Особенности органов внутренних дел как юридических лиц.

Юридическое лицо принимает соответствующие Положения о них, наделяя назначенного руководителя доверенностью на право совершения юридических действий от его имени. Наряду с руководителем филиала или представительства от имени юридического лица могут выступать и другие лица, которым руководитель филиала (представительства) вправе выдать доверенность на совершение отдельных юридических действий. Но выдать доверенность работнику филиала (представительства) его руководитель может лишь при условии, что его собственная доверенность предоставляет ему такое право либо потребность в передоверии возникла вследствие обстоятельств, связанных с охраной интересов юридического лица. В последней ситуации юридическое лицо должно быть извещено о передоверии, что соответствует ст. 187 ГК РФ.

Филиалы, в отличие от представительств, вправе осуществлять все или часть функций юридического лица, но в меньшем объеме, в том числе и представительские. Представительства же лишь представляют юридического лицо вне места его нахождения без права совершать его функции. Главная и общая их особенность заключается в том, что и филиалы и представительства - это неправосубъектные образования, так как своего имущества не имеют, а потому не могут выступать в гражданских правоотношениях ни от своего, ни от чужого имени. В тех правоотношениях, где они принимают участие, стороной является соответствующее юридическое лицо их создавшее. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшее их юридическое лицо.


§ 2. Правовой статус ОВД как юридического лица


Анализируются признаки юридического лица у городского районного органа внутренних дел, определяется возможность участия ОВД в гражданском обороте и пределы такого участия.

Вопросы правового статуса органов внутренних дел как субъектов гражданского права вызывают значительный научный и практический интерес. Это связано с тем, что ОВД являются государственными органами исполнительной власти в сфере правоохранительной деятельности с соответствующими задачами. С другой стороны, ГК РФ и ведомственные нормативные акты закрепляют за ними статус юридического лица с правом участия в гражданском обороте.

В настоящее время, анализируя деятельность органов внутренних дел (ОВД) в области экономических отношений, мы говорим, что ОВД занимаются хозяйственной деятельностью.

Сюда же мы включаем и деятельность, в результате которой ОВД получают доходы (прибыль). Такое толкование хозяйственной деятельности требует некоторого уточнения.

Исследования в области правового регулирования хозяйственной деятельности показали, что во многом она регламентируется нормами административного права, причем зачастую данные нормы подменяют нормы гражданского права.

Так, например, подразделения ГИБДД, горрайорганы внутренних дел осуществляют на возмездной основе технический осмотр транспортных средств. Однако это не позволяет вести речь о сделке между гражданином и горрайорганом о гражданско-правовом характере возникающих при техосмотре отношений. Здесь нет равенства сторон.[5]

Техосмотр проводится в ГИБДД в порядке выполнения возложенных на неё задач и имеет своей целью проверку технического состояния автотранспортных средств. Он проводится в рамках административно- правовых отношений. Не являются сделками и такие действия горрайорганов внутренних дел, как выдача паспортов, приём экзаменов и выдача водительских удостоверений на право управления транспортными средствами и т. д. Сборы с граждан, взимаемые в этих сферах деятельности, поступают в государственный бюджет. Возникающие на этой стадии отношения определяются как отношения по вертикали, субординационные, организационно-регулятивные. К властным отношениям относится и снабжение ОВД материальными и финансовыми ресурсами за счет средств выделяемых из бюджета. По-видимому, финансово-хозяйственной деятельностью ОВД следует называть несвободную деятельность, основанную на отношениях власти – подчинения, из области хозяйственного управления (публичного права). Говоря о хозяйственной деятельности ОВД, мы можем иметь в виду существование хозяйственного законодательства в этой сфере, включающее в себя нормативные акты из различных отраслей права, но не систему и принципы этой деятельности, т. е. мы не ведём речь о хозяйственном праве.[6]

В тех же случаях, когда организация самостоятельно устанавливает договорные отношения, например, по ремонту служебных помещений, строительству жилых домов, по ремонту и профилактическому обслуживанию автотранспорта и другого имущества, по охране квартир собственников, сопровождению грузов и т. д., то здесь участники этих правоотношений выступают как равноправные субъекты. Это уже отношения по горизонтали, равноправные, относящиеся к гражданско-правовым. Здесь присутствует и равноправие сторон и, в определенной мере, автономия воли и имущественная самостоятельность данных субъектов. Если же в результате этой деятельности у организации появляется прибыль, то мы имеем право утверждать, что данная деятельность при наличии дополнительных признаков является предпринимательской, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ и п. 3 ст. 50 ГК РФ. Однако п. 3 ст. 298 ГК РФ использует для разрешенной предпринимательской деятельности учреждений термин «деятельность, приносящая доходы». Законодатель использует разные формулировки для одного и того же явления в зависимости от того, является ли эта деятельность основной или вспомогательной.

Таким образом, понимание финансово-хозяйственной и деятельности ОВД, приносящей доходы (а фактически разрешенной предпринимательской деятельности), лежат в разных плоскостях. Однако, и предпринимательская, и финансово-хозяйственная деятельность являются экономической деятельностью (товарно-денежные отношения). Однако, если мы говорим о свободной хозяйственной деятельности, без отношений власти – подчинения, то мы в определенной степени можем утверждать, что такая хозяйственная деятельность включает в себя как составную часть и предпринимательскую деятельность.

В хозяйственных отношениях могут участвовать все органы внутренних дел. Что же касается гражданско-правовых отношений, в том числе и предпринимательских, то самостоятельно приобретать материальные ценности и оказывать платные услуги, участвовать в других договорных отношениях могут только те организации, которые обладают правами юридического лица.

Юридическим лицом может быть не только система в целом (МВД, УВД), но и ее отдельные структурные подразделения. Существует точка зрения, что они являются юридическими лицами публичного права (государственными корпорациями). Статус юридического лица как правило закреплён в положениях о МВД, УВД и т. д. [3]. Согласно приказу МВД № 420 от 14 сентября 1993 г. «О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел натранспорте» и с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом МВД России № 140 от 16 марта 1996 г., «горрайотделы внутренних дел являются основным звеном системы МВД РФ, от уровня организации которого зависит эффективность борьбы с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Приложение № 10 к приказу МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. вводит в действие Типовое положение об Управлении (отделе) внутренних дел города (района), района в городе. П. 1.5

Типового положения определяет отдел внутренних дел как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и собственное наименование. Согласно п. 1.14 Положения о Главном управлении внутренних дел города Москвы «ГУВД является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, счета в банковских учреждениях». Приказом МВД РФ № 180 от 8 апреля 1996 г. министрам МВД республик, начальникам ГУВД, УВД субъектов РФ предоставлено право создавать юридические лица (государственные учреждения), подведомственные МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.[7]

Государство признаёт органы внутренних дел юридическими лицами и определяет для них организационно-правовую форму – форму учреждения.


§ 3. Структурные подразделения в системе ОВД


Какие же правовые основания существуют для того, чтобы выявить признаки юридического лица у структурных подразделений ОВД? Проведём сравнительно-правовой анализ.

Понятие «юридическое лицо» – это институт гражданского права. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.[8] Из содержания статьи следует, что юридическими лицами могут быть признаны лишь такие организации, которые обладают следующими признаками:

1) организационным единством,

2) имущественной обособленностью (в том числе имеют самостоятельный баланс или смету),

3) несут самостоятельную имущественную ответственностью,

4) выступают в гражданском обороте и в суде от своего имени.

С позиций названных признаков рассмотрим горрайорган внутренних дел. Организационное единство горрайоргана внутренних дел.

Юридическим лицом может быть не любой коллектив людей, а лишь определённым образом организованный, т. е. представляющий из себя организацию (ст. 48 ГК РФ).

Юридическое лицо должно быть определённым образом организовано в качестве единого целого, должно иметь организационную структуру и органы, осуществляющие его правосубъектность. Организационное единство закрепляется в уставе (положении) юридического лица или в общем для организаций данного типа Горрайорганы внутренних дел действуют на основании положений о них, в частности, положения, утверждённого приказом МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. В Положении закреплены задачи, функции, руководящие органы отделов (управлений) внутренних дел.

Для определения организационной структуры горрайоргана как юридического лица следует обратиться к проблеме организационной структуры горрайоргана как органа управления. Организационная структура горрайоргана внутренних дел как юридического лица, вне сомнения, связана с его оргструктурой как органа управления. Однако тождества между ними нет.

В теории управления органами внутренних дел горрайорган внутренних дел рассматривается как совокупность подразделений, входящих как в состав аппарата горрайоргана, так и непосредственно ему подчинённых.

Следовательно, структура горрайоргана как органа управления включает в себя аппарат горрайоргана и подразделения, подчинённые этому аппарату.

Аппарат горрайоргана включает в себя отраслевые (выполняющие основные функции) и функциональные (выполняющие обеспечивающие функции) подразделения и штабные руководства органа. Отраслевые подразделения (службы) представлены отделами (отделениями группами) уголовного розыска, следствия, дознания, ОБПСЭ, государственными противопожарными службами и некоторыми другими подразделениями. Функциональные подразделения (службы) представлены отделением (группой, инспектором) кадров, финансовой частью (бухгалтерией), хозяйственной службой и канцелярией.[9]

В числе подразделений, подчинённых аппарату горрайоргана внутренних дел, называют: подразделения вневедомственной охраны, изоляторы временного содержания, приёмники-распределители для несовершеннолетних, для лиц задержанных за бродяжничество и попрошайничество, специальные приёмники для лиц, арестованных в административном порядке, мед. вытрезвители, подразделения ГИБДД, территориальные отделения милиции и другие формирования милиции.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты