2. Закон от 25 ноября 2004 г. № 346 «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», который определяет меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения, применения, пересмотра, отмены таких мер.
3. Закон от 25 ноября 2004 г. № 347 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», закрепляющий методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяющий государственные органы, которые осуществляют государственное регулирование внешнеторговой деятельности;
4. Указ Президента от 27 марта 2008 г. № 178 (ред. от 19.02.2009) «О порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», который регулирует вопросы обеспечения поступления выручки от продажи по экспорту-импорту товаров (работ, услуг), порядок расчетов резидентов с нерезидентами по внешнеэкономическим сделкам. Указом также установлены требования к оформлению внешнеторгового договора.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь от 30.04.2009 г. № 548/8 «О неденежном прекращении обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте»;
6. Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования»;
7. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 11.11.2008 № 165 « О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт».
8. Письмо национального Банка Республики Беларусь от 15.01.2009 г. № 31 – 14/12 «Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет выручки в иностранной валюте»
9. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно – финансовыми организациями функций агентов валютного контроля».
Некоторые условия внешнеэкономической сделки могут прямо регулироваться международными соглашениями.
Иностранным юридическим лицам в РБ предоставляется национальный режим, что, является важной основой для установления плодотворных деловых отношений с зарубежными партнерами.
К форме сделки применяется, как правило, право места совершения сделки. Согласно общепринятому принципу форма договора определяется по закону места ее заключения, а в отдельных случаях с учетом личного закона участников сделки. Для внешнеэкономических сделок с участием граждан и юридических лиц Республики Беларусь предусмотрено специальное правило об обязательности письменной формы. Причем, несоблюдение письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность.
Исковая давность определяется по праву страны, применяемому для регулирования соответствующего отношения.
Ст. 1124 ГК Республики Беларусь регулирует отношения по договорным обязательствам. Ею предусмотрено, что стороны, как при заключении договора, так и в последующем могут по соглашению между собой избрать право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору, если это не противоречит законодательству. Договорные отношения регулируются либо правом, названным самими контрагентами (ст. 1124), либо, с некоторыми исключениями (предусмотренными п. 3 ст. 1125) правом страны, где имеет основное место деятельности сторона, осуществляющая исполнение договора. (п. 1,4 ст. 1125) .
Возникновение и прекращение права собственности на имущество по сделке определяются, согласно ст. 1120 ГК Республики Беларусь, по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон. Специальное правило предусмотрено в отношении права собственности на движимое имущество, находящееся в пути по сделке. Право собственности на такое имущество определяется по праву страны, из которой оно отправлено, если иное не установлено соглашением сторон.
После того, как определено право, подлежащее применению к внешнеэкономической сделке, все возможные вопросы разрешаются сторонами или судом в соответствии с этим правом.
1.3 Типичные ошибки при заключении внешнеторговых договоров
1. Типичной ошибкой является стремление использовать стандартный контракт для оформления любой конкретной сделки, без внесения необходимых изменений, уточнений, добавлений, обусловленных видом товара, транспортировки, условиями расчетов и т.д. Некорректным является использование практически одинаковых условий при поставке продовольственных, сырьевых, Машино - технических товаров.
Использование типовых контрактов, публикуемых в различных изданиях специалистами, не имеющими достаточной подготовки в определенной сфере, чаще всего не помогает, а усугубляет ошибки, ведущие к неизбежным финансовым и другим потерям.
2. Нередко Контракты примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с партнерами из какой страны они заключаются. Здесь необходимо учитывать важный юридический аспект. Отношения сторон во внешнеторговых сделках регулируются не только условиями самого контракта, но и нормами применимого права. А по многим вопросам, касающимся контрактных отношений, имеются существенные расхождения в праве различных государств. Особенно это касается различных штрафов, возмещения убытков и др.
3. Наряду с очень краткими контрактами, содержащими минимум условий, стремятся заключать и многостраничные, очень подробные контракты, предусматривающие значительное число дополнительных условий. Заключение кратких контрактов требует четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы контракта. А тут вступают в силу и нормы применимого права, обычаи международной торговли, соответствующая деловая практика, о которых в большинстве своем наши субъекты хозяйствования не имеют достаточного представления.
Также не всегда оправдано заключение многостраничных контрактов. Стремление предусмотреть в контракте условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет переговоры. Практика показывает, что всё предусмотреть в контракте невозможно.
Необходим оптимальный вариант;
- При составлении контракта целесообразно соблюдение единообразия в используемых формулировках терминов, условий, обозначений. Несоблюдение требования о стандартизации употребляемых слов и выражений, разнобой в словоупотребелении создает невозможность правильного толкования принимаемых сторонами обязательств.
- Подписанный контракт является результатом совместного творчества сторон: экспортера и импортера, которые берут на себя конкретные обязательства, содержащиеся в условиях контракта. Очень важно постараться записать эти права и обязанности в полном объеме, четко и ясно.
Но довольно часто встречаются противоречия между отдельными условиями контракта, и нередко сами условия формулируются недостаточно четко, а порой двусмысленно, что вызывает споры.
Между тем, то или иное толкование может обойтись для одной из сторон очень дорого. Нарушение принципа добросовестности в межд. торговле в виде намеренного искажения своих обязательств ведет к толкованию положений контракта в сторону, прямо противоположную выгоде нарушившего принцип контрагента.
В любом случае при разрешении спорных вопросов по толкованию условий контракта суды и арбитражи будут исходить из следующих принципов (в порядке приоритетности):
1)прежде всего, принимается во внимание буквальное значение, содержащихся в контракте выражений;
2)при неясности буквального смысла какого-либо из условий контракта оно устанавливается путём сопоставления этого условия с другими;
3)Если
по этим правилам нельзя определить содержание контракта, то пытаются выяснить действительно
общую волю сторон с учётом цели контракта. При этом будут приниматься во
внимание все сопутствующие обстоятельства, включая предшествующие контракту
переговоры и решения, практику, установившуюся во взаимоотношениях
сторон, обычай делового оборота, последующее поведение сторон (после заключения
контракта).
Рассмотренный материал охватывают только некоторые основные моменты контрактной практики, но, возможно, он поможет активизировать внешнеэкономическую деятельность предприятий и избежать недоразумений и потенциального материального ущерба.
ГЛАВА 2
ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Понятия и виды валютных отношений
Два вида всех валютных отношений:
1. Текущие валютные операции:
- расчеты по экспортно-импортным сделкам, если срок между датой поступления платежа (денежных средств) и датой поступления товара, выполнения работ, оказание услуг, не превышает 180 дней.
- предоставление и получение кредитов и займов (срок не выше 180 дней)
- перевод и получения %, дивидендов, иных доходов по вкладам, инвестициям, заемных кредитных операций.
- операций не торгового характера (выплата зарплаты, стипендия, переводы на получения длительных средств по договору дарения, выплата денежных средств по наследственным делам и т.д.)
2 .Валютная операция с движением капиталов.
- расчеты по экспортно-импортным сделкам, если срок между датой поступления платежа и датой поступления товаров превышает 180 дней.
- предоставление и получение кредитов и займов, на срок превышающих 180 дней.
- приобретение акций и других ценных бумаг при их распределении и учредителей, а т.ж. доли в УФ.
- переводы для осуществления расчетов по обязательствам предусматривающим передачу имущества относительного законом РБ к недвижимому либо передачи прав на это имущество.
- иные валютные операции не относящиеся к текущим.
2.2 Основные правила проведения валютных операций
Валютные операции юридическими лицами и резидентами проводятся через уполномоченные банки (это коммерческий банк, который в установленном порядке получил лицензию национального банка на осуществление операций с валютными ценностями). Юридические лица резиденты хранят f или иностранную валюту на валютных счетах уполномоченных банках, а т.ж. в своих валютных кассах.
В разрешаемых национальным банком случаях, денежные средства юридических лиц (резидентов) могут находится на их счетах в иностранных банках за пределами РБ.
Расчеты в иностранных валютах осуществляются резидентами в пределах имеющегося в их распоряжении валютных средств. Валютные средства должны иметь легальной происхождение и могут быть получаемы 3 путем из Источников:
1. Средства государственно валютного фонда РБ
2. Валютный фонд местных органов власти.
3. Валютная выручка от разрешаемой деятельности по уставным нормативам.
4. Взносы в УФ.
5. Кредиты иностранных валют от уполномоченных банках, а т. ж. от иностранных банках и финансовых учреждений, других иностранных юридических лиц либо другие заемные привлеченные средства в иностранной валюте.
6. иностранная валюта приобретенная на внутреннем валютном рынке РБ.
7. Дары, пожертвования.
Поступления денежных средств от экспорта товара, работ, услуг осуществления только на счетах экспортеров уполномоченных банков. В свою очередь расчеты по импорту товаров, работ, услуг, осуществляются только со счетов импортеров.
Расчеты юридических лиц резидентов в иностранной валюте и в белорусских рублях при проведении валютных операций осуществляются только в безналичном порядке.