Особенности расследования преступлений совершенных несовершеннолетними

Только 10% из общего числа этих детей стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные – это так называемые "социальные" сироты, т.е. сироты при живых и здоровых родителях. Около 3-х миллионов детей – это безнадзорные дети: дети улиц, подвалов, чердаков.

Последняя цифра особенно тревожна. Речь идет о детях, которые значительную часть времени или даже все время проводят на улице, живут на улице и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние. Можно сказать иначе: беспризорность превратилась в образ жизни таких людей. Выходцы именно из этого контингента чаще всего становятся в дальнейшем преступниками, носителями опасной "социальной инфекции", способной распространяться и умножать число тех, кто уже никогда не будет способен стать настоящим гражданином и достойным членом нашего общества.

Школьная и трудовая незанятость справедливо рассматривается криминологами как один из самых остро актуальных криминогенных факторов.

Сошлемся еще раз на расчеты, проделанные Г.И. Забрянским. Теснота связи (коэффициент корреляции) криминальной пораженности несовершеннолетних с интересующими нас социальными факторами такова: с отсевом из ПТУ – 0,71; с безработицей – 0,51; с отсевом из школы – 0,45. Понятно, насколько значительна величина этих показателей.

Теперь обратимся к статистике, характеризующей масштабы отчуждения несовершеннолетних от учебы и работы.

По состоянию на 1 сентября 2007 года в России не обучались 68159 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет. 6,4% от них не имели даже начального общего образования; 27,4% покинули образовательные учреждения, не получив основного общего образования; 7,4% никогда не учились.

Не лучше обстоит дело и с вовлечением не занятых учебой подростков в трудовую деятельность. В 2004 году в России 30% состава населения в возрасте 15–19 лет не работали и не учились. В последние годы удельный вес указанной группы вырос примерно на 2%.

Заметная часть подростков, которые не работают и не учатся, в силу различных причин не имеют необходимой материальной поддержки со стороны родительской семьи. Отсутствие постоянного источника дохода (а попросту говоря, – средств к существованию) чаще всего создает тот уровень напряжения, который предопределяет психологическую готовность к совершению преступления.

Справедливо подчеркивает Г.И. Забрянский: "Незанятость может быть как продолжением жизненных осложнений подростков, так и их началом... Выброшенный из сферы социально-правовой защиты подросток ищет эмоциональную поддержку и находит ее среди попавших в такое же незащищенное положение. Единство судьбы объединяет и заставляет искать в качестве компенсации нелегальные способы самоутверждения и защиты".

Понятно, что ближайшие и – самое главное – отдаленные негативные "плоды" подростковой незанятости оказываются тем более значительными, чем более продолжительным будет ее период. В русле темы исследования особенно значимыми для нас будут именно отдельные результаты данного явления, причем не только на индивидуальном уровне, но и в социальных масштабах. "Последствия сложного вхождения во взрослую жизнь значительной части населения могут проявиться в дальнейшем в виде долгосрочных и широкомасштабных политических, экономических и социальных проблем". В числе последних, безусловно, важнейшее место принадлежит криминологическим проблемам.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками. Повсеместно отсутствуют комиссии по делам несовершеннолетних, прекратили существование многие общественные организации, ведущие профилактическую работу с детьми и подростками. Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность, и некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания -важнейшее средство предупреждения преступного поведения.

Итак, наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика - система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

Итак, причинами преступности несовершеннолетних выступают: экономические трудности, отсутствие возможности трудоустройства, отсутствие организации досуга детей и подростков по месту жительства, системы оздоровления и летней занятости, обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, безнадзорность.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

Таким образом, по итогам рассмотрения в первой главе вопроса о социальной основе несовершеннолетней преступности, пришли к следующим выводам:

1) преступность несовершеннолетних в РФ следует, что преступность несовершеннолетних в целом по России остается на достаточно высоком уровне.

2) детерминантами преступности несовершеннолетних является следующее:

неудовлетворительные условия воспитания детей в семье;

недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности;

низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности;

распад семей;

безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой;

приобретение массового характера уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности;

обнищание родительской семьи, безработица либо неполучение зарплаты родителями и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к честному труду;

3) Законодательство о преступности несовершеннолетних в РФ представлено УК РФ и УПК РФ, где данному явлению посвящены отдельные главы.


Глава 2 Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними


2.1 Планирование и организация производства по уголовному делу


Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов, несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Создание методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную её часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную - специфика формирования конкретной личности.

Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних[39 ,c.160]. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и способ действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые сформулировались у подростка к данному моменту.

При расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию могут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинство. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвердиться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решительным, и т.п.

В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознательный контроль за своим поведением, это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.

Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера, она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, общественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки её лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители[16 ,c.52].

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.

Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.

Его взаимоотношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания. В этой связи представляется особенно важным то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вёл один следователь, тем более, если ему удалось установить психологический контакт с подростком.

Важным моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции является установление психологического контакта.

Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией[18 ,c.56].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты