Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Введение


Преступность несовершеннолетних в нашей стране на протяжении ряда десятилетий является одной из серьезных проблем и дестабилизирующих факторов. Внушительные цифры только официально зафиксированных данных позволяют констатировать, что несовершеннолетние составляют наиболее криминально пораженную часть общества, занимают наивысшие показатели в структуре возрастных групп преступников не только в нашей стране, но и в мире.

Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних – один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Нравственная картина общества определяется по его отношению к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры. Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 г. Россией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

В связи с этим представляют особую значимость вопросы предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних как наиболее «проблемной» стадии уголовного процесса. Вступление России в Совет Европы обязывает нашу страну привести российское законодательство в соответствие с принципами международного гуманитарного права и отражающими их универсальными международно-правовыми актами (в частности, с Пекинскими правилами и диктует необходимость возрождения ювенальной юстиции. В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» подчеркнуто, что судопроизводство по делам этой категории должно «максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, предупреждению совершения новых преступлений».

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Такие подростки физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они не только плохо учатся и оказывают сопротивление воспитательным воздействиям, но и характеризуются глубоким отчуждением от семьи, школы, влиянием асоциальных, криминогенных групп, серьезными социальными отклонениями: нарушают дисциплину в школе, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками, бродяжничают, пьют, нарушают законы.

Актуальность данной работы обуславливается, что проблемы подростковой преступности находятся на стыке уголовного процесса и ряда других наук и дисциплин – уголовного права, криминалистики, криминологии, судебной экспертизы, общей, подростковой, социальной и судебной психологии, психиатрии, что предполагает комплексный подход в их решении.

Целью исследования является процессуальная и криминалистическая деятельность органов предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних и связанные с ней отношения между участниками уголовного судопроизводства.

Нормативной базой исследования явились Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы, уголовно – процессуальное законодательство России, уголовное, гражданское, семейное законодательство, ведомственные нормативные документы Генеральной прокуратуры СССР и России, МВД России, постановления Пленумов Верховных Судов РСФСР и Российской Федерации в части, относящейся к рассматриваемой проблематике.

Теоретической основой исследования послужили труды в области уголовно-процессуального права, уголовного права и криминалистики, криминологии, судебной экспертизы, общей, юридической и возрастной психологии, относящиеся к проблемам дипломной работы.




1. Криминалистическая сущность преступлений, совершенных несовершеннолетними


1.1 Общие положения криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних


Криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних составляют, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах, предметах и местах посягательств.

Многие исследователи психологии подросткового возраста обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волевой, что проявляется, в частности, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности, импульсивности поведения. Нередко у подростков наблюдаются повышенная истощаемость психических процессов, склонность к фантазированию, внушаемость. Личностные психофизиологические качества несовершеннолетних перерастают в социально-психологические.

Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости. Подросток начинает идентифицировать себя со взрослыми, но пока не может наладить с ними полноценное сотрудничество. Это связано с еще не полностью сформированной психофизиологической основой взрослости, а также с тем, что взрослые продолжают смотреть на него как на ребенка. Отсюда – конфликтность, стремление к самоутверждению, в том числе и ценой подражания асоциальным формам поведения, упрямство, негативизм (неприятие воспитательных мероприятий).

Интенсивность проявления указанных качеств зависит от возраста, индивидуальных особенностей психики подростка и условий его формирования. Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления вращались в крайне неблагополучной социальной микросреде, в которой обычным было нарушение нравственных и правовых норм. Пьянство, хулиганские действия, аморальное поведение процветали как в семьях, так и в кругу друзей. У многих несовершеннолетних правонарушителей были судимы родственники, друзья, близкие знакомые. Эти сведения могут помочь на первоначальном этапе расследования в определении направлений поисковых мероприятий в ситуации, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком.

В такой ситуации помочь установлению преступника могут и обобщенные сведения о поведении подростков-правонарушителей. Допреступное поведение многих подростков характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и так далее). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление является прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка. Многие из таких несовершеннолетних ранее систематически совершили различные преступления (хулиганство, кражи, грабежи, разбои и так далее), за которые по различным причинам не привлекались к ответственности. В связи с этим в процессе расследования возникает задача проверки возможной причастности подростка к совершению других преступлений.

Трудновоспитуемость подростков рассматривается наукой через явление, которое называется девиация (отклонение от нормы, отклоняющееся поведение).

Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правоотношений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что некоторые действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений (например, угон велосипеда с целью покататься). Иногда незначительные правонарушения совершаются подростками из озорства. На формирование мотивов действий несовершеннолетних часто влияют ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, виктимное поведение жертвы, влияние взрослых. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно, они должны тщательно анализироваться в процессе расследования.

По наблюдениям, около 30–40% несовершеннолетних правонарушителей страдают различными расстройствами психической деятельности.

Хотя психические нарушения, обнаруженные у подростков, обычно не исключает вменяемости, они тем не менее накладывают отпечаток на картину преступного поведения. Особое значение это приобретает в свете требований уголовного закона о необходимости выяснения при наличии соответствующих данных уровня умственной отсталости несовершеннолетнего с целью определения способности полностью осознавать значимость своих действий и в полной мере руководить ими. Указанные обстоятельства должны учитываться при определении ответственности подростка.

Наряду со сведениями о субъекте и субъективной стороне криминалистическая характеристика содержит данные и об объективной стороне преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

По делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, разбоях преступлению нередко предшествовало совместное с жертвой распитие спиртного. При этом действие потерпевшего часто были социально порицаемы. В ряде случаев несовершеннолетние использовали беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением, малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Среди таких преступлений несовершеннолетних встречаются посягательства в отношении близких родственников. Обычно они связаны с длительной конфликтной обстановкой в семье, систематическим пьянством потерпевших, терроризировавших других членов семьи. После совершения преступления родственники, стремясь облегчить участь подростка, могут искажать обстоятельства содеянного.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные прежде всего юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной технике, спорту, коллекционированию и так далее. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, сотовые телефоны, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

Иногда уже само место хищения с достаточной вероятностью указывает на причастность к совершению подростков: это газетные и коммерческие киоски, школьные буфеты или столовые, учебные кабинеты, пляжи и так далее.

Об участии в хищении подростков могут свидетельствовать и особенности способа совершения:

– отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;

– несложные пути проникновения в помещение;

– выбор способов взлома, не требующих большой физической силы;

– использование для проникновения узких проемов;

– малый вес похищенного;

– отсутствие профессиональных и преступных навыков;

– использование в качестве орудий преступления предметов повседневного обихода;

– непоследовательность действий на месте преступления, разбрасывание предметов окружающей обстановки и не вызываемое необходимостью их уничтожение;

– совершение на месте преступления озорных и циничных действий;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты