Особенности органов внутренних дел как юридических лиц.

Таким образом, организационная структура горрайоргана внутренних дел как органа управления – это аппарат горрайоргана и подчиненные ему подразделения. Она включает в себя как подразделения, являющиеся самостоятельными субъектами гражданского права – юридическими лицами (отделы вневедомственной охраны, медицинские вытрезвители и др.), так и подразделения, не обладающие гражданской правосубъектностью (подразделения ДПС ГИБДД, ИВС и др.).

Организационная структура горрайоргана внутренних дел как юридического лица охватывает аппарат горрайоргана и те подчинённые аппарату подразделения, денежными средствами которых распоряжается начальник горрайоргана.

Организационная структура горрайоргана как юридического лица не включает в себя подразделения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Одно юридическое лицо не может быть составной частью другого юридического лица. Это обусловлено экономической сущностью как отдельного звена в цепи товарно-денежных отношений тем, что целое и часть не могут стать в одной цепи рядом. Не следует забывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает для себя гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Действия начальника в пределах его компетенции рассматриваются как действия самого органа внутренних дел. Таким образом, юридическое лицо признаётся волеспособным, так как волеспособны его органы, то есть они могут совершать действия, имеющие юридическое значение. Однако, орган юридического лица не является субъектом каких-либо гражданских прав и обязанностей, обособленных от гражданских прав и обязанностей юридического лица. Именно благодаря наличию соответствующих органов, начальника, осуществляющего руководство учреждением, органы внутренних дел выступают во вне как единое целое, как единый субъект, хотя обладает сложной внутренней структурой. Поэтому следует сказать, что компетенция начальника органа производна от компетенции самого органа и находится в её пределах.

Имущественная обособленность горрайоргана внутренних дел. В самом общем виде имущественная обособленность ГРОВД выражается в наличии у него материально-финансовой базы, состоящей из определённых материальных объектов (вещей), а также денежных средств и прав требования. Иначе говоря, имущества в широком его понимании. Согласно Приложению №1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями от 21 июля и 24 декабря 1993г.), здесь мы понимаем под имуществом совокупность вещей и прав требования.

Так каков же правовой статус имущества, закреплённого за ОВД? Государство признаёт ОВД юридическими лицами и определяет для них организационно-правовую форму учреждения. В соответствии со ст. 120 ГК учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.[10] По смыслу ст. 120 ГК основной целью создания учреждения являются функции некоммерческого характера. Государственные бюджетные учреждения для того и создаются, чтобы решать специальные, управленческие и иные задачи. Согласно ч. 1 ст. 296 ГК, «учреждение в отношении закреплённого за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями, собственниками и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения».

Данная совокупность прав на имущество, закреплённое в данной статье, получило в науке гражданского права название «право оперативного управления».

Согласно разделу 3, п. 39 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, имущество, закреплённое за Министерством, находится у него на праве оперативного управления. Право оперативного управления, как способ закрепления имущества за несобственником получает всё большее распространение в системе МВД России. Так, Указом Президента РФ от 21 апреля 1996 г. № 572 «О передаче в оперативное управление МВД РФ арендуемых зданий, сооружений и помещений» в п. 1 Правительству РФ приказано обеспечить в установленном порядке ОВД РФ, их подразделениям и учреждениям в оперативное управление арендуемых ими зданий, сооружений и помещений, относящихся к федеральной собственности и используемых для размещения и социально-бытового обслуживания сотрудников и личного состава ОВД.

Так каково же содержание права оперативного управления для ОВД?

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, это право владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник, согласно п. 2 ст. 96 ГК РФ, вправе по своему усмотрению совершить в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Субъект права оперативного управления согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ осуществляет свои права на имущество в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник в своих действиях руководствуется только указаниями закона, а субъект иных вещных прав не только законом, но и теми условиями (по договору), которые поставил ему собственник того имущества, которым он владеет, пользуется или распоряжается. Право собственности совсем не исчерпывается той «триадой», которая закреплена в действующее гражданском законодательстве. Для права оперативного управления характерна тесная взаимосвязь с обязанностями горрайоргана внутренних дел.

Каждое из правомочий, входящих в право оперативного управления, содержит одновременно определённый элемент обязанности горрайорганов внутренних дел перед государством. РОВД, приобретая право, основанное на законе владения имуществом, вместе с тем обязываются тщательно учитывать все материальные ценности, строго соблюдать правила его хранения и т. д. Право пользования, означающее основанную на законе, возможность эксплуатации имущества путём извлечения из него полезных свойств, одновременно налагает на горрайорганы внутренних дел обязанность использовать имущество наиболее эффективно, в строгом соответствии с его назначением.[11]

Право распоряжения, предоставляющее возможность совершать действия, направленные на изменение юридической принадлежности имущества, означает одновременно обязанность для РОВД распоряжаться имуществом с согласия собственника.

Таким образом, категория оперативного управления, как и категория юридического лица, служит общей универсальной предпосылкой участия учреждений в разнообразных отношениях. Право оперативного управления возникает там, где необходимо признать гражданскую правосубъектность, то есть статус юридического лица за организацией, не являющейся собственником закреплённого за ним имущества.

В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом и имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных ему по смете, например, сдавать в аренду, предоставлять в залог, реализовывать имущество, предоставленное собственником. К сожалению, есть случаи противозаконного использования имущества, закреплённого за различными учреждениями системы МВД России на праве оперативного управления.

Милиция РФ согласно ст. 7 Закона о милиции подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).

Основными задачами криминальной милиции являются предупреждения, пресечение и раскрытие преступлений, по делам, о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и т.д. (ст.8 Закона о милиции).

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные подразделения: подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики, экспертно-криминалистические подразделения, подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подразделения по борьбе с организованной преступностью.

Эти подразделения созданы для решения стоящих перед ними задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.

В соответствии со ст.9 Закона о милиции основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, охрана общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление место нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Местная милиция оказывает содействие криминальной милиции в исполнении и возложенных на нее обязанностей. Милиция общественной безопасности является органом дознания.

В состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, численность финансируется за счет средств федерального бюджета, определяется Правительством РФ.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемая за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при ОВД, дежурные части, подразделения ГИБДД и ДПС, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции, изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, отряды милиции особого назначения, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, подразделения паспортно-визовой службы, специализированные подразделения дознания и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что отдельные структурные подразделения ОВД и МВД РФ в целом, как субъекты гражданского права, обладают статусом юридического лица в организационно-правовой форме учреждения и имеют возможность участвовать в гражданском обороте в дифференцированных имущественных режимах. С одной стороны, ОВД не вправе самостоятельно распоряжаться средствами, выделенными им по смете, а с другой стороны, должны иметь фактически реализуемое право самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным ими от разрешенной деятельности, приносящей доходы в своих уставных целях.

Заключение


Таким образом, в нашей курсовой работе мы рассмотрели особенности Органов внутренних дел как юридических лиц. Хотелось бы отметить, что понятие «юридическое лицо» – это институт гражданского права. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Финансово-хозяйственная деятельность ОВД, приносящая доходы (а фактически разрешенная предпринимательская деятельность), являются экономической деятельностью (товарно-денежные отношения). Однако, если мы говорим о свободной хозяйственной деятельности, без отношений власти – подчинения, то мы в определенной степени можем утверждать, что такая хозяйственная деятельность включает в себя как составную часть и предпринимательскую деятельность.

Организационная структура горрайоргана внутренних дел как органа управления – это аппарат горрайоргана и подчиненные ему подразделения. Она включает в себя как подразделения, являющиеся самостоятельными субъектами гражданского права – юридическими лицами (отделы вневедомственной охраны, медицинские вытрезвители и др.), так и подразделения, не обладающие гражданской правосубъектностью (подразделения ДПС ГИБДД, ИВС и др.).


Список используемой литературы:


1.   Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.)\

2.   Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. 138-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.).

3.   Жилищный кодекс Российской Федерации. Принят 22 декабря 2004 г. Раздел.VI «Товарищество собственников жилья».

4.   Федеральный закон от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 22 декабря 2002 г.) // ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2322;

5.   Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785; № 28. Ст. 3261; 1999. № 1. Ст. 2.

6.   Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1; 2001. № 33. Ст. 3423.

7.   Федеральный закон от 8 мая 1996 г. (в ред. от 21 марта 2002 г.) «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

8.   Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

9.   Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1930; 1998. № 30. Ст.3608: Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст.3340; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.148.

10.   Закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (в ред. от 21 марта 2002 г.) // ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306.

11.   Федеральный закон от 7 июля 1993 года № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и ВС РФ. 1993. № 33. Ст.1309.

12.   Федеральный закон от 8 августа 2001 (в ред. от 2 ноября 2004 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3431. В настоящий закон Федеральным законом от 23 июня 2003 г. введена дополнительная глава «Государственная регистрация индивидуального предпринимателя». См. также: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. « совершенствовании процедуры государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2004. № 10. Ст. 864.

13.   Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

14.   Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в ГК России // Гражданский кодекс России. – М., 1998.

15.   Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.

16.   Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.

17.   Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003.

18.   Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 1 Санкт- Петербург, 2002. С. 208.

19.   Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998.


[1] Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

[2] Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.

[3] Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.

[4] Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в ГК России // Гражданский кодекс России. – М., 1998. С. 268

[5] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998. С. 17.

[6] Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003. С. 199.

[7] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998. С. 18.

[8] Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

[9] Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998.

[10] Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003.

[11] Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты