Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем

2.3 Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём


В настоящее время в России идет динамичный процесс формирования базовых институтов рыночного хозяйства, характеризующийся наличием острых противоречий и криминальных деформаций, что связано с углублением системного кризиса и ускоренной либерализацией внешнеэкономической деятельности. Криминализация экспорта и импорта капитала стала важнейшей особенностью трансграничного перемещения экономических ресурсов через таможенную границу Российской Федерации. В стране складывается качественно иная криминальная ситуация, представляющая значимую угрозу экономической безопасности страны.

Одновременно следует иметь в виду, что в условиях глобализации и расширения международных связей, торговли, свободного движения капиталов все существующие материальные ресурсы в производственной и сбытовой сфере уже имеют собственника и поделены. В связи с этим, основная конкурентная борьба переместилась из товарных рынков в финансовые, где самым важным стал поиск возможностей выгодно дать или взять в долг (с помощью различных финансовых инструментов). При этом в отличие от прошлых времен, когда гарантией получения доходов и прибыли было реально накопленное богатство, в капитале современных корпораций преобладают различные долговые обязательства, функционирующие в форме электронной (компьютерной) информации и с помощью телекоммуникационных технологий. Рыночные преимущества бизнеса сместились от легитимных производственных операций к эффективности криминальных махинаций со своими и чужими ресурсами. Для поддержания достигнутого уровня конкурентоспособности многим корпорациям необходимы дополнительные преимущества, среди которых наиболее важными являются услуги по легализации (отмыванию) денег и уклонению от уплаты налогов (так называемые "грязные деньги"). Несмотря на активное совершенствование правового регулирования в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, трудно говорить о каких-либо ощутимых положительных сдвигах в данной области. Устранение существующей проблемы видится, прежде всего, в создании эффективной и постоянно действующей системы финансового мониторинга в стране. При этом основой данной системы должен стать именно банковский сектор. Роль банков заключается в установлении такого механизма внутреннего финансового контроля, который бы позволил достоверно выявить недобросовестного клиента и таким образом пресечь саму попытку легализации преступных доходов. Сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны. Она позволит в той или иной степени решать следующие задачи[37]:

1.                 защита экономики от криминальных инвестиций;

2.                 подрыв финансовой основы деятельности преступных организаций;

3.                 пополнение доходной части бюджета;

4.                 выход от нижнего звена исполнителей на руководство преступных организаций по цепочкам следов финансовых операций.

Одним из ведущих направлений деятельности мирового сообщества в последние годы стало противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Очевидно, что существование эффективной системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма невозможно без активного участия организаций, выполняющих функции посредников при проведении различных финансовых операций. Так, обязанность выявлять подозрительные операции и сообщать о них в уполномоченный орган распространяется на максимально широкий круг финансовых организаций, а также других вероятных посредников, включая адвокатов и нотариусов. Совместно с Банком России государственные органы выстроили эффективную систему взаимодействия, позволяющую обеспечить надлежащее исполнение кредитными организациями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В банках созданы и действуют службы внутреннего контроля, где трудятся квалифицированные специалисты, которые ответственно относятся к работе.

Такой подход российского банковского сообщества к организации работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма позволил сообщать в контролирующие органы о подозрительных операциях. Но, несмотря на это, остается проблема, требующая особого внимания. Это действующие пути отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Вести честный банковский бизнес не всегда просто, а порой просто убыточно, так как затраты на выявление и избежание рисков (а в случае обслуживания операций по отмыванию - это и потеря деловой репутации, правовой и операционный риски) довольно существенны. В этой связи некоторые банки предпочитают "легкие" деньги, содействуя криминальным структурам, а порой предлагая клиентам участие в "серых" схемах. Материалы проведенных Центральным банком РФ проверок деятельности коммерческих банков свидетельствуют о наличии грубых нарушений правил открытия счетов и совершенных с ними операций юридическими лицами. В частности, установлены многочисленные факты открытия расчетных счетов без их надлежащего юридического оформления. Особое место в кредитно-банковской сфере при легализации (отмывании) денежных средств занимают преступления, совершаемые с использованием методов бухгалтерского учета. Их субъектами являются ответственные сотрудники бухгалтерии. Бухгалтерские служащие по сравнению с другими категориями банковских служащих наиболее активно вовлечены в незаконные операции.

Некоторые способы, к которым прибегают бухгалтеры, при определенных обстоятельствах, имея ограниченные возможности для злоупотреблений, могут нанести кредитно-банковской сфере существенный ущерб. Служащие, отвечающие за бухгалтерские книги сбережений, имеют возможность обманывать банки, в которых они работают, манипулируя процентами по сберегательным счетам. Это осуществляется путем завышения фактических процентов, начисляемых на различные счета, и использования суммы, предоставленной в завышении, для компенсации фиктивных расходов либо против счета клиента, либо против контрольного счета. Развитие банковского сектора должно быть направлено на повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствование банковского регулирования и надзора, усиление защиты интересов и укрепление доверия вкладчиков, обеспечение “прозрачности” банковской системы, что также является важнейшими целями государства.

В связи с разработкой и принятием Основ уголовного законодательства Союза Республики Беларусь и Российской Федерации, российским правоведам и законодателям следовало бы обратить внимание на ст. 235 "Легализация ("отмывание") материальных ценностей, приобретённых преступным путём" УК РБ, в соответствие с которой субъект легализации - специальный, и санкцией ч. 1 этой статьи предусмотрено в качестве альтернативных наказаний лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. В соответствии с ч.1. ст. 47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должность на государственной службе, в органах самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Помимо традиционных должностных лиц и лиц с управленческими функциями в коммерческих или иных организациях согласно примечаний к ст. 285 и 201 УК РФ соответственно Пленум Верховного суда РФ определил, что использующими свое служебное положение в смысле ст.174, 174.1 УК РФ следует понимать помимо должностных лиц и служащих, лиц осуществляющих функции в коммерческих и иных организациях[38]. К таким лицам могут относиться, например, операционист банка, сотрудники казино, имеющие доступ к денежной массе и др. При этом позиция законодателя, включившего в санкции статьей УК РФ за хищения с использованием своего служебного положения данный вид наказания, и не включившего аналогичный вид наказания за легализацию, при наличии в обеих статьях квалифицирующего признака – совершение преступления, лицом с использованием своего служебного положения, вызывает массу недоумений.

Между тем именно данное наказание позволяет учесть важнейшие параметры криминологической характеристики, как самого преступления, так и личности виновного и поэтому носит ярко выраженный превентивный характер. Именно возможность лишиться занимаемого в обществе положения может стать той необходимой превентивной мерой предотвращения использования должностного положения либо профессиональных навыков в преступных целях. При правильном применении данного вида наказания оно воспринимается преступником в социальном смысле «смертным приговором». А.И. Коробеев полагает, что «Причина низкой эффективности рассматриваемого вида наказания заключается в отсутствии четкой регламентации его исполнения и действенной системы контроля за ее отбыванием. Потенциально высокий карательный заряд, содержащийся в данном виде наказания, требует поиска путей устранения негативных сторон его применения на практике. Оптимизировать наказание необходимо не столько за счет усиления уголовной ответственности за его неисполнение, сколько за счет создания регламентируемого порядка его исполнения, поддающегося внешнему контролю. Не так давно, по инициативе президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в статьи 174 и 174.1 УК РФ были внесены изменения.

В статье 174 УК РФ появился обязательный признак легализации: ее целью стало "придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами". Четкого понятия легализации до сих пор в законе не было, и это давало возможность следствию трактовать его как угодно. Само наказание за легализацию, по статье 174, теперь предусматривает возможность ограничения свободы, в ч.2 до одного года, а в ч.3 и 4 - до двух лет. Теперь по статье 174.1, ответственность, за деяние совершенное не в крупном размере - не наступает. О чем свидетельствует исключение части первой из данной статьи в том виде, в каком она была в предыдущей ее редакции. Значительно снизился размер ответственности. Так, например, по ч.3 настоящей статьи за деяния предусмотренные ч.1 и 2 совершенные организованной группой, срок лишения свободы теперь составляет от 7-10 до лет, ранее от 10 до 15 лет. Следовательно, данное деяние, по части 3 настоящей статьи, теперь будет признаваться тяжким (ранее особо тяжким). Понижен максимальный размер штрафов, применяемых как в совокупности с лишением свободы так и без.

Также, размер особо крупного ущерба по экономическим статьям повысился до 6 миллионов рублей. Ранее действующие уровни были вшестеро меньше. Современное российское законодательство, регулирующее вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нуждается в существенной корректировке в соответствии с мировыми стандартами, что входит в перечень проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года[39]. В нормативные акты необходимо включить требования о либерализации режима банковской и коммерческой тайны и конфискации доходов, полученных преступным путем, в целях борьбы с отмыванием денег. Следует детально проработать формы и процедуры международного сотрудничества государств и организаций, учитывающих специфику данной деятельности, которая должна осуществляться в рамках мероприятий, направленных на разработку национальной стратегии противодействия отмыванию денег и создания системы международного финансового контроля в банковской сфере и иных финансово-кредитных институтах развитых стран.[40]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты