Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем

3.                 лицом, действующим от имени и по поручению владельца денежных средств или имущества, полученных преступным путем;

4.                 любым другим лицом, сознающим, что им совершаются финансовая операция или сделка, направленные на легализацию денег или иного имущества, полученных преступным путем.

Попробуем определить те качества субъектов преступления, которые могут быть использованы для планируемой легализации преступных доходов других лиц. Прежде всего, это высокий уровень знаний в сфере нормативно-правового регулирования определенных сфер деятельности (знание законодательства, главным образом гражданского, финансового, а также подзаконных актов, недостатков в законодательстве, которые позволяют готовить и осуществлять легализацию; финансово-экономические знания; а также (с учетом транснационального характера этого преступления) знание иностранного законодательства и т.д.). Среди личностных особенностей субъектов преступления, имеющих криминалистическое значение, важное место занимает наличие у преступников определенных навыков: умение фальсифицировать документы, печати, штампы и т.д., применение технических средств: множительной техники, компьютеров и их периферийных устройств. Среди лиц, занимающихся отмыванием, высок уровень образованности, многие из них имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование. Большинство из них непосредственно участвует в финансово-коммерческой деятельности разного уровня. В их числе всегда находятся лица, владеющие информацией о деятельности кредитно-финансовых структур и знающие изъяны в их деятельности. Если исходить из концепции Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001г. (115-ФЗ), то можно сделать вывод о том, что субъектом легализации преступных доходов могут быть работники кредитных организаций, страховых и лизинговых компаний, профессиональные участники рынка ценных бумаг, любых других юридических лиц, а также физические лица вне каких-либо предпринимательских структур. Причастных к легализации лиц можно разделить на несколько групп, в зависимости от характера профессиональной деятельности и наличия тех или иных навыков, используемых для целей легализации преступно приобретенных доходов.

К первой группе относятся руководители предприятий, учреждений, организаций, ответственные работники банков и иных кредитных организаций.

Отличительная черта данной категории субъектов заключается в том, что эти лица обладают высоким уровнем профессионализма в банковской (финансовой) сфере. Это позволяет им не просто давать советы или рекомендации, но и, опираясь на свои знания и опыт, фактически организовывать весь процесс легализации преступных доходов. Обычно они имеют опыт работы в банковских, бухгалтерских, предпринимательских сферах, имеют одно или несколько образований (как правило, экономическое или юридическое), хорошо ориентируются в действующем законодательстве. Именно они становятся сторонами по сделкам и финансовым операциям. Вместе с тем наделенные правами управления людьми и распоряжения денежными средствами, руководители разного уровня обладают возможностью путем дачи подчиненным соответствующих указаний реализовывать операции по легализации преступных доходов, формально лично не участвуя в процессе совершения преступления. К данной категории можно отнести руководителей предприятий, председателей правления банков и иных кредитных организаций, их заместителей. Вторая группа представлена рядовыми работниками, а также лицами, не являющимися стороной по сделкам, но в силу требований закона обязанных совершать определенные действия для придания сделке установленной законом формы (нотариусы, работники регистрационных органов). Их можно назвать «вспомогательным звеном». Несмотря на незначительность занимаемого ими положения, такие работники также играют заметную роль в осуществлении преступной деятельности по легализации. В частности, о не последней роли нотариусов в легализации преступных доходов можно судить исходя из содержащегося разъяснения Пленума Верховного суда РФ в отношении нотариусов, который определил, что использование нотариусом своих служебных полномочий квалифицируется как пособничество. Поскольку при отмывании самой рискованной деятельностью является ввод активов в легальный оборот (большую роль в легализации криминальных доходов играют банки[14]), то обычно рядовые работники банков просто незаменимы в процессе реализации преступного умысла. Некоторые банковские служащие могут играть роль пособников, не участвуя лично в финансовых операциях по легализации преступных доходов. Речь идет о тех лицах, которые действуют от имени и по поручению владельца имущества, полученного преступным путем. Например, менеджеры банков по работе с клиентами могут представить владельца «грязных» денег в качестве добропорядочного клиента. Следующую группу лиц, с помощью которых может совершаться легализация, составляют так называемые «преступники-интеллектуалы», использующие возможности компьютерной техники для введения денежных средств, полученных преступным путем, в гражданский оборот. Для этой категории лиц, участвующих в легализации, характерны высокий профессионализм и, как правило, отсутствие уголовного прошлого[15].

К специфической категории такого рода преступников следует отнести лиц, участвующих в легализации с помощью использования компьютерных банковских систем. Чаще всего указанные лица не только владеют специальными навыками в использовании ЭВМ, их устройств, но и могут пользоваться паролями и ключами банковских программ, применять свои специальные знания для фальсификации программ путем изменения первоначально правильных выходных данных. К данной категории относятся оперативные работники банков, программисты и операторы компьютерных систем. Легализации также могут способствовать иные лица, участие которых нельзя исключать. К данной категории можно причислить депутатов и высокопоставленных чиновников различных ведомств, без поддержки которых легализация в ряде случаев (особенно, когда речь идет о легализации крупных сумм денег) была бы невозможна.

Последних, члены ФАТФ называют «влиятельные политические лица» - это термин, используемый в отношении людей, на которых возложены или были возложены в прошлом важные государственные функции в конкретной стране. К этой категории относятся, например, главы государств или правительств, влиятельные политические и правительственные чиновники, члены судов или военного командования, руководители государственных корпораций высшего ранга и ключевые деятели политических партий. В силу особого статуса влиятельных политических лиц (политического в своей стране или, возможно, дипломатического - при работе за рубежом) финансовые организации часто предоставляют влиятельным политическим лицам определенную свободу действий при осуществлении финансовых операций как ими самостоятельно, так и третьими лицами от их имени.

Особую группу субъектов преступления составляют лица, профессионально занимающиеся легализацией. Наличие данной категории лиц характерно для офшоров. Речь идет об использовании для целей легализации услуг специальных брокеров и агентов, занимающихся поиском лиц, намеривающихся легализовывать средства в данной офшорной зоне. Эти же лица часто выступают в качестве посредников при открытии счетов, трастов и т.п. К услугам специалистов, профессионально занимающихся легализацией, прибегают в целях использования их контактов, опыта, знаний в области перевода денежных средств, а также местного законодательства. В зарубежной практике имелись случаи выявления специальных фирм, осуществляющих «отмывание» денег для различных преступных организаций под свою ответственность за фиксированные комиссионные (обычно от 2 до 8% от суммы).[16]

Наличие достаточно большого объема преступных доходов, а также изменения действующего законодательства в части ужесточения со стороны государства мер по противодействию легализации приобретенных преступно средств, привели к появлению так называемых финансовых консультантов. Это люди, специализирующиеся на разработке финансовых схем, а также анализе законодательства, регулирующего области хозяйственной деятельности, используемые в процессе легализации. Эта категория лиц путем проведения семинаров, выпуска монографий, а также дачи советов и рекомендаций способствует совершению данного преступления. Адвокаты, нотариусы, квалифицированные бухгалтеры и иные специалисты подобного рода выполняют ряд важных функций, помогая своим клиентам в организации и управлении их финансовой деятельностью. Прежде всего, они оказывают консультационные услуги физическим и юридическим лицам в таких вопросах, как инвестиционные операции, создание компаний, трастов, по иным мероприятиям, требующим правового регулирования, равно как и в сфере налоговой оптимизации. Кроме того, специалисты в юридической области готовят и при необходимости ведут документарную работу по урегулированию корпоративной деятельности и иных юридических процедур. Наконец, некоторые из этих специалистов могут быть непосредственно вовлечены в осуществление специфических видов финансовых операций (например, хранение или выплата денежных средств, связанных с приобретением или продажей недвижимости) от имени своих клиентов.

В пересмотренном и исправленном издании Сорока рекомендаций ФАТФ, выпущенном в 20 июня 2003 г. (с изменениями от 22 октября 2004 г.), обращается внимание на данную проблему и предусматривается распространение превентивных финансовых мер на специалистов, оказывающих профессиональные услуги в юридической и финансовой сферах, в отношении которых существует риск вовлечения в процесс отмывания преступных доходов (рекомендация 12 отныне предусматривает распространение определенных обязательств по реализации мер по работе с клиентами "customer due diligence - CDD" и ведению документации на адвокатов, нотариусов, прочих независимых юридических профессионалов и аудиторов. Рекомендация 16 распространяет на эту категорию профессионалов обязательства сообщать о подозрительных трансакциях, являющихся предметом профессиональной тайны)[17].

Часть 3 ст.174 УК в качестве особо квалифицированной разновидности легализации устанавливает признак "организованная группа". Совершение деяния в составе организованной группы квалифицируется по тем же правилам о соучастии, которые характерны для оценки деяния по признаку группы лиц, образованной по предварительному сговору. Признаки организованной группы содержатся в ч.3 ст.35 УК.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" отметил, что об устойчивости банды могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений.[18]

Вместе с тем не исключена возможность создания организованной группы для совершения и одного преступления, которое требует достаточно серьезной и тщательной подготовки. В частности, совершение одной финансовой операции или другой сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем (легализация).

Выработанные наукой уголовного права признаки организованной группы (устойчивость и организованность) все же не имеют четких критериев, позволяющих безошибочно констатировать в действиях группы не просто предварительный сговор, а также согласованность действий и устойчивость существования, которые свидетельствуют о сложной форме соучастия. И в частности, это касается рассматриваемых нами деяний. Анализ уголовных дел, возбужденных по ч. 4 ст. 174 или 174.1 УК РФ, показал, что квалификация деяний по признаку организованной группы сводится к тому, что правоохранительные органы под признаком организованности понимают организацию деятельности юридического лица, осуществляющего операции по легализации: штатный состав, полномочия и т.п. При этом под устойчивостью понимается длительность существования самой фирмы. Такую практику необходимо признать неправильной, так как любая предпринимательская, экономическая деятельность должна носить и носит организованный характер (штат сотрудников; устойчивые, профессиональные связи; наличие начальника-организатора и работников-исполнителей; длительное время существования и т.п.). Организованной группой по смыслу ч. 4 ст. 174 и 174.1 УК РФ следует считать только такую группу, которая сорганизовалась не просто в рамках хозяйствующего субъекта для достижения экономических целей, а образовался ее стабильный состав, с тесными взаимосвязями между членами и т.п. для достижения единой цели - отмывания доходов. Группа лиц в соответствии с данной нормой УК РФ будет считаться организованной не потому, что сама легализация (операции) совершалась в организованном хозяйственном коллективе, а потому, что в рамках существующего коллектива образовалась группа лиц, с признаками организации, исключительно для совершения преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ. Сведения, относящиеся к личности преступника, не позволяют составить целостной системы такого преступления, как легализация. Необходимо выявить связь полученной информации о личности предполагаемого преступника с другими элементами криминалистической структуры преступления: способом его совершения, предметом преступного посягательства, местом и временем совершения преступления, обстановкой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты