Особенности трансграничного банкротства
Содержание
Введение
1. Принципы трансграничного банкротства
2. Акты о несостоятельности международных организаций
3. Сравнительная характеристика процедур трансграничной несостоятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы: в условиях интернационализации экономики разных стран, когда несостоятельный должник и кредиторы имеют разную национальную принадлежность либо имущество несостоятельного должника, на которое обращается взыскание кредиторов, находится в разных странах, различия национальных систем правового регулирования несостоятельности являются серьезным препятствием для урегулирования отношений, связанных с признанием должника банкротом и удовлетворением требований кредиторов. Возникает проблема трансграничной или международной несостоятельности (банкротства).
Цель и задачи исследования: цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты исследования определить правовое регулирование антикризисного управления за рубежом.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены и решаются следующие этапные задачи:
- определить принципы трансграничного банкротства;
- исследовать акты о несостоятельности международных организаций;
- сравнить процедуры трансграничной несостоятельности.
Объект и предмет исследования: объектом исследования выступают акты о несостоятельности международных организаций. Предметом исследования являются правовое регулирование трансграничного банкротства.
Теоретико-методологическая основа: теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные методологические положения. При проведении анализа фактического материала использовались и применялись общенаучные методы, такие как: научная абстракция анализа и синтеза, индукции дедукции и т.д. А так же частные методы исследования: категориальный, монографический, сравнительный и др.
Нормативно-правовая база: нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты Россйиской Федерации, указы и постановления правительства России, а так же другие официальные документы и материалы, федерального и регионального значения.
Эмпирическая основа: эмпирическую основу курсовой работы составили статистические данные, опубликованные в сборниках федеральной службы по статистике а так же в различных журналах федерального и регионального значения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи исследования. В 1-й главе «Принципы трансграничного банкротства», анализируя институт трансграничной несостоятельности, мы выявляем основные принципы банкротства за рубежом. Во второй главе «Акты о несостоятельности международных организаций», мы рассматриваем источники трансграничного банкротства. В третьей главе «Сравнительная характеристика процедур трансграничной несостоятельности», мы проводим сравнение между процедурами трансграничной несостоятельности различных стран. В заключении обосновываются или приводятся выводы теоретического и практического характера. В списке использованных источников приводится перечень монографической литературы изученной в процессе разработки проблемы.
1. Принципы института трансграничной несостоятельности
Институт трансграничной несостоятельности обладает международно-правовым характером, в результате которого законодательство о несостоятельности каждого государства различным образом регулирует вопрос о пределах действия национального производства и признания зарубежного производства по делам о несостоятельности.
Принцип территориальности
Принцип территориальности основан на постулате суверенитета каждого государства, следуя которому одно государство не вправе вторгаться в пределы суверенитета другого государства. В сфере института трансграничной несостоятельности данный постулат находит свое выражение в вопросах о границах конкурсной массы национального конкурсного производства, полномочиях конкурсного управляющего.
Следствиями принципа территориальности является следующее:
1)одно государство исключает возможность включения имущества, расположенного на его территории, в конкурсную массу конкурсного производства, проводимого на территории другого государства;
2)государство допускает возможность открытия самостоятельного конкурсного производства, независимого от конкурсных производств за рубежом. Данное конкурсное производство охватывает имущество, расположенное на территории данного государства;
3)при распределении конкурсной массы среди кредиторов, участвующих в конкурсном производстве в данном государстве, не учитывается доля удовлетворения требований кредиторов в иностранных конкурсных производствах.
Например, в конкурсном праве Германии (после 1949 г. в ФРГ) до 1985 г. на практике признание находил именно данный принцип. Верховный Суд Рейха, а затем и Федеральный Верховный Суд ФРГ в ряде своих решений на основе § 237 Положения о конкурсе 1877 г. высказали позицию, что иностранное конкурсное производство не может признаваться на территории ФРГ и учитываться при проведении национального конкурсного производства. Причиной тому служит то, что возбуждение производства по делу о несостоятельности (открытие конкурса) является публичной формой проявления суверенитета отдельного государства и не может выходить за его границы.
Однако в 1985 г. под давлением со стороны научных кругов в своем решении по конкретному делу Федеральный Верховный Суд ФРГ отказался от столь категоричной позиции. Суд указал, что § 237 Положения о конкурсе не исключает признания иностранного конкурсного производства. Открытие конкурсного производства за рубежом охватывает имущество, находящееся в ФРГ, и иностранный управляющий обладает правом включения такого имущества в конкурсную массу. Суд указал, что отказ в признании иностранного конкурсного производства противоречит идее равенства кредиторов. Открытие конкурсного производства, по мнению суда, является актом, направленным на защиту интересов кредиторов, а не государства как носителя суверенной власти. Поэтому иностранное конкурсное производство в той степени, в которой речь идет о частноправовых элементах, а не о реализации государственных и политико-экономических интересов, подлежит признанию.
В Италии ярым сторонником принципа территориальности являлся Гаэтано Габба (конец XIX в.). В качестве подтверждения данного принципа он писал: «...именно наличие международно-правовых договоров о такой материи, как конкурс, доказывает, что таковые заключаются между теми государствами, которые стремятся к трансграничному действию конкурса». Из этого следует, что конкурс как правило, ограничен пределами одного государства. Как было указано в решении одного из итальянских судов по делам о несостоятельности, «возможно открытие такого количества конкурсных производств, сколько существует государств, в которых должник ведет свою торговую деятельность».
Другой аргумент в пользу принципа территориальности был приведен Джузеппе Оттоленги. Согласно его точке зрения, конкурс обладает в большей степени характером исполнительного производства, а исполнительное производство, как известно, не может выходить за рамки одного государства. В противном случае можно будет опасаться неконтролируемой деятельности иностранных конкурсных органов, которая не сможет быть ограничена порядком экзекватуры.
Однако в борьбе со сторонниками принципа универсальности приверженцы территориальности потерпели поражение. Правоприменительная практика в Италии после 1866 г. допускала возможность признания иностранных конкурсов и тем самым следовала принципу универсальности. Таким образом, в настоящее время актуальной является проблема постепенной отмены всех правил, отражающих принцип территориальности.
Принцип универсальности
Достижение равенства кредиторов в случае, когда должник обладает имуществом на территории нескольких государств, становится возможным только при условии, что конкурсная масса будет включать все имущество должника (универсальность), поскольку только таким образом можно предотвратить ущемление интересов сообщества всех кредиторов, когда должником будет произведено перемещение имущества на территорию того государства, законодательство которого не признает открытие конкурсного производства за рубежом («forum shopping»).
Достойны здесь упоминания и идеи правового гуманизма, в соответствии с которыми право и законы становятся принадлежностью всего человечества в целом. Поэтому границы отдельных государств не должны служить препятствием для справедливого удовлетворения и по возможности в едином порядке требований кредиторов. Достижению данных целей уже в течение многих веков служит правовая наука, в рамках теорий которой находили и находят выражение идеи справедливого для своего времени удовлетворения требований кредиторов в случае несостоятельности с иностранным элементом.
Смежным с термином универсальности понятием является экстратерриториальность. В ряде источников были выдвинуты даже предложения о замене универсальности названным термином. Экстратерриториальность отражает один из элементов универсальности, а именно фактические границы производства по делу о несостоятельности, в то время как универсальность включает первоначально только предполагаемые пределы действия производства в соответствии с lex fori concursus. Поэтому как более узкое понятие термин «экстратерриториальность» распространения не получил.
Сложности реализации принципа универсальности связаны со следующими моментами. Во-первых, с различием материально-правовых положений правовых систем различных государств. Во-вторых, с ограниченностью возможностей урегулирования вопросов трансграничной несостоятельности с помощью только средств национального законодательства.
Принцип взаимности.
При разрешении вопроса о признании иностранного производства по делу о несостоятельности необходимо установить, в какой степени законодательством данного государства признается производство по делу о несостоятельности возбужденное в РФ.
Следование принципу взаимности в институте трансграничной несостоятельности является очень спорным вопросом. Законодательство одних государств (РФ, Австрия, Чехия, Швеция) придерживаются его, законодательство других — нет (Германия, США).
Недостатком данного принципа является то, что признание иностранного производства ставится в зависимость от права государства где это производство было возбуждено, что предполагает установление данного права и производство на его основе сугубо эмпирической оценки национального производства по делу о несостоятельности в иностранном государстве.
Например, согласно ст. 2 Закона Южной Кореи о конкурсе от 20 января 1962 г. иностранные граждане и иностранные юридические лица обладают в конкурсном производстве тем же статусом, которым обладают граждане Кореи и корейские юридические лица. Данное правило действует лишь в том случае, если согласно праву иностранного государства граждане Кореи и корейские юридические лица обладают статусом, равным гражданам и юридическим лицам данного государства. Порядок такой оценки в РФ производится в соответствии со ст. 1191 ГК РФ.