Особенности производства по уголовным делам

Следует различать прокурора и следователя прокуратуры. Регламентируя возбуждение уголовного дела против прокурора, ст.448 УПК РФ определяет эту процедуру касательно Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судопроизводстве (см. п.31 ст.5 УПК РФ). Статус следователя прокуратуры в рамках данной нормы УПК РФ приравнивается к статусу всех других следователей. Это, в соответствии с п.41 ст.5 УПК РФ, должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Если проверка проводится в отношении Генерального прокурора РФ, то материалы проверки следует направлять в Верховный Суд РФ, коллегия которого, состоящая из трех судей, принимает решение о возбуждении уголовного дела (п.2. ч.1 ст.448 УПК РФ). При проведении проверки в отношении иных прокуроров, материалы передаются вышестоящему прокурору, который в соответствии с п.10 ч.1 ст.448 УПК РФ возбуждает уголовное дело, предварительно заручившись заключением судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Процедура привлечения к ответственности следователя прокуратуры не отличается от порядка, предусмотренного для других следователей и адвокатов, т.е. решение о возбуждении уголовного дела принимается прокурором любого уровня (на основании заключения судьи районного суда).

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

При наличии информации о совершении преступления прокурором или следователем органов прокуратуры не только расследование возбужденного уголовного дела, но и предварительная проверка относятся к исключительной компетенции органов прокуратуры.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ принимается Генеральным прокурором РФ самостоятельно.

Возбуждение уголовного дела в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ. Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена Конституцией РФ 1993 г. В соответствии со ст.2 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[17] Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен никаким органам и должностным лицам. Даже введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории России не влечет ограничения его компетенции.

Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у него неприкосновенности. В соответствии со ст.12 названного Федерального закона он обладает ею в течение всего срока полномочий. Без согласия Государственной Думы он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован или подвергнут обыску. Исключение предусмотрено лишь для случаев задержания на месте преступления.

Поэтому Генеральный прокурор, принимая решение о возбуждении уголовного дела в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ, должен прежде согласовать его с Государственной Думой РФ.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. В большинстве субъектов нормативно-правовая база, регламентирующая правовой статус регионального Уполномоченного по правам человека, не затрагивает вопроса неприкосновенности. Однако в ряде мест законы содержат нормы о гарантиях неприкосновенности.

Так, например, в соответствии со ст.16 Закона Приморского края об Уполномоченном по правам человека (от 10 февраля 1999 г) он "обладает неприкосновенностью в течение срока полномочий. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы".

Закон Амурской области об Уполномоченном по правам человека в ст.10 провозглашает: "Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. К уголовной ответственности Уполномоченный привлекается в соответствии с федеральным законодательством, к административной - в порядке, установленном федеральными законами и законами области".

При отсутствии в региональном законодательстве указаний на иммунитет должностного лица порядок возбуждения уголовного дела и привлечения этого человека к ответственности не отличается от общего порядка. В случае же, если на уровне субъекта законодательно определены вопросы неприкосновенности "регионального" Уполномоченного, надо исходить из принципа верховенства федерального законодательства. Поскольку "региональный" Уполномоченный по правам человека не указан в числе лиц, перечисленных в ч.1 ст.447 УПК, процедура привлечения его к уголовной ответственности не отличается от общего порядка.

Следователям, столкнувшимся с обусловленными местным законодательствам проблемами возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности, надо руководствоваться федеральным законодательством. Вместе с тем им можно рекомендовать инициировать через компетентных субъектов обращение в Конституционный Суд на предмет проверки соответствия таких законов Конституции РФ.

Возбуждение уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (п.8. ч.1 ст.448 УПК РФ), является одной из наиболее сложных в отечественном (и не только) праве процедур начала уголовного расследования. Хотя в п.8 ч.1 ст.448 УПК РФ говорится также о возбуждении дела в отношении кандидата в Президенты Российской Федерации - это серьезно отличающиеся процедуры. Исходя из занимаемого Президентом Российской Федерации места в системе органов государственной власти, а также учитывая его конституционный статус, Основной Закон РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства (постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений ст.91 и 92 (ч.2) Конституции РФ "О досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия").

Прекратившим исполнение своих полномочий следует считать Президента, полномочия которого истекли в соответствии с действующим законодательством либо были прекращены досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Возбуждение уголовного дела в отношении действующего Президента РФ невозможно в связи с его неприкосновенностью, но законом предусмотрена процедура его отстранения от должности. В соответствии со ст.93 Конституции:

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой;

решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Любые обвинения в адрес Президента РФ, даже если будет одобрен вердикт Специальной комиссии Государственной Думы, носят предположительный характер: их должен подтвердить Верховный Суд РФ, который в числе прочего проверит их обоснованность и правомерность. Кроме того, порядок выдвижения обвинений должен быть проверен заключением Конституционного Суда РФ.

Порядок возбуждения уголовного дела или привлечение к уголовной ответственности (вне зависимости от предшествующей процедуры отрешения) определяется п.8 ч.1 ст.448 УПК РФ и ч.6 названной статьи. Возбудив уголовное дело, генеральный прокурор РФ обязан в течение трех суток направить в Государственную Думу РФ представление о лишении неприкосновенности прекратившего исполнение полномочий Президента РФ. Согласие Думы вместе с представлением Генерального прокурора РФ в течение 3 суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о чем в течение 3 суток извещается Генеральный прокурор РФ.

Решение Государственной Думы или Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п.6 ч.1 ст.27 УПК РФ (для кандидата в президенты подобная льгота не предусмотрена).

При возбуждении уголовного дела или привлечении к уголовной ответственности кандидата в Президенты РФ Генеральный прокурор не связан с приведенными выше условиями.

Предусмотренные статьей 448 УПК РФ особенности процедуры возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности лиц, названных в ч.1 ст.447 УПК РФ, должны также учитываться при их аресте и при производстве в отношении указанных лиц обыска (за исключением задержания на месте преступления), выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивании телефонных и иных переговоров.

 

3. Задержание, избрание меры пресечения


Орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из оснований, предусмотренных ст.91 УПК РФ.

Порядок задержания в соответствии со ст.92 УПК РФ состоит из доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору, после чего в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. Всей процедуре предшествует разъяснение подозреваемому его прав, предусмотренных ст.46 УПК РФ.

Если задержанным оказался член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, то основанием их незамедлительного освобождения является установление личности. Это правило не действует лишь в случае задержания на месте преступления.

Должностное лицо, которое произвело задержание на месте преступления, немедленно уведомляет об этом, соответственно личности задержанного, Совет Федерации, Государственную Думу, суд, прокуратуру и т.д. Указанные адресаты реагируют в соответствии с законодательством, регламентирующим их деятельность и статус задерживаемых лиц.

Так, Конституционный Суд РФ в течение 24 часов должен принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче такого согласия. В случае если было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение к уголовной ответственности, его полномочия могут быть приостановлены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты