Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Чаще всего на восприятие потерпевшего накладывает отпечаток состояние страха, переживания, связанные с совершенным в отношении его преступлением. Поэтому несовершеннолетние потерпевшие нередко преувеличивают грозившую им опасность. Некоторые обстоятельства содеянного могут вызвать у них чувство стыда, боязни огласки. Нужно установить с потерпевшим доверительные отношения, разъяснить ему, что сведения, содержащиеся в уголовном деле, не подлежат разглашению. Иногда потерпевший боится расправы со стороны обвиняемого либо его близких за дачу правдивых показаний. Необходимо успокоить его и принять меры к недопущению или нейтрализации нежелательного воздействия на потерпевшего.

Сложное психическое состояние, возникающее у несовершеннолетних потерпевших, отражается на их первоначальных показаниях. Волнение, сильное эмоциональное напряжение затрудняют воспроизведение многих важных деталей происшедшего. Показания, особенно сразу же после совершенного преступления, оказываются недостаточно конкретными, не редка путаница в сообщаемых сведениях. Поэтому тактика допроса должна обязательно включать приемы, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы допроса, способствующей припоминанию и воспроизведению запечатленного материала.

Нередко несовершеннолетние потерпевшие являются знакомыми несовершеннолетних правонарушителей или их друзей и могут знать о других преступлениях данных лиц. Поэтому при допросе каждого несовершеннолетнего потерпевшего следует выяснить, не известны ли ему факты других преступлений указанных лиц.

Учитывая возможность последующего изменения потерпевшим своей позиции и показаний под воздействием заинтересованных лиц, целесообразно использовать в процессе допроса звуко- или видеозапись.

На допросе свидетелей из числа друзей обвиняемого, а также его соучастников, освобожденных по различным основаниям от привлечения к уголовной ответственности, нередко возникают конфликтные ситуации. Свидетели этой категории склонны скрывать подлинные обстоятельства совершения преступления, не желая прослыть предателями либо опасаясь собственного привлечения к уголовной ответственности. Допрос таких свидетелей по своим тактическим особенностям похож на допрос обвиняемых. Если дело касается групповых преступлений прежде всего необходимо выделить две группы таких свидетелей:

1) участники группы несовершеннолетних, не достигшие возраста, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности;

2) «прилипалы», то есть те, кто пользовался благами от преступных действий своих приятелей.

Большие сложности возникают при допросе малолетних свидетелей и потерпевших. Допрос должен проходить в привычной для них обстановке и проводиться в форме беседы. Желательно участие в допросе близких лиц допрашиваемого. Они по просьбе и с помощью следователя могут расспрашивать малолетнего свидетеля или потерпевшего. Вопросы должны быть короткими и по своей формулировке соответствовать уровню развития допрашиваемого.


2.2 Допрос родителей


При допросе родителей и других родственников несовершеннолетнего обвиняемого надо иметь в виду, что они заинтересованы в результатах расследования, часто дают искаженную информацию о личности подростка, преувеличивая его достоинства, сообщают о заболеваниях, которыми якобы страдает подросток. Поэтому их показания необходимо проверить, используя другие источники информации.

Допросами указанной категории лиц выясняются условия жизни и воспитания подростка, определяются черты его личности. В ходе допросов могут быть установлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, определившие мотивацию преступного поведения, внушившие подростку представления о его безнаказанности.

Допрос лиц, ответственных за воспитание подростка, должен охватывать вопросы его физического и психического развития, условий быта, учебы, труда; сведения о его ближайшем окружении, увлечениях, интересах, времяпрепровождении.

По результатам допросов и иных следственных действий может быть поставлен вопрос об ответственности родителей, педагогов за ненадлежащее воспитание несовершеннолетнего, в отношении родителей – за укрывательство, в отношении взрослых лиц – за вовлечение в преступную деятельность, в антиобщественную деятельность, пьянство, в занятие проституцией, склонение к употреблению наркотиков.

В первую очередь из числа указанных лиц следователь вступает в контакт с родителями, в особенности если подозреваемый несовершеннолетний задержан и заключен под стражу. Если нет возможности допросить родителей по всем вопросам в полном объеме, необходимо хотя бы побеседовать с ними, объяснить, за совершение каких действий задержан подросток, заверить их в объективности проводимого следствия и разъяснить, как важны их правдивые показания, в частности, чтобы установить причины совершенного преступления и определить меры дальнейшего воспитания.

Допрашивать следует обоих родителей, так как они могут по-разному относиться к проблеме воспитания их ребенка, быть неодинаково информированы о его жизни.

Для обеспечения полноты допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего, целесообразно последовательно касаться вопросов, связанных со сведениями: о составе семьи, условиях для учебы и отдыха подростка, его успеваемости; круге товарищей, как и с кем он проводит свободное время; как родители контролируют свободное время подростка; как он учится и ведет себя в учебном заведении, по месту работы, по месту жительства; выпивает ли, как давно, кем приучен к спиртному; другие потребности и интересы, проступки, совершенные ранее и 'принимаемые меры в школе, другом учебном заведении, дома; убегал ли из дома, уходили ли на ночь, как реагировали родители; отношения подростка с коллективом (школы, работы); отношения родителей друг к другу и к подростку; какой информацией они располагают о совершенном преступлении; содержание разговоров с подростком по этому поводу; времяпрепровождение в день, когда было совершено преступление, поведение подростка после этого (если он не был задержан).

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что большинство родителей несмотря на явную заинтересованность в судьбе их ребенка дают на следствии объективные показания. Даже если они пытаются преуменьшить значимость отрицательных моментов в поведении подростка и свою ответственность за это, все же существенного искажения фактов они, как правило, не допускают, по-видимому, понимая, что эти факты могут быть установлены и из других источников. Отсюда следует, что огульный скепсис к доказательственной силе показаний родителей не имеет достаточных оснований.


2.3 Особенности тактики проведения иных следственных действий


Анализ уголовных дел по преступлениям несовершеннолетних показал, что при их расследовании имеются особенности и в проведении таких следственных действий, как проверка показаний на месте, опознание и обыск.

Проверка показаний на месте. Данное следственное действие, наконец имеет законодательную основу. Возможность проведения проверки показаний на месте предусмотрено ст. 194 УПК РФ. Данное следственное действие проводится в целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, показания, ранее данные подозреваемым или обвиняемым, а также потерпевшим или свидетелем, могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием.

Таким образом, проверку показаний несовершеннолетнего на месте необходимо проводить в следующих случаях:

1. Когда на допросе подросток не смог назвать точные параметры или ориентиры расположения интересующего следствие объекта (магазина, киоска, дома, сарая и так далее), заявив при этом, что укажет помещение или путь следования к нему.

В данном случае не исключено, что подросток, не принимавший непосредственного участия в совершении преступления, решил взять всю ответственность на себя. Предварительный подробный допрос и тщательная проверка показаний на месте позволят выявить их несостоятельность.

2. Для более точного и наглядного представления механизма происшедшего.

3. Когда имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены или проверены на месте только с участием допрашиваемого несовершеннолетнего.

4. С целью выяснения первоначальной обстановки на месте происшествия, если со временем она была нарушена, а ее точное восстановление необходимо для дела.

5. Для отыскания еще не обнаруженных следов преступления, которые должны иметься, если показания соответствуют действительности. В отличие от осмотра с участием допрашиваемого (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля) последний в ходе проверки показаний на месте активно участвует в отыскании следов (брошенных орудий преступления, следов хранения похищенного, употребления в пищу украденных продуктов и так далее) и объясняет, какова их связь с преступлением.

6. Для установления объектов, наличие которых могло повлиять на ход преступления, делает его возможным либо невозможным. Этот прием несколько напоминает следственный эксперимент и встречается в практике расследования преступлений несовершеннолетних сравнительно часто. Для проверки показаний о том, что несовершеннолетний проник в хранилище через лаз, прятался в укрытии и так далее, необходимо выяснить, есть ли такие объекты на местности и позволяют ли они совершить эти действия. В отличие от следственного эксперимента решение данного вопроса не требует опытов, а достигается указанием на объект и простой демонстрацией действия. Так, члены группы несовершеннолетнего Яковлева при проникновении в офисы коммерческих организаций использовали следующий способ: забирались на крышу крыльца парадного входа, оттуда на балкон и уже через балконную дверь оказывались в помещении. В ходе проверки участники группы демонстрировали, как именно это происходило, что подтвердило их первоначальные показания [9. №1–473/92.]

В перечисленных случаях проверку показаний на месте нередко проводят с участием потерпевшего. Так, при расследовании ряда грабежей, совершенных, как выяснилось позднее, группой несовершеннолетнего Козлова, следователь принял решение о проверке показаний на месте с участием потерпевших. На первоначальном этапе расследования, когда еще не были установлены виновные лица, следователь с каждой потерпевшей выезжал на место происшествия, где каждая из них показывала путь своего следования к месту преступления и конкретное место нападения. Отдельные этапы проверки показаний на месте были сфотографированы, составлены подробные схемы следования потерпевших к месту нападения и путь удаления нападавшего. После задержания членов преступной группы с непосредственным исполнителем преступлений несовершеннолетним Орловым также были проведены проверки показаний на месте. Соответствие новых результатов ранее полученным данным имело по делу большое доказательственное значение [9. №1–99/95].

Таким образом, проверка показаний на месте заключается в том, что допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события; отыскивает и указывает предметы, документы, следы, имеющие значение для дела; демонстрирует определенные действия: показывает, какую роль в исследуемом событии играли те или иные предметы; обращает внимание на изменения в обстановке места события; конкретизирует и уточняет свои прежние показания.

Тактические особенности данного следственного действия при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних определены тем фактом, что группа чаще всего совершает преступления или в местах своего территориального расположения, или вблизи от этих мест. Поэтому при проверке показаний в местах территориального расположения групп несовершеннолетних в случаях, когда установлены не все ее участники, следует проявлять большую осторожность. В данной ситуации возможна «расшифровка» подростка, оказавшего содействие следователю, что в дальнейшем может негативно сказаться как на нем, так и на ходе самого следствия. Выбрать время нужно с таким расчетом, чтобы подростка не увидел никто из участников его группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты