Особенности производства по уголовным делам

В то же время следует отметить, что Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1999 г. N 17-П "По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела" указал, что в соответствии с Конституцией РФ к компетенции Совета Федерации не относится полномочие по изданию акта об отстранении Генерального прокурора РФ от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Наиболее целесообразной по мнению И.А. Ионова представляется "такая процедура, при которой Президент РФ, обладающий сведениями о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления, издает указ о временном отстранении его от должности, но при этом законодательством должны быть определены сроки действия этого указа. И если в течение определенного времени и. о. Генерального прокурора РФ не возбудит уголовное дело, то данный указ утрачивает силу"[7].

 

2. Возбуждение уголовного дела


Уголовное дело возбуждается либо по факту совершения деяния с признаками преступления, либо в отношении конкретного лица. Во втором случае процедура несколько усложняется, поскольку закон наделяет подозреваемого рядом прав, корреспондирующих соответствующие обязанности стороне обвинения.

Общий порядок возбуждения уголовного дела определен главой 20 УПК РФ. В сторону усложнения отличается особо регламентируемая в ст.448 УПК РФ процедура возбуждения уголовного дела в отношении лиц, перечисленных в ч.1 ст.447 УПК РФ. Особый порядок возбуждения уголовного дела применяется в следующих случаях:

а) возбуждения уголовного дела в отношении названных в ч.1 ст.447 УПК РФ лиц;

б) привлечения кого-либо из таких лиц в качестве обвиняемого по делу, возбужденному в отношении другого человека;

в) привлечения кого-либо из таких лиц в качестве обвиняемого по делу, возбужденному по факту совершения деяния с признаками преступления.

От обычной процедуры регламентируемое ст.448 УПК РФ возбуждение уголовного дела (привлечение к уголовной ответственности) отличается тем, что такое процессуальное решение принимают только специальные субъекты, которым в ряде случаев, кроме того, требуется предварительно согласовывать свое решение с различными инстанциями[8].

Такими субъектами являются:

1) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры;

2) коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ.

Коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ, не принимает решения о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ (п.2 ч.1 ст.448 УПК РФ), а лишь дает квалифицированную оценку ситуации, описанной в представлении от имени Президента РФ. Даже при выводе судей о наличии признаков преступления в содеянном Генпрокурором РФ окончательное решение по материалу принимает лицо, исполняющее на данный момент обязанности отстраненного Генпрокурора РФ.

Генеральный прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении:

а) члена Совета Федерации РФ и депутата Государственной Думы РФ (п.1 ч.1 ст.448 УПК РФ);

б) судьи Конституционного Суда Российской Федерации (п.3 ч.1 ст.448 УПК РФ), судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда (п.4 ч.1 ст.448 УПК РФ) и иных судей (п.5 ч.1 ст.448 УПК РФ);

в) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации (п.6 ч.1 ст.448 УПК РФ);

г) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (п.7 ч.1 ст.448 УПК РФ);

д) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации (п.8 ч.1 ст.448 УПК РФ);

е) нижестоящего прокурора (п.10 ч.1 ст.448 УПК РФ);

ж) члена Центральной избирательной комиссии РФ (п.12 ч.1 ст.448 УПК РФ).

Прокурор субъекта РФ вправе принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении:

а) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п.9. ч.1 ст.448 УПК РФ);

б) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (п.11 ч.1 ст.448 УПК РФ);

в) нижестоящего прокурора (п.10 ч.1 ст.448 УПК РФ);

г) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (п.12 ч.1 ст.448 УПК РФ).

Прокурор (любого уровня) вправе принять решение о возбуждении уголовного дела в отношении:

а) нижестоящего прокурора (п.10 ч.1 ст.448 УПК РФ);

б) следователя и адвоката (п.10 ч.1 ст.448 УПК РФ).

Возбуждению уголовного дела по инициативе прокурора в большинстве случаев (из числа регламентируемых ст.448 УПК РФ) предшествует рассмотрение в суде вопроса о наличии в действиях привлекаемого к ответственности лица признаков преступления. Процедура, предусмотренная п.1, 2, 3, 4, 5, 9 ч.1 статьи 448 УПК РФ, требует коллегиального, а предусмотренная п.10 - единоличного рассмотрения в закрытом судебном заседании соответствующего представления прокурора. В рассмотрении, помимо прокурора, участвует лицо, в отношении которого вынесено представление, и его защитник. В соответствии с ч.2 ст.448 УПК РФ судебное заседание должно состояться в срок не свыше 10 суток со дня поступления в суд представления.

Суд дает по результатам рассмотрения представления прокурора мотивированное заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч.3 ст.448 УПК РФ). При этом от суда не требуется подтверждения виновности или невиновности конкретного лица, а также обнаружения всех признаков состава преступления. Это задача предварительного расследования и последующего судебного разбирательства. В данной же ситуации суд выполняет функцию дополнительного контроля за соблюдением законности в стадии возбуждения уголовного дела. В этой связи ему надлежит установить:

а) наличие в представленных материалах подтверждения существования деяния, обстоятельства которого предстоит расследовать;

б) наличие в представленных материалах признаков (не менее двух) преступления, позволяющих квалифицировать содеянное;

в) обоснованность предположения о причастности конкретного лица к содеянному.

Кроме того, требуется уяснить, полностью ли соблюдена процедура, предшествующая обращению в суд. Например, лишено ли конкретное лицо неприкосновенности.

Возбуждение уголовного дела в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ (п.1 ч.1 ст.448 УПК РФ) производится на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, и с согласия, соответственно, Государственной Думы или Совета Федерации. Применение этой нормы сопряжено с учетом положений Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которым определены права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их помощников, а также основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Так, ч.6 ст. 19 названного закона установлено, что "депутат Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и другие действия, соответствующие статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока его полномочий. Если в связи с такими действиями депутат Государственной Думы допустил публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена Федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия осуществляется только в случае лишения депутата Государственной Думы неприкосновенности"[9].

Таким образом, в отношении бывших депутатов Государственной Думы установленная Федеральным законом неприкосновенность (в смысле недопустимости возбуждения в отношении них уголовного дела, производства дознания, предварительного следствия без дачи на то согласия Государственной Думы) действует только в части правонарушений, допущенных ими в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы, причем только тех правонарушений, которые так или иначе были связаны с действиями (полномочиями), соответствующими статусу депутата Государственной Думы.

Виды и формы действий, соответствующих статусу депутата Государственной Думы РФ, установлены ст.7, 8, 11, 12, 14, 16 и 17 названного Федерального закона. При этом закон не устанавливает исчерпывающего перечня видов и форм деятельности депутата Государственной Думы, соответствующих его статусу. В частности, ч.3 ст.7 Федерального закона устанавливает: "... Деятельность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и регламентами палат Федерального Собрания"[10].

Таким образом, для привлечения бывшего депутата Государственной Думы к уголовной ответственности за вышеуказанные действия требуется согласие Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Выполнение указанного условия особенно необходимо в тех случаях, когда в отношении бывшего депутата Государственной Думы выдвигается обвинение в совершении преступления, связанного с использованием его депутатских полномочий.

Порядок лишения неприкосновенности депутата Государственной Думы установлен ст.20 Федерального закона. В соответствии с ч.2 статьи 20 Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ.

Решением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

Решение о возбуждении уголовного дела (привлечении к уголовной ответственности) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается прокурором субъекта РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п.9 ч.1 ст.448 УПК РФ).

Этот же прокурор, но уже без дополнительных согласований, решает вопрос привлечения к ответственности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (п.11 ч.1 ст.448 УПК РФ). В силу п. "о" ст.71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации, а не субъектов РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты