Особенности правового регулирования валютных отношений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Финансово - правовой
Кафедра Гражданского права и процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Основы банковского дела
Тема: «Особенности правового регулирования валютных отношений»
Исполнитель: студент 5 курса, 53 группа
Руководитель: зав. Кафедры «Гражданского права и процесса»
Барановичи
2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа : 43с., 21 источник.
ВНЕШЕТОРГОВЙ ДОГОВОР, ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ,
ПЕРЕДАЧА ВАЛЮТЫ
Предметом исследования является изучение валютных отношений по законодательству Республики Беларусь, их виды и особенности.
Объектом данного исследования является изучение путей развития валютных отношений в Республике Беларусь, их усовершенствование – для удовлетворения потребностей всех категорий граждан.
Цель работы рассмотреть и изучить регулирование валютных отношений по законодательству Республики, подробно рассмотреть на основании и Указа № 178 порядок регулирования валютных отношений в Республике Беларусь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Внешнеторговый договор и основные правила его оформления
1.2 Правовое обеспечение внешнеэкономических валютных отношений
1.3 Типичные ошибки при составлении внешнеэкономических договоров
ГЛАВА 2 ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Понятие и виды валютных операций
2.2 Основные правила проведения валютных операций
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПЕРЕДАЧИ ВАЛЮТЫ
3.1 Понятие валютного контроля. Органы валютного контроля
3.2 Ответственность в сфере валютных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеэкономическая деятельность состоит из отдельных операций, каждая из которых имеет конкретную экономическую цель и собственное оформление. В современных условиях заключается большое количество внешнеэкономических сделок (контрактов, договоров, соглашений). Подобные сделки являются основанием возникновения обязательств во внешнем экономическом обороте.
Правовой формой внешнеэкономической операции, фиксирующей факт ее осуществления и порождающей правовые последствия, является внешнеэкономическая сделка. Если сделка «внутренняя», то она лежит в национально-правовом поле и регулируется правом соответствующего государства. Если сделка внешнеэкономическая, то она находится в сфере действия частного права нескольких государств и возникает проблема выбора одного из них, нормы которого должны быть применены.
Как видно из самого названия, внешнеэкономическая сделка включает в себя два понятия: «внешнеэкономическая» и «сделка».
Современные внешнеэкономические сделки носят комплексный характер и могут состоять из нескольких внешнеторговых взаимосвязанных договоров.
Законодательство РБ определения внешнеэкономической сделки не даёт. Чтобы определить критерии отнесения сделки к внешнеэкономической необходимо опираться на определения ст. 1 Указа Президента Республики Беларусь № 178 от 27 марта 2008 г. «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» :
1. внешнеторговый договор – договор между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, предусматривающий возмездную передачу товара, работ, оказание услуг;
2. внешнеторговая операция – каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации, в рамках одного внешнеторгового договора.
Таким образом, основными критериями отнесения договора к внешнеэкономическому являются:
-
небытовой характер договора, то есть ( далее т.е.) заключение сделки
в ходе профессиональной деятельности сторон для получения коммерческой выгоды;
-иностранный
элемент по национальности сторон,
причем одной из сторон должен являться индивидуальный предприниматель
Республики Беларусь или белорусское юридическое лицо.
Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни характер договора не являются критериями отнесения сделки к международной. Свидетельством международного характера договора является только один признак — расположение коммерческих предприятий - контрагентов в разных государствах. Местонахождение коммерческих предприятий на территории разных государств означает не только то, что стороны находятся в разных государствах, но и то, что они связаны с разными правовыми системами.
Внешнеэкономические (внешнеторговые) сделки обладают спецификой, не позволяющей их смешивать с коммерческими договорами во внутригосударственном обороте.
Таким образом, внешнеэкономическая (внешнеторговая) сделка — это деятельность по установлению, изменению, прекращению прав и обязанностей субъектов внешнеэкономической деятельности, принадлежащих разным государствам, по вопросам, связанным с внешней торговлей, инвестиционной, валютной, финансовой, страховой деятельностью, осуществлением совместных экономических проектов с другими странами и другими видами экономической деятельности.
К числу признаков, характеризующих внешнеэкономическую сделку, относятся:
- пересечение товаром государственной границы;
- местонахождение коммерческих предприятий сторон в различных государствах.
Кроме того, внешнеэкономические сделки обладают рядом существенных особенностей по сравнению со сделками внутригосударственными, что оказывает непосредственное влияние на содержание международных торговых и других контрактов:
1. выбор сторонами применимого права и рассмотрения споров в иностранных судах и арбитражах;
2. условия сделки, которые не согласованы сторонами в заключенном между ними контракте, могут быть подчинены иностранному праву, в том числе праву третьей страны;
3. особый порядок подписания и расчетов по сделке; будучи отношениями гражданско-правового характера, они подчинены регулирующему воздействию со стороны тех государств, юридические и физические лица которых вступили во внешнеторговую сделку;
4. результат исполнения сделки — передача товаров и иных объектов внешнеторгового оборота;
5. не являются внешнеэкономическими бытовые сделки (приобретение товара для себя или семьи).
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Внешнеторговый договор и основные правила его оформления
Согласно п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) внешнеторговый договор - это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.
Данный Указ № 178 предусматривает наличие в документах, посредством которых оформляется заключение внешнеторгового договора, следующих элементов:
· даты и места заключения договора;
· предмета договора;
· количества, цены и (или) стоимости товара (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг;
· условий расчета и поставки товаров;
· наименований и банковских реквизитов договаривающихся сторон, местонахождения нерезидента-контрагента.
Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (редакция от 01.03.2007) в качестве существенного условия договора должна указываться цель (цели) приобретения товаров (для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по установленным Советом Министров Республики Беларусь (квотам).
Рассмотрим более подробно предусмотренные в Указе № 178 элементы внешнеторгового договора, которые являются императивными при заключении белорусскими резидентами внешнеторговых сделок с нерезидентом Республики Беларусь
-- дата и место заключения договорА
Как разъясняет п. 2 ст. 1116 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме.
Согласно п. 3 ст. 163 ГК Республики Беларусь : «Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки».
Международные соглашения и конвенции предусматривают следующие требования к предложению о заключении внешнеторгового договора, передаваемого одним из участников внешнеторговой сделки в виде оферты:
- Согласно п. 1 ст. 14 Конвенциии ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подписанного в Вене 11.04.1980: «предложение о заключении договора, адресованные одному или нескольким конкретным лицам, если оно достаточно определенно и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта. Предложение является достаточно определенным, если в нем обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок их определения;
Предложение о заключении договора является офертой, если оно достаточно определенно и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта предложение становится офертой в случае если:
а) подразумевается, что результатом принятия предложения станет заключение договора;
б) Согласно ст. 2: 201 Принципов Европейского договорного права: « оно содержит достаточно определенные условия для заключения договора».
Поэтому процесс заключения внешнеторгового договора состоит из следующих действий:
- предложение заключить договор (оферта);
- принятие предложения (акцепт). При этом молчание или бездействие сами по себе не являются акцептом. Акцепт оферты вступает в силу в момент, когда указанное согласие получено оферентом.
Значит, датой заключения внешнеторгового договора, совершаемого путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, будет являться дата получения акцепта оферентом.
При заключении внешнеторгового договора путем составления одного документа первая сторона подготавливает проект договора и передает его второй стороне, которая после подписания возвращает его первой стороне.
Как разъясняет п. 3 ст. 408 ГК Республики Беларусь, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте.
Такой порядок вступления в силу акцепта оферты соответствует порядку, изложенному в международных конвенциях и соглашениях.
Стороны имеет право сами устанавливать место заключения договора. В случае отсутствия в договоре места заключения согласно ст. 414 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.