Охрана труда (лекции, Украина)

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному сущест­вованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать путь ее избежания. Страх варьирует в достаточно большом диапазоне оттенков (опасение, бо­язнь, испуг, ужас). Страх может быть временным, или же наоборот, является чертой характера человека. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности (последнее свойство трусости и робости.).

Испуг - безусловно рефлекторный «внезапный страх». Боязнь напротив всегда связана с осоз­нанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас наиболее сильная степень проявления эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма реакция страха - проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно проявляется на деятельности.

Не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с про­цессами мышления проявляться как разумный страх в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника - следующая форма страха. Она так же отрицательно сказывается на деятельности че­ловека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведе­ния (бегство, оцепенение, защитная реакция).

Рассматривая влияние панического состояния на движение человека следует выделить сле­дующие наиболее возможные ошибки:

1.   Действие не совершается, т.е. паническое состояние приводит к полной закоренелости по­ступков. В обиходе о подобных случаях говорят: «он оцепенел, остолбенел от ужаса (либо от неожиданности).

2.   В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

3.   Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты.

4.   Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники - это тот самый передаточный механизм, через который субъективные ин-дивидуальные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуа­ции.

Перечисленные выше факторы постоянно или временно повышают возможности появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не означает, что их воздействие все­гда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.


Лекция 9

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.


Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отноше­ние человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безраз­личия к нему и т.п.) отражающий общий настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием раз-личного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность, со­средоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к. этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность дея­тельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго установ­ленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптималь­ном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напря­жения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий обитания норматив­ным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных об­стоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсор­ная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функция­ми, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность и изменения кото­рых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и восприятий необходимо ин­формации.

Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на дви­гательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышен­ной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным на­пряжением прочих видов.

Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности челове­ка-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является одним из самых распро­страненных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется не только физиологическим,-но также психологическим, результа­тивно Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рас­цениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

1.   Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение ра­ботоспособности выражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу.

2.   Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становиться вялым, малоподвижным или, на­оборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

3.   Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной то­ропливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности коорденирования дви­жений, их дезавтоматизации.

4.   Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к работе.

5.   Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и самоконтроль. От­сутствует настойчивость.

6.   Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного торможения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАВМ.

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за со­бой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек не­дооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и /или/ техниче­ским регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в со­стоянии депрессии, алкогольном опьянении).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил экс­плуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей чело­века требованиям работы.

Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу про­филактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское об­следование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням:

-    уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма),

-    уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетво­рительный инструктаж по безопасности, жилищные и материальные заботы и т.д.),

-    уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и послед­ствия от них, изъян в стратегии организации безопасности труда в отрасли).

Производственная деятельность - процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций

необходимо рассматривать систему «человек - среда обитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет. Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обу­славливают наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также опреде­лять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижает­ся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты