Освобождение от уголовного наказания. Амнистия. Помилование. Судимость

Судимость (Статья 86 УК)

1. Теория уголовного права определяет судимость как правовое состояние лица, приговоренного к определенному виду и сроку наказания за совершение преступления.

2. Лицо, как указано в ч. 1 ст. 86 УК, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу в течение всего времени отбывания наказания, а также и в течение определенного законом времени после отбытия наказания.

3. Лицо считается несудимым только после погашения или снятия судимости. При этом следует подчеркнуть, что судимость связана с назначением наказания. Следовательно, если лицо и привлекалось к уголовной ответственности, но было освобождено от нее, правила ст. 86 УК на него не распространяются. Также считаются несудимыми лица, к которым за совершение преступного деяния применены принудительные меры медицинского (ч. 1 ст. 99 УК) или воспитательного характера (ст. 90 УК).

4. Наличие или отсутствие судимости имеет значение для установления в действиях лица рецидива (ст. 18 УК), квалификации действий (п. "в" ч. 3 ст. 158 УК), при назначении наказания (п. "а" ч. 1 ст. 63 УК).

5. Закон предусматривает два способа прекращения судимости - ее погашение и снятие.

Погашение судимости происходит автоматически по истечении сроков, установленных ч. 3 ст. 86 УК. Эти сроки связаны с несколькими основаниями. Так, в отношении лиц, условно осужденных, судимость погашается по истечении испытательного срока; в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия наказания. В указанном случае следует иметь в виду, что погашение судимости не связано с категориями преступлений, а связано только с видами наказаний, более мягкими, чем лишение свободы.

6. В судебной практике возник вопрос: можно ли считать лицо условно осужденным, если наряду с основным наказанием ему назначено дополнительное наказание по сроку, превышающему испытательный срок?

Представляется, что такое лицо нельзя отнести к категории условно осужденных лиц, поскольку под наказанием понимается полностью назначенное наказание за совершенное преступление (основное и дополнительное).

7. Если испытательный срок меньше срока дополнительного наказания, а следовательно, и истекает раньше, такое лицо может считаться условно осужденным и судимость у него погашается по истечении испытательного срока.

Если испытательный срок равен сроку дополнительного наказания или срок дополнительного наказания больше, чем испытательный срок, такое лицо должно считаться осужденным к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, в этом случае судимость погашается по истечении одного года после отбытия наказания.

8. Основания погашения судимости по п. "в", "г" и "д" ч. 3 ст. 86 УК зависят от осуждения лица к реальному лишению свободы и категории преступления.

Прежним уголовным законом предусматривалось положение, согласно которому срок погашения судимости прерывался, если лицо, отбывшее наказание, до истечения срока погашения судимости вновь совершало преступление (ч. 4 ст. 57 УК РСФСР).

УК такой нормы не содержит, и это означает, что, если лицо совершает новое преступление до истечения срока погашения судимости, срок ее погашения будет исчисляться самостоятельно за каждое вновь совершенное преступление.

9. Если осужденный будет освобожден от наказания досрочно или назначенное ему наказание будет заменено более мягким видом наказания, срок погашения судимости должен исчисляться исходя из фактически отбытого наказания с момента освобождения от отбывания наказания.

10. Если осужденному помимо основного назначалось дополнительное наказание, то срок погашения судимости начинает течь после отбытия основного и дополнительного наказания.

11. Если лицо осуждено по совокупности преступлений или приговоров, то срок погашения судимости следует исчислять с момента отбытия наказания, назначенного по совокупности преступлений или приговоров, но для каждой категории преступлений - самостоятельно.

12. Снятие судимости в отличие от погашения производится при условии безупречного поведения осужденного по его ходатайству и с обязательным вынесением судьей мотивированного постановления.

Судимость может быть снята с любого лица, отбывшего наказание, без каких-либо ограничений как в части категории совершенных преступлений, так и с учетом личности осужденного. Суть такого решения заключается в том, что оно может приниматься до истечения срока погашения судимости при наличии данных, свидетельствующих о безупречном поведении конкретного лица.



2. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ И КУЛЬТУРОЙ

 

Наука

Управление в сфере науки долгие годы отличалось консерватизмом. Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике осуществлял централизованное руководство, а Академия наук была как бы вторым центром в данной сфере. В 90-х гг. в РФ постепенно меняются организационные формы -Министерство науки и технической политики заменяется Государственным комитетом по науке и технологиям, а последний в марте 1997 г. преобразуется в Министерство науки и технологий. Происходит интенсивный рост отраслевых академий, а также начал самоорганизации в науке.

Долгожданный ФЗ «О науке и научно-технической политике» (его аналог готовился более 20 лет) позволил сформировать законодательную базу в данной сфере. Отдан приоритет статусу субъектов научной деятельности, в т.ч. научной организации.

В ст. 7 ФЗ урегулировано управление научной и (или) научно-технической деятельностью. Оно осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и саморегулирования Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы е пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритеты направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации: утверждают уставы государственных научных организаций; осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью представленного государственным научным организациям имущества; осуществляют другие функции в пределах их полномочий.

Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

Для отношений в данной сфере характерна такая основная правовая форма отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в т.ч. министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, как договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультативных и иных услуг, а также другие договоры, • в т.ч. договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.

На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом - заказчиком и организацией-исполнителем.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством РФ, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции.

Разграничены три уровня управления в сфере науки.

К ведению органов государственной власти РФ относятся: разработка и проведение единой государственной научно-технической политики; выбор приоритетных направлений развития науки и техники РФ; формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение; финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета; установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использования ее результатов; содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ; управление государственными научными учреждениями федерального значения, в т.ч. их создание, реорганизация и ликвидация; реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ; формирование единых систем стандартизации, обеспечение единства измерений, сертификации, научной и научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими; установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Правительство РФ определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают Министерство науки и технической политики РФ совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.

Приоритетные направления развития науки и техники и перечень новейших технологий федерального уровня разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от П апреля 1995 г. «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», решением Правительственной комиссии по научно-технической политике (протокол заседания от 28 мая 1996 г.) и Указом Президента РФ от 13 июня 1996 года «О доктрине развития российской науки».

К совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ относятся: формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики; организация научно-технического прогнозирования; размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности; формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции РФ и субъектов РФ; формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов РФ; разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в т.ч. их материальное обеспечение; формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития; международные научные связи.

К ведению органов государственной власти субъектов РФ относятся: участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ; формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов; управление государственными научными организациями регионального значения, в т.ч. их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных информационных ресурсов; формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральным законом к ведению органов государственной власти РФ.

Тем не менее, разграниченные и совместные действия государственных органов в данной сфере, и характер их отношений с научными организациями остаются трудной проблемой.

 

Культура


Для управления в области культуры в России устойчивой является тенденция его отраслевой организации. Учитываются два уровня - в одобренном палатами Федерального Собрания ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлена его компетенция, а в Положении о Министерстве культуры урегулирован его статус. Аналогичным образом строится система управления на уровне субъектов Федерации, где действуют министерства или управления, департаменты культуры. Отсюда второй разрез - вертикальный.

В Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» урегулировано разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

К ведению федеральных органов государственной власти и управления РФ в области культуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития; правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием РФ; формирование федерального бюджета в части расходов на культуру, федеральных фондов развития культуры; установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры; прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении; координация внешней политики в области культурного сотрудничества; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; регулирование правил осуществления валютных операций в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация государственных организаций культуры федерального подчинения; определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот материального обеспечения работников культуры, установление минимального размера ставок авторского гонорара; создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в РФ; создание и ведение Свода памятников истории и культуры РФ; контроль за исполнением законодательства РФ о культуре.

К совместному ведению органов государственной власти и управления РФ и субъектов Федерации в области культуры относятся: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры РФ; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально-технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования объектов собственности в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов РФ.

В сфере совместного ведения органы государственной власти и управления издают законы и иные нормативные акты.

К ведению органов государственной власти и управления субъектов РФ в области культуры относятся: осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение; формирование территориальных и иных органов государственного регулирования культурной деятельности; создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующего подчинения; формирование фондов развития культуры и утверждение объемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственных бюджетах РФ, местных бюджетах, установление местных налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования культурной деятельности; международные культурные связи, установление дополнительных к устанавливаемым федеральными органами льгот, видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры; информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры; контроль за исполнением законодательства РФ о культуре.

В пределах своей компетенции субъекты РФ имеют право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и с международными организациями по вопросам культуры.

Федеральные органы государственной власти и управления не могут издавать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению органов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ не могут принимать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и управления. Это важное правило, которое не всегда соблюдается на практике.

Закон определяет и компетенцию органов местного самоуправления в области культуры, в частности: создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории и др.

В действующих законах о библиотечном деле, о музеях, об обязательном экземпляре документов и др., в указах и постановлениях содержится много норм о функциях и взаимоотношениях не только органов управления культурой, но и других государственных органов.

Положения о Министерстве культуры Российской Федерации не всегда согласуются с теми задачами и функциями, которые регулируются в вышеназванных законах. Вообще это типичное противоречие в сфере управления применительно к соотношению статутных и тематических актов.

Противоречиво протекает процесс управления в сфере телевидения и радиовещания, где с трудом находят меру сочетания государственных функций и самостоятельности соответствующих организаций. 4 июня 1997 г. Государственная Дума приняла Постановление «Об усилении государственного контроля за деятельностью Закрытого акционерного общества «Общественное российское телевидение», в августе того же года указы Президента РФ о совершенствовании структуры государственного теле- и радиовещания, о Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Видимо, поиск оптимальных решений не закончился.

3. ЗАДАЧА


ЗАДАЧА: Краснова, являясь студенткой медицинского училища и проходящая практику в одном из роддомов, поспорив на бутылку шампанского с подругой, поменяла местами двух новорожденных мальчиков, заменив при этом бирки, имеющиеся на детях. Роженицы были выписаны с этими детьми из роддома. В дальнейшем содеянное Красновой стало известно. Квалифицируйте совершенное Красновой деяние.


РЕШЕНИЕ: Совершенное Красновой деяние квалифицируется как преступление против семьи и несовершеннолетних, а именно, подмена ребенка.

Согласно ст. 153 УК РФ, подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.



ЛИТЕРАТУРА


1.      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 08.12.2003).

2.      Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Лебедева В.М.) -М.: Юрайт-М, 2001 г.

3.      Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2001. - 652 с.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты