Особенности гражданско-правового положения отдельных видов акционерных обществ

            Решения конкурсной комиссии оформляются протоколом и подписываются председателем комиссии.

            Конкурсная комиссия рассматривает предложения претендентов, исходя из критерия (критериев) выявления победителя. Процедура проведения конкурса осуществляется в соответствии с нормативными актами о проведении конкурсов при приватизации. Победителем конкурса объявляется претендент, предложивший лучшие объем и (или) сроки исполнения условий конкурса в соответствии с критерием (критериями), установленным продавцом.

          

           

                        § 2. Порядок создания акционерных обществ при приватизации

                      

                        2.1.  Порядок приватизации государственных и муниципальных

        предприятий посредством аренды с правом выкупа

 их работниками


Согласно п. 8 ст. 20 Закона о приватизации, при приватизации государственного и муниципального имущества, виды которого установлены соответственно федеральной программой приватизации, программами приватизации субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления, и при наличии соответствующего решения общего собрания работников государственного и муниципального унитарного предприятия приватизация такого имущества осуществляется посредством аренды с правом его выкупа работниками указанного предприятия по рыночной стоимости. Порядок и условия осуществления приватизации посредством аренды с правом выкупа имущества государственного унитарного предприятия его работниками по рыночной стоимости определяет Правительство РФ.

Таким образом, предприятие можно взять в аренду с последующим выкупом, если:

- возможность сдачи в аренду данного вида предприятий предусмотрена (в зависимости от того, к какой форме собственности оно принадлежит) соответствующей годовой программой приватизации - федеральной или субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования;

- общее собрание работников предприятия приняло решение об его аренде с последующим выкупом по рыночной стоимости;

- Правительством РФ определены порядок и условия такой аренды государственных предприятий.

Как видим, решение о передаче предприятий в аренду относится к исключительной компетенции соответствующих органов власти. Поэтому представители работников, желающие приватизировать свое предприятие путем его аренды с последующим выкупом, должны проявить инициативу перед разработчиками указанных выше программ - органами управления имуществом, с тем чтобы их предприятие могло быть передано в аренду.

Проще обстоит дело для работников муниципальных предприятий, решение о приватизации которых путем аренды принимает представительный орган муниципального образования, куда можно непосредственно обратиться, минуя различные промежуточные инстанции.

Подготовка к взятию предприятия в аренду его работниками подразделяется на ряд этапов, к которым можно отнести:

1. Принятие работниками решения о взятии предприятия в аренду с последующим выкупом (проведение их общего собрания);

2. Реорганизация, в случае необходимости, предприятия, которая осуществляется его собственником - органом государственной или муниципальной власти;

3. Инвентаризация имущества предприятия, определение его балансовой, а затем рыночной стоимости;

4. Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

5. Разработка и заключение договора аренды предприятия;

6. Создание работниками нового юридического лица, которое будет управлять имуществом арендованного предприятия, а затем предприятием, перешедшим в собственность работников.

Рассмотрим эти этапы более подробно. Первый этап это проведение общего собрания работников. Однако, процедура проведения общего собрания работников предприятия законодательно не регламентирована, поэтому к этому вопросу необходимо относиться  внимательно и  учесть то, что, согласно статье 235.1 КЗоТ, порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии с законодательством РФ. Поскольку же оно не регламентирует порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания трудового коллектива (работников), трудовые коллективы вправе сделать это сами.

Для проведения собрания необходимо определить:

- дату, место и время проведения собрания;

- повестку дня собрания;

- порядок сообщения работникам о проведении собрания;

- информацию, предоставляемую работникам при подготовке к проведению собрания.

В сообщении (объявлении) о проведении собрания указываются:

- дата, место и время проведения собрания;

- вопросы, включенные в повестку дня собрания;

- порядок ознакомления работников с информацией, материалами к повестке дня собрания;

- необходимо обеспечить явку членов трудового коллектива на собрание, обеспечить его кворум.

Согласно сложившейся практике, собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общего числа членов коллектива, а конференция - если участвует не менее 2/3 делегатов. Согласно п. 8 ст. 20 Закона о приватизации, по вопросу взятия предприятия в аренду решение должно принять общее собрание работников предприятия. Это означает, что конференция не вправе принять такое решение. Решение собрания оформляется протоколом.

Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды. Он заключается на началах добровольности и полного равноправия сторон. В договоре аренды предусматриваются: состав и стоимость передаваемого в аренду имущества (отраженные в передаточном акте, являющемся составной частью договора), размер арендной платы, сроки аренды до полного выкупа предприятия, обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора, обязанность арендатора пользоваться имуществом предприятия в соответствии с условиями договора, вносить арендную плату.

Порядок аренды предприятия регламентируется ст. ст. 656 - 663 ГК РФ. Согласно ст. 656 ГК РФ, по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию. Передача прав владения и пользования находящимся в собственности других лиц имуществом, в том числе землей и другими природными ресурсами, производится в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче арендатору, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Включение в состав передаваемого по договору предприятия обязательств, исполнение которых арендатором невозможно при отсутствии у него такого разрешения (лицензии), не освобождает арендодателя от соответствующих обязательств перед кредиторами.

Права кредиторов арендуемого предприятия, оговорены в ст. 657 ГК РФ:

1. Кредиторы по обязательствам, включенным в состав долгов предприятия, должны быть до передачи его арендатору письменно уведомлены арендодателем о передаче предприятия в аренду.

2. Кредитор, который письменно не сообщил арендодателю о своем согласии на перевод долга, вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления о передаче предприятия в аренду потребовать досрочного исполнения обязательства и возмещения причиненных этим убытков.

3. Кредитор, который не уведомлен о передаче предприятия в аренду в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 657 ГК РФ, может предъявить иск об удовлетворении своих требований, в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия в аренду.

4. После передачи предприятия в аренду арендодатель и арендатор несут солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые были переведены на арендатора без согласия кредитора.

Форма и государственная регистрация договора аренды предприятия, его передача арендатору регламентируются ст. ст.  658 и 659 ГК РФ. Договор аренды предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Он подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность. Передача предприятия арендатору осуществляется по передаточному акту. Подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью арендодателя и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором аренды предприятия.

Для того чтобы управлять арендованным предприятием, осуществлять хозяйственную и иную деятельность, работникам-арендаторам необходимо создать новое юридическое лицо от своего имени, придав ему какую-либо организационно-правовую форму из числа тех, которые предусмотрены законодательством. Только тогда новое юридическое лицо будет введено в рамки закона.

В соответствии с положениями ГК РФ арендаторы, исходя из своих интересов, могут выбрать для создания нового юридического лица одну из следующих организационно-правовых форм - общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, открытое акционерное общество. Располагая возможностью выбора, естественно, целесообразно взвесить, исходя из интересов арендаторов, преимущества и недостатки этих организационно-правовых форм.

           

                    2.2. Преобразование государственных и муниципальных унитарных

предприятий в открытые акционерные общества 100 % акций которых                               находится в государственной  или муниципальной собственности


             Из семи предусмотренных ст. 16 Закона о приватизации, способов приватизации государственного и муниципального имущества только один прямо предполагает изменение организационно-правовой формы унитарных государственных и муниципальных предприятий путем их преобразования в открытые акционерные общества. При этом, хотя бы первоначально, акции этих обществ остаются в собственности государства или муниципального образования. В дальнейшем судьба таких акций может быть различной. Акции могут полностью остаться в собственности государства или муниципальных образований или быть проданы юридическим и физическим лицам полностью или частично.

          Между тем Закон об АО, не исключает возможности создания в процессе

приватизации государственных и муниципальных предприятий закрытых акционерных обществ. Однако Закон о приватизации предусматривает, что в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий могут создаваться только открытые акционерные общества, к тому же такие, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности. Рассмотрим, поэтапно, процесс преобразования государственного и муниципального унитарного предприятия в такое открытое акционерное общество.

1. В зависимости от формы собственности предприятия соответственно Правительство РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган власти муниципального образования или же их органы по управлению имуществом принимают решение о преобразовании этого предприятия в открытое акционерное общество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты