Особенности урегулирования спора

Каким же образом стороны с помощью посредника могут достичь соглашения относительно предмета спора. Представляется, что после ознакомления с материалами дела и выслушиванием позиций сторон, посредник должен предложить сторонам такой порядок проведения переговоров, который отвечает одной из пяти вышеизложенных тактик поведения посредника. Выбор тактики поведения зависит от существа спора и позиций сторон по делу. Как указано в статье 156 ХПК посредничество проводится под контролем хозяйственного суда. Функции суда в данном случае осуществляются в обеспечении соблюдения принципов процедуры посредничества и защите прав и законных интересов сторон при проведении данной процедуры. Так, если в ходе процедуры посредничества посредник перестал отвечать требованиям, наложенным в статье 155 ХПК (уволился из хозяйственного суда) или не может осуществлять полномочия посредника по объективным причинам (болезнь или смерть) либо возникли сомнения в его беспристрастности и объективности по отношению к сторонам, суд должен вынести определение о замене посредника по аналогии с принятием решения о замене судьи. В соответствии со статьей 157 ХПК результатом урегулирования спора в порядке посредничества является заключение сторонами соответствующего соглашения. В соглашении могут быть указаны условия об отказе истца от иска полностью или в части, признании ответчиком иска полностью или в части, заключении между сторонами нового договора и отзыве истцом искового заявления, заключении между сторонами мирового соглашения. Соглашение об урегулировании спора в порядке посредничества составляется в письменном виде и подписывается сторонами. Достижение соглашения является основанием для вынесения судом определения о прекращении урегулировании спора в порядке посредничества, после чего дело передается для рассмотрения спора в установленном порядке.

Таким образом, само по себе заключение сторонами соглашения об урегулировании спора в порядке посредничества не влечет прекращения производства по делу. В том случае, если в соглашении указано об отказе истца от иска либо о заключении между сторонами мирового соглашения суд принимает решение о прекращении производства по делу, руководствуясь статьями 149, 150 ХПК. В том случае, если стороны заключили новый договор относительно предмета спора, т.е. прекратили обязательства новацией, и истец отзывает исковое заявление, суд оставляет иск без рассмотрения руководствуясь статьями 151,152 ХПК. Если же в соглашении содержится условие о признании иска ответчиком, суд обязан рассмотреть спор по существу и отразить факт признания иска в описательной части решения. Представляется, что в случае заключения сторонами соглашения об урегулировании спора, данный документ может расцениваться судом как выражение воли сторон по осуществлению своих процессуальных прав предоставленных нормами ХПК, в связи с чем заявления сторонами отдельных ходатайств (например, об отказе в иске либо об утверждении мирового соглашения не требуется). Тот факт, что заключение между сторонами при применении посредничества соглашения о признании ответчиком заявленного иска не влечет прекращение производства по делу, позволяет говорить о несоблюдении принципа равенства сторон в процедуре посредничества. Кроме того, такое положение не отвечает принципу процессуальной экономии, в связи с чем, законодательство поданному вопросу подлежит корректировке. В том случае, если стороны не достигли соглашения об урегулировании спора, процедура посредничества прекращается в связи с истечением установленного срока, и в дальнейшем производство по делу производится в общеустановленном порядке. Таким образом, нормы главы 17 ХПК регламентируют применение процедуры судебного посредничества, которая представляет собой отдельную стадию хозяйственного процесса. Введение посреднической процедуры отражает общемировые тенденции к изменению роли судов, прежде всего в переориентировании их на сохранение устойчивых экономических связей между субъектами предпринимательской деятельности. Однако для практического применения посредничества требуется внесение изменений и дополнений в иные нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы хозяйственного процесса, а также принятие отдельного законодательного акта, регламентирующего порядок осуществления процедуры посредничества (например, согласительного регламента) [6, с.60].


2. Компетенция судебного исполнителя


В связи с вступлением в силу с 7 марта 2005 года Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь 2004 года (далее — ХПК), а также вступлением в силу Инструкции о ведении исполнительного производства, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 17 от 26 апреля 2005 года (далее — Инструкция), в исполнительном производстве появился ряд нововведений [7, с.73].

Первоначально необходимо отметить, что согласно статье 325 ХПК исполнительным производством по хозяйственным (экономическим) спорам является стадия судопроизводства в хозяйственном суде, представляющая собой применение хозяйственным судом мер, направленных на восстановление, в том числе принудительное, нарушенных законных интересов стороны (сторон) в сфере хозяйственной (экономической) деятельности. Таким образом, исполнительное производство как стадия судопроизводства начинается с момента вынесения судебным исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства и завершается [Вынесением постановления об окончании исполнительного производства. При этом период с момента выдачи приказа и до вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства не может быть включен в исполнительное производство.

В ныне действующем законодательстве значительно расширена компетенцию суда в исполнительном производстве. Так, согласно статье 326 ХПК и пункта 3 Инструкции Хозяйственный суд на стадии исполнительного производства:

осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением судебным исполнителем исполнительного документа;

рассматривает вопрос об отводе судебного исполнителя;

рассматривает вопрос о применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа;

рассматривает вопрос о замене одной меры по обеспечению исполнения исполнительного документа другой;

предоставляет отсрочку или рассрочку исполнения судебного постановления;

изменяет способ и порядок исполнения судебного постановления;

рассматривает жалобы (протесты) на постановления судебного исполнителя, вынесенные в предусмотренных ХПК случаях, на действия (бездействие) судебного исполнителя;

рассматривает вопрос о розыске должника;

рассматривает вопрос о приостановлении исполнительного производства;

рассматривает вопрос о прекращении исполнительного производства;

рассматривает вопрос об отложении совершения исполнительных действий;

рассматривает вопрос о вынесении определения о судебном приказе для обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

рассматривает вопрос о вынесении определения о выплате вознаграждения хранителю арестованного имущества;

рассматривает вопрос о вынесении определения о выплате комиссионного вознаграждения торговой организации за реализацию арестованного имущества;

рассматривает вопрос о вынесении определения о передаче арестованного имущества должника взыскателю в счет погашения задолженности;

назначает экспертную оценку арестованного имущества за счет стороны, несогласной с оценкой, проведенной судебным исполнителем;

выносит определение о прекращении договора о залоге;

выносит определение о взыскании (удержании) расходов по исполнению исполнительного документа;

выносит определение о взыскании (удержании) пяти процентов от суммы, взысканной в пользу взыскателя;

совершает иные действия, предусмотренные ХПК, Инструкцией и иными актами законодательства.

Ранее значительную часть указанных выше полномочий имел судебный исполнитель.

К компетенции судебного исполнителя относятся все вопросы по исполнительному производству, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции хозяйственного суда, в частности:

рассмотрение заявления о возбуждении исполнительного производства и вынесение соответствующего постановления;

осуществление контроля за добровольным исполнением должником требований исполнительного документа;

заявление в письменной форме самоотвода в исполнении исполнительного документа с указанием оснований для самоотвода в хозяйственный суд при котором он состоит;

исполнение определения хозяйственного суда о применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа: наложение ареста на имущество должника (за исключением денежных средств должника, находящихся на его счетах); наложение ареста на наличные денежные суммы, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) других лиц; изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, с передачей на хранение в порядке, установленном ХПК;

вынесение соответствующих постановлений на стадии исполнительного производства;

обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, в случаях, предусмотренных ХПК и настоящей Инструкцией; на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) других лиц; на иное имущество должника;

обжалование определения хозяйственного суда, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на его постановление, действие (бездействие);

возвращение исполнительного документа взыскателю;

отложение совершения исполнительных, действий;

вынесение представления о прекращении договора о залоге;

снятие ареста с имущества;

совершение других необходимых действий, предусмотренных ХПК, Положением о Службе судебных исполнителей, настоящей Инструкцией и иными актами законодательства.

Постановление выносится судебным исполнителем только в случаях, предусмотренных статьей 343 ХПК:

о возбуждении исполнительного производства;

об отказе в возбуждении исполнительного производства;

о возращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства;

об изменении места совершения исполнительных действий;

о расчете распределения денежных средств между взыскателями;

об окончании исполнительного производства:

об объявлении торгов несостоявшимися;

об отложении совершения исполнительных действий;

о возвращении взыскателю исполнительного документа, по которому исполнение не производилось или произведено неполно. Другие действия по принудительному исполнению оформляются иными документами [7, с.75].

Исполнительная надпись законодателем исключена из перечня исполнительных документов. Статьей 329 ХПК к исполнительным документам отнесены:

судебные приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании судебных постановлений хозяйственных судов, решений арбитражных (третейских) судов, в том числе международных, решений иностранных судов, иностранных арбитражных решений;

определения хозяйственного суда о судебном приказе;

исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;

постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (финансовых) взысканий;

иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном ХПК [7, с.76].

Следовательно, на основании исполнительной надписи не может быть возбуждено исполнительное производство. Кроме того, Инструкцией предусмотрен особый порядок возбуждения исполнительного производства при получении заявления о возбуждении исполнительного производства на основании постановления государственного органа, должностного лица в части имущественных (финансовых) взысканий (решения Комитета Государственного Контроля Республики Беларусь, Постановления Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь). В этом случае судебный исполнитель направляет судье представление, по результатам рассмотрения которого выдается приказ об обращении взыскания на имущество.

Согласно статье 370 ХПК взыскание с должника — юридического лица или индивидуального предпринимателя — денежных средств по исполнительному документу обращается в первую очередь на денежные средства, находящиеся на его счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.

В целях обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, взыскатель представляет исполнительный документ соответственно в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств в бесспорном порядке.

В то же время пунктом 13 Инструкции предусмотрена возможность взыскателя направить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств в бесспорном порядке или обратится с заявлением о возбуждении исполнительного производства в хозяйственный суд. Указанный выше пункт Инструкции окончательно определяет, что обращение в банк — это право, а не обязанность взыскателя. Тем не менее, автор рекомендует взыскателям предъявлять исполнительный документ в банк, а потом, в случае отсутствия денежных средств на расчетном счете должника, в отдел исполнения судебных постановлений хозяйственного суда. Это позволит сократить время нахождения исполнительного документа в банке, так как ХПК и Инструкцией не предусматривается минимально необходимый срок нахождения платежного поручения в картотеке неплатежей расчетного счета должника.

При получении сообщения о наличии у других лиц, подлежащих перечислению по правилам безналичных расчетов денежных средств, причитающихся должнику, и не перечислении этими лицами на соответствующий счет хозяйственного суда этих средств в течение трех банковских дней после наступления срока платежа, а также при получения сообщения о наличии у других лиц имущества должника, в том числе и наличных денежных средств, судебный исполнитель по определению хозяйственного суда, представлению судебного исполнителя или заявлению взыскателя в порядке, установленном ХПК, обращает взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах других лиц, а при их недостаточности для исполнения определения хозяйственного суда о судебном приказе — на иное имущество этих лиц. Однако пунктом 59 Инструкции в случае отсутствия у дебитора денежных средств или их недостаточности предусмотрена необходимость получения согласия для замены взыскания задолженности на иное его имущество [7, с.78].


Задача


ОДО «Интерпродукт» в заявлении просило хозяйственный суд установить факт внесения им в уставный фонд созданного совместно с иными лицами ЗАО «Агроспектр» имущества – административного здания и коммуникаций. При рассмотрении дела хозяйственный суд установил, что на рассмотрении хозяйственного суда имеются иск прокурора района в интересах регистрирующего органа о признании недействительной государственной регистрации ЗАО «Агроспектр» и иск ОАО «Белкрахмалпром» о признании права собственности на часть упомянутого административного здания.

Как поступить хозяйственному суду?


Решение


Хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу согласно ч.1 п.1 ст.145 ХПК РБ, пока не будут рассмотрены иск прокурора района в интересах регистрирующего органа о признании недействительной государственной регистрации ЗАО «Агроспектр» и иск ОАО «Белкрахмалпром» о признании права собственности на часть упомянутого административного здания.

До рассмотрения вышеуказанных исков невозможно рассмотрение дела ОДО «Интерпродукт» по существу.

Список использованных источников


Список нормативных источников

1.                 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2006.

2.                 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004 года № 314-З) с внесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 15 октября 2006 года // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2006.

3.                 Инструкция «О ведении исполнительного производства», утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №17 от 26 апреля 2005 года // Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск, 2006.

Список литературных источников

4.                 Бельская И. Судебное посредничество в хозяйственном процессе Республики Беларусь – отражение международной практики института медиации // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, №14, 2005. – с. 52-58.

5.                 Жандаров В.В., Колбасин С.Н. Учебное пособие «Хозяйственный процесс». – Минск: Академия МВД РБ, 2006. – 340с.

6.                 Каменков В., Коробейников А. Посредничество как способ разрешения экономических споров // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, №4, 2005. – с. 41-60.

7.                 Трубчик А. Компетенция судебного исполнителя в исполнительном производстве // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, №16, 2005. – с.73-78.

8.                 Хозяйственный процесс: Учебное пособие / В.С. Каменков. – Минск: Книжный Дом, 2005. – 320с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты