый

После чего надлежит повторить выбор из семи оставшихся цветов, составив к окончанию теста последовательность цветов, расположенных по убыванию симпатий Николая Николаевича.

Последовательность выбора цветов тестируемым была такова:

1. Синий

Этот выбор говорит о том, что тестируемая личность относительна спокойна и невозмутима, способна сохранять самообладание в критической ситуации.

2. Коричневый

В сочетании с предыдущим синим второй выбор дает уверенность в себе, в собственных силах и нейтрализует склонность к апатии, свойственную для тех, кто выбирает синий цвет.

3. Красный

Красный – цвет активности. Говорить о возбуждающем действии красного цвета неуместно в случае с Николаем, так как основной его цвет – синий, символизирующий спокойствие. В купе с синим и коричневым, красный дает ощущение спокойной, уверенной в себе личности, в то же время властной и способной к активным действиям.

4. Бирюзовый

У подавляющего большинства людей этот цвет ассоциируется с морем, безмятежностью и спокойствием. Однако, учитывая предыдущий выбор, следует говорить о том, что это цвет для Николая – цвет внутренней силы.

5. Фиолетовый

Этот цвет раскрывает склонность тестируемого к бесплотным размышлениям, самокопанию и самокритике. То, что этот цвет был выбран во второй четверке цветов, говорит о том, что эти качества в тестируемой личности развиты достаточно сильно, но не настолько, чтобы заглушать «голос разума» и мешать принятию быстрого и адекватного решения в критической ситуации.

6. Черный

В данном тесте этот цвет отвечает за мрачность и пессимизм в тестируемой личности. То, что этот цвет был выбран одним и последних, выявляет в Николае довольно жизнерадостную и позитивную натуру.

7. Серый

Безликий цвет. То, что он был выбран одним из последних, раскрывает в Николае потребность в самовыражении, уважении общества и признания его способностей.

8. Желтый

Цвет радости. Николай выбрал его последним, что говорит о несклонности к безудержному веселью, достаточной ответственности тестируемой личности.

В целом по прохождении теста Николай показал себя годным к прокурорской работе, так как в нем присутствуют качества, необходимые для прокурорского работника – спокойствие, уверенность в себе, достаточное честолюбие и активность.

2. Графический тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена

В данном тесте Николаю были предложены 5 блоков, именуемых буквами алфавита, от «А» до «Д», и содержащих в себе по 12 фигур каждый. В каждой фигуре необходимо найти недостающий элемент, правильно поняв последовательность расположения фигур и связь между ними. В части «А» содержаться самые простые фигуры, соответственно, в части «Д» - наиболее сложные. Этот тест выявляет в тестируемой личности навыки анализа, умение группировать предметы и искать связь между ними, что абсолютно необходимо в работе прокурорского работника.

По прохождении теста Николай в целом показал хороший результат. В части «А», «В» и «Г» он не допустил ни одной ошибки, допустив по одной ошибке в тестах «Б» и «Д». Эти результаты выявляют в тестируемом достаточно сильно развитые аналитические качества. Следует учесть, что на выполнение этого теста отводится порядка 30 минут, тогда как Николай справился с заданием за 20 минут, что тоже имеет значение.

3. 16 – факторный опросник Р. Б. Кеттела

В данном тесте Николаю предложили заполнить таблицу, содержащую в себе 16 основных характеристик, и описать уровень развития этого качества в наиболее предпочитаемом коллеге, в наименее предпочитаемом коллеге и в себе самом. Степень развития качества оценивается по 10 – бальной системе, соответственно, 9 – максимальная степень развития качества, 0 – качество не развито вовсе.

Вот результаты Николая Николаевича:


Наименование качества

Развитие качества в наиболее предпочитаемом коллеге

Развитие качества в наименее предпочитаемом коллеге

Развитие качества в себе самом

Сердечность

9

3

5

Интеллект

7

0

6

Эмоциональность

5

9

4

Доминантность

4

9

7

Беспечность

4

9

3

Совестливость

9

0

6

Смелость

9

0

5

Мягкосердечность

5

0

4

Подозрительность

3

9

6

Мечтательность

6

0

5

Расчетливость

3

9

4

Чувство вины

5

0

8

Радикализм

4

7

4

Внешняя красота

5

9

3

Самоконтроль

9

0

5

Напряженность

3

9

6


Проведя анализ результатов теста Николая, можно отметить несколько немаловажных закономерностей:

1. Идеальным коллегой для Николая является спокойный, вдумчивый, контролирующий эмоции и ситуацию человек, в то же время являющийся смелым, находчивым и готовым предложить «руку помощи»

2. Наименее подходящий коллега для тестируемого – агрессивный, амбициозный, импульсивный и себялюбивый человек. Здесь же следует отметить, что, описывая наименее предпочитаемого коллегу, Николай в основном применял полярные характеристики – «0» и «9». Это может говорить о том, что Николай создавал образ «классического злодея», нежели воссоздавал параметры реального человека

3. Описывая самого себя, Николай не применил высшие или низшие баллы, что говорит о достаточной степени самооценки. Кроме того, Николай описал себя как совестливую, адекватную и спокойную личность, в то же время не отождествляя себя с наиболее предпочитаемым коллегой, что опять – таки свидетельствует о приемлемом уровне самокритики, что является необходимым для прокурорского работника качеством.

4. Стандартный метод исследования личности (СМИЛ) Л. Н. Собчик

По своему значению в профессионально – психологическом диагностировании личности этот тест можно сравнить с «тяжелой артиллерией». Этот тест является наиболее простым в исполнении и позволяет диагностировать такие структурные компоненты личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, поло-ролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, наличие сексуальных проблем, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств и пр. Тест состоит из 480 вопросов, разделенных на 2 блока, каждый из которых выполняется автономно. При прохождении комплексного тестирования обычно между этими тестами помещают Цветовой тест Люшера или Тест Айзенка, что позволяет тестируемой личности отвлечься от выполнения теста СМИЛ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты