Особенности правового регулирования привлечения к административной ответственности физических лиц

В Особенной части КоАП также ряд статей называют юридическое лицо субъектом конкретного административного правонарушения. В отдельных статьях употребляется термин «банк», в других — «организация», в третьих — «наниматель», в четвертых — «орган». Так, в статье 11.24 записано: «Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов...», в статье 11.34 — «Превышение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сроков проведения внешнеторговых операций». В статье 11.27 говорится о банке как субъекте правонарушения. Так, в части 1 записано: «Досрочная выплата банком процентов по вкладам (депозитам) юридических и физических лиц, а равно начисление и (или) выплата повышенных процентов работникам банка». Банк как субъект административного правонарушения назван.

Субъектом административного правонарушения является и индивидуальный предприниматель, когда он оговорен в диспозиции правовой нормы соответствующей статьи Особенной части КоАП. Так, в статье 11.7 наравне с другими лицами назван и предприниматель в качестве субъекта правонарушения. То же в статьях 11.16, 11.18. В статье 12.8 определяется лишь один субъект правонарушения — индивидуальный предприниматель. Эта статья является, по существу, единственной, когда индивидуальный предприниматель выступает единственным субъектом правонарушения. В ряде статей индивидуальный предприниматель указывается субъектом наравне с должностным или юридическим лицом. Бывает и так, что он, подобно юридическому лицу, не называется в диспозиции нормы. Чтобы определить, является ли индивидуальный предприниматель субъектом конкретного правонарушения, следует обратиться к санкции этой статьи. Если он фигурирует в качестве субъекта административной ответственности, то он, следовательно, является и субъектом правонарушения. Индивидуальный предприниматель не несет ответственности за чужую вину.

Таким образом, в соответствии с КоАП Республики Беларусь, к субъектам административного правонарушения относятся:

1)  физические лица;

2)  юридические лица в виде его органа, должностного лица или иного работника;

3) предприниматели.

Физическое лицо — это в первую очередь гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Кроме того, КоАП к физическим лицам относит должностных лиц, иных работников юридического лица, несовершеннолетних и малолетних. Руководствуясь статьями Особенной части, можно назвать и иных лиц — это родители и лица, их заменяющие (ст. 9.4), член религиозной организации (ч. 4 ст. 9.9), кассир юридического лица (ст. 11.7), эмитенты (ст. 11.10), член органа управления банка (ст. 11.28), другие работники банка (ст. 11.30), нерезидент Республики Беларусь (ст. 11.35), резидент (ст. 11.41), экспортер, импортер (ст.ст. 11.50, 11.51), поставщик (исполнитель), государственный заказчик (ст. 12.5), служащий биржи (ст. 12.14), работник индивидуального предпринимателя (ст. 12.16), работник торговли (ст. 12.17), налоговый агент (ст.ст. 13.1, 13.4, 13.7, 13.8), уполномоченное лицо (16.4), медицинский работник (ст. 16.5), лицо, находящееся на воздушном судне (ст. 18.6), пешеход, лицо, управляющее велосипедом, гужевой повозкой, лицо, участвующее в дорожном движении и не управляющее транспортным средством (ст. 18.23), лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 18.25), представители административной власти (ст. 18.28), пассажиры (ст. 18.30), председатель, члены приемочной комиссии (21.6), инженер (ст. 21.8.), организатор собрания (ч. 2 ст. 23.34), свидетель, потерпевший (ст.ст. 24.4, 24.5), военнообязанный (ст. 25.6), призывник (ст. 25.7).

В ряде статей КоАП (ст.ст. 9.14-9.19) встречается и такой субъект административного правонарушения, как наниматель. В соответствии с частью 6 статьи 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) под нанимателем понимается «юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставляется право заключения и прекращения трудового договора с работником».

Многочисленность и разнообразие субъектов — физических лиц позволяет разделить их на виды. В административно-деликтной научной литературе их делят на три вида:

1) общие;

2) специальные;

3) отдельные.

К общим субъектам относятся граждане Республики Беларусь. Они обладают только общими признаками, т.е. такими, которые должны быть присущи любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения,— это возраст и вменяемость. Общие признаки закреплены в статьях Общей части КоАП. В Особенной части эти признаки не описываются, но обязательно учитываются при определении субъекта конкретного состава правонарушения. К общим субъектам относятся и иностранные граждане, лица без гражданства, поскольку они отдельно не выделяются, а выступают в совокупности с гражданами Республики Беларусь, за исключением нескольких видов правонарушений. Общие субъекты по количеству правонарушений, в состав которых они входят, являются самыми многочисленными.

Специальные субъекты правонарушения — это те физические лица, которые обладают, кроме общих признаков, еще и дополнительными, предусмотренными в большинстве случаев статьями Особенной части КоАП. В большинстве случаев потому, что признаки некоторых из них не названы в статьях Общей части. К ним относятся должностные лица, водители транспортных средств, несовершеннолетние, наниматели, плательщики, работники юридического лица; т.е. те, которые обладают дополнительными специальными признаками и могут совершить целый ряд административных правонарушений.

Отдельные субъекты правонарушения выступают в качестве субъектов единичных правонарушений или отдельного их вида. Признаки таких субъектов описываются в статьях Особенной части КоАП или в иных нормативных правовых актах. Перечень рассматриваемых субъектов дан выше под названием «иные лица». Все они обладают общими признаками и имеют свои особые, свойственные только им признаки. Это родители и лица, их заменяющие, кассир юридического лица, эмитенты, нерезиденты Республики Беларусь, служащий биржи, работник индивидуального предпринимателя, работник торговли, налоговый агент и т.д. [37, с. 110].

Специальные субъекты могут совершать как отдельные правонарушения, присущие только им в силу их правового статуса, так и правонарушения наравне с общими субъектами. Отдельные субъекты совершают только присущие им конкретные виды правонарушений. Например, родители и лица, их заменяющие, являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 КоАП; работник торговли — субъект правонарушения, описанного в статье 12.17; лицо, находящееся на судне,— субъект правонарушения, описанного в статье 18.6; пассажиры — субъекты правонарушения, описанного в статье 18.30; призывник — субъект правонарушения, описанного в статье 25.7. Они совершенно обособленны от общих субъектов и не могут по своему статусу совершить правонарушение, субъектом которого является общий субъект. Этот признак отдельных субъектов отличает их от общих и специальных субъектов правонарушений. Ряд правонарушений могут совершать только общие субъекты. Например, причинение телесного повреждения (ст. 9.1), клевета (ст. 9.2), оскорбление (ст. 9.3), мелкое хулиганство (ст. 17.1). Подобных правонарушений довольно много. Их значительно больше, чем правонарушений, совершаемых только специальными и отдельными субъектами, вместе взятых. Это свидетельствует о том, что основными субъектами административных правонарушений являются общие субъекты.

Специальные и отдельные субъекты правонарушений являются обособленными группами физических лиц как вида субъектов правонарушений. В свою очередь одним из видов специальных субъектов выступают должностные лица. До КоАП 2003г. законодательного определения должностного лица не существовало ни в целом в административном праве, ни в административно-деликтном праве. В КоАП 2003г. в статье 1.3 должностное лицо определяется как физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. Такое определение не внесло ясности в понимание должностного лица в административно-деликтном праве, ибо в нем употребляется немало терминов, не получивших ни в законодательстве, ни в научной литературе доступных разъяснений. Например, что понимается под термином «выполнение функций по специальному полномочию», «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции»? Тем не менее, данное определение представляет значительный шаг вперед в уяснении сущности должностного лица.

Рассматриваемое определение позаимствовано из уголовного права и частично усовершенствовано. Так, в пункте 3 части 4 статьи 4 УК Республики Беларусь записано: «лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях... должности». Следует подчеркнуть, что действующее законодательство не знает такого способа занятия должности, как по специальному полномочию. В статье 1.3 КоАП говорится не о занятии должности по специальному полномочию, а о выполнении соответствующих функций по специальному полномочию.

Некстати здесь и термин «полномочие». Правильнее было бы сказать «по специальному поручению (разрешению или решению)». По сути дела, речь идет о том, что отдельному лицу поручается полнить отдельные полномочия, не свойственные для него, это лицо уполномочивается осуществить права организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера. Термины «организационно-распорядительные», «административно-хозяйственные функции» свидетельствуют о выполнении управленческих действий. Управленческие действия могут осуществляться только служащими. Лицо, которое получает право по отдельному поручению выполнять специальные управленческие функции, не является служащим, или, являясь служащим, не обладает такими полномочиями для выполнения какого-то задания. Лица, постоянно или временно выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, должны быть служащими.

В Трудовом кодексе более просто и понятно дано определение должностного лица. В статье 1 записано: «...должностное лицо нанимателя — руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений» [45, с. 2].

Определение должностного лица, данное в статье 1.3 КоАП, состоит из двух частей. В первой части определяется собственно должностное лицо, во второй — представители административной власти. Слово «собственно» употребляется нами лишь с целью разграничения первого понятия должностного лица от второго, а они весьма разные. Объединять их словом «должностные лица» не только нежелательно, но, как представляется, неверно. Общим для них является то, что первые и вторые виды субъектов обладают властными полномочиями. Между тем, у собственно должностных лиц эти полномочия относятся к подчиненным работникам, представителей административной власти — к неподчиненным лицам. Однако подобные полномочия по своему характеру во многом различаются. Вторая группа должностных лиц имеет свое название — «представители административной власти», первая названия не имеет, кроме как «должностные лица».

По КоАП первая группа относится к субъектам административных правонарушений, вторая — нет. Вторая группа обозначена лишь в пяти статьях КоАП (ст.ст. 23.1-23.5), и они не являются субъектами административных правонарушений. В этих статьях свободно можно было обойтись без употребления термина «должностное». Нельзя обойти и факт несоответствия определения должностного лица определению, оговоренному в статье 23.3. Так, членом административной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних может быть и не государственный служащий, а рабочий или служащий общественного объединения. Члены этих комиссий участвуют лишь в принятии решения по делу и не вправе отдавать распоряжения или приказы лицам, не подчиненным им по службе (о чем записано в ст. 1.3), так как вне заседания комиссии они — обычные граждане, работники учреждений, организаций, пенсионеры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты