Особенности правового регулирования привлечения к административной ответственности физических лиц

Хроническое психическое расстройство представляет собой заболевание психики, носящее длительный характер и способное к прогрессированию, при этом, по существу, не излечимо. Им является прогрессивный паралич, эпилепсия, шизофрения и др.

Временное психическое расстройство — это психическое заболевание, которое протекает остро, в виде приступов, носит временный характер, излечимо. К нему относятся реактивное состояние, белая горячка, патологическое опьянение, патологический эффект и др.

Слабоумие — это врожденное умственное недоразвитие. Оно может быть вызвано повреждениями или заболеваниями самого плода, болезнью родителей (олигофрения) или приобретенным снижением умственных способностей (деменция). Наиболее часто встречается олигофрения. Она имеет постоянный характер и делится на три группы: глубокая (идиотия), менее глубокая (имбе-цильность) и легкая (дебильность) степень недоразвития умственных способностей [36, с. 117].

Иное психическое заболевание по своим психопатологическим нарушениям приравнивается к хроническому и временному расстройству психики, но к ним не относится. Оно наступает при инфекционных заболеваниях (при сыпном и брюшном тифе, воспалении легких), болезнях внутренних органов, нарушении обмена веществ и др. [36, с. 118].

Юридический критерий невменяемости — неспособность лица отдавать себе отчет в своих поступках или руководить ими. Юридическому критерию присущи два признака: интеллектуальный и волевой. Интеллектуальный признак невменяемости характеризуется тем, что лицо во время совершения противоправного деяния не может сознавать своих поступков, т.е. оно не понимает фактических обстоятельств и последствий, к которым они могут привести.

Волевой момент невменяемости выражается в неспособности лица руководить своими действиями. Разумеется, если лицо не способно сознавать, то оно и не способно руководить своими действиями. Это говорит о том, что сознание и воля человека неразрывно связаны между собой.

Установление невменяемости лица в момент совершения противоправного деяния свидетельствует об отсутствии субъекта правонарушения. Административно-деликтное законодательство не предусматривает, в отличие от УК, возможность применения мер принудительного характера к лицу, признанному невменяемым.

Возраст — это период, количество прожитого времени, лет. Он обычно измеряется годами и связан с вменяемостью, способностью лица понимать характер и социальную значимость всех своих действий. Эта способность появляется у человека по мере биологического и социального его развития. Лицо может соответствовать медицинскому критерию, а юридическому — нет. Иначе говоря, лицо может быть не подвержено психическому заболеванию, но еще не способно сознавать фактический характер и общественную вредность своих действий или руководить ими. Такая способность приходит с достижением соответствующего возраста и по действующему законодательству определяет вину в совершенном деянии. Способность осознавать характер своих поступков, в том числе и их общественную вредность (противоправность), по общему правилу наступает у несовершеннолетних, достигших шестнадцатилетнего возраста. В части 1 статьи 4.3 КоАП установлено, что административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Названное правило является общим. Вместе с тем, за ряд административных правонарушений физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. В таких случаях оно является и субъектом правонарушения. В части 2 статьи 4.3 предусмотрено 16 видов подобных правонарушений. Ими являются:

- умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);

- мелкое хищение (ст. 10.5);

- умышленное уничтожение либо повреждение имущества;

- нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29);

- жестокое обращение с животными (ст. 15.45);

- разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58);

- мелкое хулиганство (ст. 17.1);

- нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (ч.ч. 1-3, 5 ст. 18.3);

- нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (ст. 18.4);

- нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.9);

- нарушение правил пользования метрополитеном (ст. 18.10);

- нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. 18.34);

- повреждение историко-культурных ценностей (ст. 19.4);

 нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст. 19.7);

- незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46);

- незаконные действия в отношении холодного оружия (ст. 23.47).

Перечень названных правонарушений свидетельствует об их особом характере. Поэтому и лица в четырнадцатилетнем возрасте не могут не сознавать их общественную вредность и противоправность.

Субъектами большинства административных правонарушений являются лица, достигшие шестнадцати лет. Субъектами же отдельных правонарушений они быть не могут, поскольку для этого требуется достижение совершеннолетия, т.е. восемнадцати лет. Например, в соответствии со статьей 17.4 вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных напитков, а также иное вовлечение в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ может рассматриваться как административное правонарушение, если осуществляется лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Такой возраст прямо оговорен в названной статье.

Управление рядом транспортных средств возможно лишь лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста или двадцати одного года. Так, статья 33 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движении» устанавливает, что «лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, имеют право управления:

- мотоциклами и иными приравненными к ним механическими транспортными средствами с рабочим объемом двигателя более 500 кубических сантиметров (категория «А»);

- автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидящих мест, в которых не превышает девяти, включая сиденье водителя (категория «В»);

- автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (категория «С»);

- составами механических транспортных средств с тягачами, относящимися к категории транспортных средств «В» и «С» (категория «Е»).

Лица, достигшие двадцати одного года, имеет право управления:

- автобусами и иными автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более девяти сидячих мест, включая сиденье водителя (категория «Д»);

- сочлененными автобусами (категория «Д» и «Е»)» [9. с. 111].

Следовательно, субъектом административного правонарушения не может быть лицо, не достигшее восемнадцати лет либо двадцати одного года, если оно управляло названными видами транспорта и нарушило те правила дорожного движения, которые относятся к водителям транспортных средств, т.е. лицам, получившим право на управление. Оно будет лишь субъектом правонарушений, предусмотренных статьей 18.19 «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления» и частью 2 статьи 18.16 «Управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения освидетельствования».

КоАП предлагает при определении вины учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной) и обстоятельства, отягчающие ответственность:

1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

2) совершение административного правонарушения повторно;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

Достижение установленного возраста требуется для субъектов правонарушений, предусмотренных статьей 25.5 «Уклонение от призыва на военную службу», статьей 25.7 «Уклонение призывника или военнообязанного от воинского учета», частью 1 статьи 25.8 «Нарушение призывниками или военнообязанными правил воинского учета».

Несовершеннолетие относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность (ч. 7 ст. 7.2).

2.3. Основания освобождения от административной ответственности физических лиц


Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных правонарушений взысканий для их применения. В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав. Ограничение оснований для применения административных взысканий установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной с применением административных взысканий в административном порядке и в случаях, предусмотренных законодательством. Так, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. На общих основаниях несут ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также за административные таможенные правонарушения, за нарушение правил получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней во всех видах либо изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов. К ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы - и штраф. Но они могут быть освобождены от административной ответственности за эти административные правонарушения органом, решающим дело, с передачей материалов для решения вопроса о дисциплинарной ответственности. Административная ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями. Вместе с тем законодательство, базируясь на принципах гуманизма и экономии средств, предусматривает возможность освобождения правонарушителя от того или иного вида юридической ответственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты