Особенности конституционно-правового статуса женщин в зарубежных странах, в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной сферах

Источником гендерной асимметрии являются иногда государственные структуры, например, в фундаменталистских странах, где женщины лишены в ряде случаев права на образование, участие в общественной жизни, работу вне дома и т. д. Но чаще всего источник гендерной асимметрии — скрытая дискриминация и патриархатные установки, господствующие в общественном сознании, которые являются проводниками практических действий.[34] И здесь даже эффективные законодательные меры могут не находить должного отклика в общественной практике.

О том, что другие, кроме законодательных, меры могут быть весьма эффективными для решения проблем занятости и условий труда, в том числе сестринского персонала, свидетельствует, в частности, дело, рассмотренное в конце 80-х годов по иску ассоциации медицинских сестер канадской провинции Онтарио Трибуналом по равной оплате (Pay Equity Tribunal).[35]

В иске ассоциации оспаривалась схема оценки труда, которая отдавала приоритет труду врачей-мужчин, не учитывая многого, что делается женщинами-сестрами для выздоровления больных. Удовлетворяя иск. Трибунал в своем решении от 29 мая 1991 года указал, что на службу здравоохранения, службы социального и прочего обслуживания не должны автоматически переноситься критерии оплаты труда в промышленности и ином производстве. В противном случае учитывается далеко не все, что составляет ценность труда, недооценивается вклад женщин и соответственно сестринский персонал получает искусственно заниженную оплату своего труда. Комментируя это решение Трибунала по равной оплате, канадский социолог Р. Армстронг отмечает, что женщины сами далеко не всегда сознают, какой труд они выполняют на службе и дома. Поэтому часто не могут выразить свои действия в минутах, как этого требует статистический учет в сфере труда. Тем более не сознают всего объема трудовых усилий женщин мужчины.[36]

Отметим со своей стороны, что данное решение создало необходимый прецедент, имеющий сейчас важное значение при рассмотрении подобных исков о неравенстве в оплате труда женщин и мужчин в канадских судах.

В связи с вышеизложенным большой интерес представляет закрепление социального статуса женщины в конституции Ирландии. Согласно данному документу, государство признает Семью (именно с большой буквы) как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства. В частности, государство признает, что женщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага. Государство должно прилагать усилия к тому, чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб их домашним обязанностям.[37]

В целях гарантирования равенства членов семьи государство, в частности, должно направлять свою политику на обеспечение того, чтобы граждане (все - мужчины и женщины - в равной степени имеют право на соответствующие средства существования) могли посредством своих занятий найти средства для разумного обеспечения своих домашних потребностей.[38]

Такие же цели ставятся перед государством и конституцией Индии. Государство должно направлять свою политику на обеспечение:

— равного права граждан — мужчин и женщин — на адекватные средства к жизни;

— равной оплаты равного труда мужчин и женщин.[39]

Декларативный характер конституционных норм о равенстве социального статуса женщин и мужчин наиболее ярко прослеживается на примере конституции Японии. В ст. 24 Конституции особо гарантируется равноправие мужчин и женщин в семейных отношениях. В соответствии с этой статьей брак заключается только при взаимном согласии обеих сторон и существует при условии взаимного сотрудничества, в основу которого положено равенство прав мужа и жены. В отношении выбора супруга, имущественных прав супругов, наследования, выбора местожительства, развода и других брачно-семейных вопросов законы должны основываться на принципе личного достоинства и равенства полов.

При этом Закон допускает дискриминацию в отношении женщин, поскольку в соответствии с его положениями для натурализации жены японца нет такой льготы, как у мужа японки. Более того, указанные дискриминационные положения Закона нарушают положения ст. 14 и 24 Конституции, которыми гарантировано равенство всех перед законом и недопущение дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения.[40]

Сходное положение отмечает в своем исследовании конституции Бразилии известный исследователь Г. Дэзэн. Он говорит, что права и обязанности мужчины и женщины в браке одинаковы, однако действующий еще гражданский и гражданско-процессуальный кодекс дает мужчине явное преимущество.[41]

На примере Турции можно проследить действующую сегодня тенденцию в мусульманских странах к законодательному уравниванию в семейных правах мужчин и женщин. Новый Гражданский кодекс Турции, сменивший предыдущий, принятый еще в 1926 г., положил конец мужскому доминированию в браке, когда супруг официально признавался «главой семьи». По новому законодательству жена также получает право официально представлять семью, принимать участие в совместных решениях относительно места жительства семьи и сохранять свою девичью фамилию, которая будет присоединяться к фамилии мужа через дефис. Поднят также официальный возраст вступления в брак для женщин - с 15 до 18 лет. Однако самые большие споры вызвало предложение наделить женщин равными правами на имущество, нажитое в браке в случае развода - встретила ожесточенное сопротивление у законодателей националистического и исламистского толка, которые утверждали, что такая мера направлена на подрыв семьи. Все же данное предложение было принято, и теперь остается проследить, как оно будет реализовываться на практике.

В заключение хотелось бы охарактеризовать шведскую модель равноправия полов в экономической, социальной и политической сферах.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель равных прав и возможностей Северных стран – это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти женщин. Определяющими являются следующие обстоятельства:

1.Политика Правительства направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке – каждый человек имеет реальные возможности заработка денег, на создание достаточного количества мест в детских дошкольных учреждениях;

2. Реформа по социальному страхованию родителей.

В шведском кабинете министров есть пост Министра по равным правам и возможностям, функционирует Совет по равным правам и возможностям, имеющий консультативный характер.

Шведское Правительство имеет следующие планы по развитию равных прав и возможностей: 1. Равномерное распределение власти и возможностей влияния на Правительство по гендерному признаку – Кабинет состоит из равного количества мужчин и женщин. 2. В частном секторе работают по увеличению количества женщин-руководителей. 3. Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда.

В Швеции с начала 80-х годов вопросы равноправия составляют один из важнейших компонентов государственной политики. Правовой основой для ее проведения является Закон о равноправии 1991 года (с поправками от 1994 г.), нацеленный на занятость, условия труда и возможности служебного роста. В практическом плане Закон предусматривает разработку работодателями ежегодных планов мероприятий по обеспечению максимально сбалансированного представительства между полами.

В административном отношении контроль за соблюдением законодательства возложен на министра по вопросам равноправия и государственную комиссию по равноправию. Активизация женского движения в начале 70-х годов привела к существенному росту представленности женщин в политических партиях и парламенте Швеции. Так, с 1980 по 2000 число женщин парламентариев возросло с 25 до 43% при 48% женщин во фракции правящей социал-демократической партии.[42]

Очередным и более сложным этапом в повышении роли женщин в управлении обществом шведы считают достижение равного представительства полов на руководящем уровне в исполнительной власти. Этой цели служит принятая в 1998 году специальная правительственная программа[43], предусматривающая:

1. регулярную статистическую отчетность перед парламентом о положении женщин в государственных органах управления;

2. этапные ориентиры в повышении пропорционального представительства женщин (30% - к 1992 г., 40% - у 1995 г. и 50% - в 1998 г.);

3. специальные мероприятия по достижению этих целей: контроль за правительственными назначениями со стороны министра по равноправию, государственная финансовая поддержка целевых программ неправительственных организаций по стимулированию женского представительства в структурах исполнительной власти и др.

Со времени принятия правительственной программы число женщин в «высших» эшелонах власти заметно возросло и в 1995 году составило: в правительстве 50% (11 из 22 министров нынешнего кабинета – женщины на уровне заместителей министров). В целом в 2000 году женщины составляли половину общего числа занятых в госслужбе, занимая при этом около 30% руководящих и старших должностных постов.

Большую роль играет омбудсман по вопросам равноправия, который ежегодно получает отчеты работодателей по гендерной статистике работающих у него на предприятии работников, а также гендерные статистические данные по увольнению работников. Увольнение работника по гендерному признаку карается законом. Все судебные издержки такого разбирательства несет профсоюз той организации, которая уволила работника, и структура омбудсмана по вопросам равноправия, которой на эти нужды Правительство выделяет специальное финансирование.

Итак, можно сделать вывод, что социальная роль женщин и их положение в обществе постоянно меняются со временем, сегодня равенство экономических, социальных и культурных прав и возможностей мужчин и женщин признаются практически всем цивилизованным сообществом, однако, в обществе все еще остаются и мешают ему полноценно жить и развиваться различные предрассудки и стереотипы.

Заключение


На национальном уровне, в различных странах процесс законодательного закрепления предоставления женщинам гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав зависел от степени господства в обществе старых «патриархальных» представлений о ролевых функциях каждого из полов, и соответственно, обусловленных этим традиционных правах и обязанностях мужчин и женщин. Огромное значение здесь имеет господствующая в том или ином обществе религия и национальные и культурные обычаи. В азиатских и африканских государствах прямая негативная дискриминация женщин чаще всего имеет корни в исламе и охватывает вопросы наследования, собственности на землю и семейные отношения.

Прямая позитивная дискриминация в пользу женщин чаще всего базируется на репродуктивной функции женщин (вспомним конституцию Ирландии). Однако все то, что касается ухода за детьми и их воспитанием, - сфера прав и обязанностей обоих родителей, и здесь возможны перегибы законодательства в обе стороны. В реальной жизни дифференцированный подход к конкретным индивидуумам и отдельным социальным слоям населения во многих ситуациях является необходимым средством для создания их более полного равенства.

Следуя закономерным тенденциям современности, государства мира на конституционном уровне проводят закрепление правового статуса женщин, каждое по собственным стандартам. Все конституции содержат общее положение о равенстве полов, но с теми или иными изъятиями, или же, наоборот, дополнительными гарантиями. Первые свойственны для стран с сильной позицией религиозных норм в недавнем политическом прошлом или в текущей реальности (арабский мир, страны с преобладающим католическим вероисповеданием), последние – для более современных стран т. н. «западной модели демократии». Вместе с тем скандинавские страны выработали свою собственную модель правового статуса женщин, основанной на планомерном проведении в жизнь принятой на государственном уровне концепции равного представительства мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, которая была нами рассмотрена на примере Швеции. На наш взгляд, именно эта концепция является наиболее приемлемой для установления реального гендерного равенства. Однако нельзя игнорировать и разработанные в конституционно-правовой практике прочих государств особенности закрепления прав женщин. Каждая из них вносит разнообразие, учитывающее национальные особенности определенной страны, и вряд ли будет считаться оправданным подводить под правовой статус женщин четко регламентированные стандарты.

Список использованной литературы


1.                 Европейская хартия прав 2000 г.

2.                 Конституция Австрии// #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] 25.10 2006, 19:04 РИА «Новости».

[2] Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой процесс. Автореферат диссертации на соискание степени докт.юр.наук. – Екатеринбург, 1996. С.21.

[3] Иностранное конституционное право/ Под ред. проф. В. В. Маклакова. – М.: Юрист, 1996. С. 124.

[4] СВ. Поленина. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права // Права женщин в России. Законодательство и практика. – М,.1998. - № 3. - С.12.

[5] Конституция ФРГ от 23 мая 1949 г. Ст. 3.

[6] Конституция Португалии от 2 апреля 1976 г. Ст. 9.

[7] Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. Ст. 3; Конституция Греции от 11 июня 1975 года. Ст. 4; Конституция Республики Исландия от 17 июня 1944 г. Ст. 56.; Конституция Индии 1950 г. Ст. 15; Конституция Республики Болгария от 13 июля 1991 г. Ст. 6; Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г. Ст. 10; Конституция Португалии от 2 апреля 1976 г. Ст. 8; Конституция Швейцарии от 18 апреля 1999 г. Ст. 3.

[8] Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. Преамбула.

[9] Конституция Греции от 11 июня 1975 года. Ст. 4, п. 2.

[10] Конституция Норвежского Королевства от 17 мая 1814 г. § 50.

[11] Конституция Индии 1950 г. Ст. 15, ч. 2, 3.

[12] Конституция Австрии. Ст. 23а.

[13] Tannen D. Du kannst mich einfach nicht verstehen.-  Munchen: W. Goldmann Verlag, 1993. S 256.

[14] Thimm C. Strategisches Handeln im politischen Konflikt. Frauen und Manner im kommunalen Parlament // Sprache im Konflikt. - Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1995. S.74.

[15] Op. cit. S. 76.

[16] См.: Keesing's Record of World Events// The Nikkei Weekly, 2000. July 3.  P. 41318.

[17] Закон Китайской Народной Республики о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней. Ст. 23// Новое законодательство КНР. Информационные материалы. Вып. 3. Ч. 1. М.: ИДВ РАН, 1995.

[18] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая. Т. 1–2: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под ред. Б. А. Страшуна. - 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: БЕК, 2000. С. 253.

[19] Иностранное конституционное право/ Под ред. проф. В. В. Маклакова. – М.: Юрист, 1996. С. 145.

[20] Конституция Индии 1950 г. Ст. 243D.

[21] Там же. Ст. 243Т.

[22] Там же. Ст. 51А.

[23] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть особенная. Т. 4: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под ред. Б. А. Страшуна. - 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: БЕК, 2000. С. 215.

[24] Гартмейер М. От формального гендерного равенства к настоящему (на примере Германии и Франции). Доклад // Сборник ежегодной научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия». – М., 2004. С. 18.

[25] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть особенная. Т. 4: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под ред. Б. А. Страшуна. - 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: БЕК, 2000. С. 138.

[26] См.: Гартмейер М. Указ. соч. С. 20.

[27] Конституция Венгерской Республики. § 66.

[28] Конституция Италии. Ст. 37.

[29] Европейская хартия прав 2000 г. Ст. 20.

[30] Конституция Соединенных Штатов Бразилии от 18 сентября 1946 г. Ст. 157.

[31] Конституция Республики Болгария от 13 июля 1991 г. Ст. 47, ч. 2.

[32] См., напр: Конституция Республики Беларусь. Ст. 42.

[33] См. также: Клэр Килпатрик. Эффективное использование равных прав: равное вознаграждение за труд равной ценности во Франции и Британии // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. - Под ред. Ф.Гардинер. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С.47-75.

[34] Матрикас А.А. Семья как ценность : состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы /А.А.Матрикас //Социс .- 2004. - С.65.

[35] См.: Ontarii Nursis Assosiation v. Haldimond-Norfolc (0001-89 P. E. H. T.).

[36] Armstrong P. Women and Work: Learning from the Research Epxerimence // Investigating the Gender Bias. Vancouver, 1993. P. 140.

[37] Конституция Ирландии от 29 декабря 1937 г. Ст. 41.

[38] Там же. Ст. 45, ч.2.

[39] Конституция Индии 1950 г. Ст. 39.

[40] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть особенная. Т. 4: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под ред. Б. А. Страшуна. - 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: БЕК, 2000. С. 380.

[41] См. подр.: Dezen Junior С. Direito Constitucional — 10 editao. – Brasilia, 1999. P. 401.

[42] См.: Гендерная экспертиза российского законодательства: теория и практика//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4(160), 2002. С. 34.

[43] См.: Гендерная политика: реалии дня и тенденции  XXI века //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4(160), 2002. С. 29.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты