несоздание нанимателем рабочих мест для трудоустройства лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью;
несоздание нанимателем рабочего места для трудоустройства работника, получившего инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве, повлекшее расторжение с ним трудового договора;
неуведомление органов государственной службы занятости, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони;
отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу выпускника учебного заведения, получившего направление на работу, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным;
нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение;
непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;
неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража;
действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке;
нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы;
незаконное привлечение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к ответственности;
непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения [6].
Перечень нарушений законодательства о труде не закрыт. Статья 9.19 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривает возможность административной ответственности за иные нарушения законодательства о труде, не перечисленные выше.
Новым Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь значительно увеличены размеры штрафа за нарушение законодательства о труде. Причем, если по Кодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь 1984г. к административной ответственности можно было привлечь только физическое лицо - должностное лицо нанимателя, то новый Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривает привлечение к административной ответственности как должностное нанимателя, так и само юридическое лицо.
В настоящее время административная ответственность за нарушение законодательства о труде предусмотрена не только Кодексом об административных правонарушениях, но и рядом других нормативных правовых актов.
Так, Декретом Президента Республики Беларусь N 29 от 26.07.1999г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» установлена административная ответственность должностных лиц нанимателя за незаконное привлечение работника к ответственности. Такое нарушение влечет наложение на должностных лиц штрафа в размере до 100 базовых величин. Протоколы по таким делам об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными органов департамента государственной инспекции труда. Рассмотрение дел об этих административных правонарушениях осуществляется судом (п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь N 29 от 26.07.1999г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины») [9].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1993г. N 664 департаменту государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты предоставлено право применять к нанимателям следующие санкции:
за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, по внедрению средств и технологий, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и стандартов по охране труда, - предупреждение или штраф в размере от 2 до 6 базовых величин;
за нарушение правил по охране труда, повлекшие причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом, - штраф в размере от 6 до 300 базовых величин;
за незаконное расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, женщиной, имеющей детей в возрасте до трех лет, одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), и с другими работниками, которым в соответствии с законодательством предоставлены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя, а также за выплату заработной платы в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством, и нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы - штраф в размере от 20 до 50 базовых величин;
за нарушение порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при осуществлении оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, - штраф в размере от 50 до 100 базовых величин;
за односторонний отказ нанимателя от ведения коллективных переговоров, массовое (более пяти работников) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя без законных оснований либо неисполнение нанимателем решения суда о восстановлении на работе - штраф в размере от 50 до 100 базовых величин;
за противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов, осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний инспекторов - штраф в размере от 5 до 50 базовых величин;
за другие нарушения законодательства о труде - предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 базовых величин [11].
Указанные выше санкции к нанимателям вправе применять:
директор департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты - главный государственный инспектор труда Республики Беларусь и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов, государственные инспекторы труда.
2.3 Уголовная ответственность нанимателей за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотрена статьями 199, 301-308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь [4].
Необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либо заведомо незаконное увольнение лица с работы наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет (ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Изначально в ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь было объединено два состава, которые предусматривались в статьях 134 и 136 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960г., но признаки их объективной стороны были существенно скорректированы. В первоначальной редакции данной статьи ее составляли деяния в альтернативных формах:
- необоснованные отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности;
- заведомо незаконное увольнение лица с работы;
- иное умышленное нарушение законодательства о труде повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина.
С целью защиты трудовых прав граждан Законом от 22.07.2003г. [7] скорректирована норма ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о труде. С одной стороны, сужены признаки объективной стороны этого преступления: исключено «иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина (частичная декриминализация), с другой - повышена ответственность за совершение этого преступления путем введения в санкцию ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь лишения свободы на срок до трех лет, которое ранее в ней не предусматривалось.
В соответствии со ст. 10 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на труд, а ст. 32 Конституции предусматривает для женщин и мужчин равные возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья [1].
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с отдельными гражданами, предусмотренный ст. 16 Трудового кодекса Республики Беларусь. Под необоснованным отказом в приеме на работу понимается отказ по причинам, не предусмотренным в законодательстве. В таком случае законодательство содержит либо прямой запрет в приеме на работу, либо определяет условия, при наличии которых наниматель может отказаться от заключения трудового договора.
Незаконное увольнение лица с работы - это увольнение, при котором нанимателю было известно о наличии обстоятельств, исключающих возможность увольнения. Законное основание - это предусмотренная нормами права причина (обстоятельство) прекращения трудового договора.
Преступление считается оконченным с момента отказа в приеме на работу беременной женщины или увольнения с работы беременной женщины либо заведомо незаконное увольнение другого лица с работы.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает данное преступление, и желает этого.
Нормами ст.ст. 301-306, 320, 336 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность за нарушения правил охраны труда:
нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности на объектах, связанных с использованием ядерной энергии
нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ
нарушение правил безопасности горных или строительных работ
нарушение правил пожарной безопасности
нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ
нарушение правил охраны труда
нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
Подводя итоги настоящему исследованию, следует сделать выводы о том, что возникновение самого термина «трудовая юридическая ответственность» объясняется тем, что эта ответственность наступает при реализации трудовых правоотношений или непосредственно связана с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений.