Пересмотр постановлений и решений в надзорном порядке дел об административных правонарушениях

Таким образом, мировым судьей не были приведены убедительные доводы по поводу ограничения права Е. на рассмотрение дела об административном правонарушении по месту его жительства.

В своей жалобе Е. не ставит вопрос об отмене определения мирового судьи судебного участка № 5 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Свердловской области от 02.04.2008 г., вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы Е. на указанные судебные постановления срок давности его привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении было прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.[11]


§ 7. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста

 

Согласно ст. 30.18 КоАП РФ в постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, указываются:

1) наименование суда надзорной инстанции;

2) номер дела, дата и место принятия постановления;

3) фамилия и инициалы судьи суда надзорной инстанции;

4) наименование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест;

5) указание на обжалуемые, опротестуемые постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) краткое содержание обжалуемых, опротестуемых постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

7) доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте;

8) возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;

9) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях;

10) решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.[12]

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ


На практике у судей часто возникают вопросы, связанные с применением нового законодательства об административных правонарушениях. Нам бы хотелось привести несколько примеров подобных ситуаций.

Вопрос 1: Возможен ли пересмотр вступивших в законную силу постановлений несудебных органов по делам об административных правонарушениях в случае, если такие постановления не были обжалованы в установленный законом срок и. следовательно, в районном суде не рассматривались?

Ответ: Положения ст. 30.13 КоАП РФ необходимо толковать и применять во взаимосвязи с другими нормами КоАП РФ, устанавливающими порядок производства по делам об административных правонарушениях, а также правовыми актами, определяющими полномочия судов и имеющими более высокую юридическую силу, чем КоАП РФ.

Статья 30.13 КоАп РФ регулирует порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений и решений, вынесенных по делам об административных правонарушениях, т.е. по сути устанавливает порядок пересмотра указанных актов в порядке надзора.

В соответствии со ст. 16 Конституции РФ, ст. 19 и 20 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

Поскольку Конституция РФ и названный Федеральный конституционный закон, имеющие более высокую юридическую силу, чем федеральные законы, наделяют перечисленные выше суды полномочиями по надзору только за деятельностью соответствующих судов, то и предметом их надзора могут быть только акты, принимаемые судами, но не какими-либо иными государственными органами и должностными лицами.

Акты несудебных органов и должностных лиц, в том числе и по делам об административных правонарушениях, могут быть обжалованы в суд первой инстанции, решение которого после вступления в законную силу и может стать предметом судебного надзора.

Возможность пересмотра должностными лицами судов, перечисленными в ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ, постановлений и решений, вынесенных по делам об административных правонарушениях, которые не обжаловались в судебном порядке, лишит участников производства установленной законом судебной процедуры и нарушит их права.

Вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы в суд в установленном порядке, не могут пересматриваться должностными лицами судов, указанными в ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ.[13]

Вопрос 2: Вправе ли председатель областного или другого соответствующего ему суда отменить вступившее в законную силу постановление о привлечении лица к административной ответственности по мотивам мягкости назначенного наказания в том случае, если постановление опротестовано прокурором?

Ответ: При рассмотрении протеста, принесенного прокурором, в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП , судья проверяет, не истек ли срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.

В случае принесения прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении за пределами срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, он остается без удовлетворения.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущего назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Однако положения ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, которые предусматривают возможность отмены постановления или решения в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, распространяются только на постановления и решения по делу об административном правонарушении, которые не вступили в законную силу.

Нормы, которая предусматривала бы возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, КоАП РФ не содержит.

Из ст. 46, ч. 1 ст. 50, 555 Конституции РФ следует, что изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно: поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления как общее правило недопустим. Данный вывод является также общепризнанным принципом международного права, который в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ должен признаваться в Российской Федерации при осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что если вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении опротестовывает прокурор по мотивам мягкости назначенного административного наказания, то оно не может быть отменено лицами, указанными в ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ, поскольку иное толкование данной нормы допускало бы возможность ухудшения положения лица, которое привлекается в административной ответственности.[14]

Вопрос 3: Вправе ли орган, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, или должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, обжаловать в порядке ст. 30.12 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей?

Ответ: КоАП РФ предусматривает право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении лиц, указанных в ст. 25.1 – 25.5.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, и орган, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, не наделены таким правом и, следовательно, обжаловать в порядке ст. 30.12 КоАП РФ постановление, вынесенное судьей, не вправе.[15]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Пересмотр постановлений и решений в надзорном порядке, принятых в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день является комплексным правовым институтом, в котором сосредоточен разноотраслевой процедурно-процессуальный инструментарий. Среди всех административно-процессуальных средств защиты прав и свобод граждан он традиционно выделяется максимальной насыщенностью элементами, характерными для высокоразвитой процессуальной формы, принципами, статусом участников, доказательствами, документами, этапами и стадиями совершения процессуальных действий. От того, насколько адекватно этот институт отражает условия и основания для обращения заинтересованной стороны за защитой, насколько полно охвачены процедурой контроля действия и решения должностных лиц, в каком объеме и с какими "затратами" гражданин получает восстановление нарушенного права, зависит его общая оценка, в том числе конституционная и международно-правовая. Поскольку на стадии пересмотра речь идет прежде всего о судопроизводстве, крайне нежелательно, чтобы ее правовое регулирование выглядело оторванным от общих тенденций развития новейшего судебно-процессуального законодательства России.

Стадия пересмотра в надзорном порядке дел об административных правонарушениях преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.[16]

Несмотря на то, что вновь принятый закон в значительной степени восполнил пробелы в законодательстве, часть вопросов осталась неурегулированной.

Срок, в течение которого может быть подана надзорная жалоба по административному делу, законом, как и прежде, не ограничен. Это удобно для заявителей жалоб, но порождает правовую неопределенность для иных лиц, участвующих в административном производстве, - например, потерпевших, интересам которых был причинен ущерб в результате противоправного поведения делинквента (лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения). На неопределенность надзорного процесса в судах общей юрисдикции России неоднократно указывал Европейский суд по правам человека.

Кроме того, остается неурегулированным порядок возвращения надзорной жалобы, отзыва ее заявителем, а также права лиц, которые не участвовали в деле, но права которых были затронуты вынесенными по делу судебными актами.


БИБЛИОГРАФИЯ


Нормативно-правовые акты

1.       Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20.12.2001( в редакции от 03.12.2008г.)

2.       Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» № 240-ФЗ от 3.12.2008г. // Собрание законодательства РФ, 2008 г., №49

Литература

1.       Шалыгин Б.И. «О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере административных правонарушений и обжалования решений по ним », 2008 г.

2.       Хазанов С.Д. «По делам об административных правонарушениях», 2009 г.

Судебная практика

1.       Постановление от 7 мая 2009 г. №9-АД09-3

2.       Постановление по делу от 28.12.2008г № 4а08-810

3.       Постановление от 20.04.2009 г. №45-АД09-9

4.       Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 г.// БВС РФ, 2004,№ 3

5.       Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2005 г.// БВС РФ, 2006,№ 3

6.       Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2004г.// БВС РФ, 2005,№ 7, с.26


[1] Шалыгин Б.И. « О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере административных правонарушений и обжалования решений по ним», 2008 г., с. 84

[2] Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ» № 240-ФЗ от 3.12.2008 г.//  Собрание законодательства РФ, 2008г., №49, ст. 5738.

[3] Кодекс об административных правонарушениях РФ от 20.12.2001 г. ( в ред. от 03.12.2008г.)

[4] Кодекс об административных правонарушениях РФ от 20.12.2001 г., ст. 30.12 ( в ред. от 03.12.2008г.)

[5] Кодекс об административных правонарушениях РФ от 20.12.2001 г., ст. 30.11 – утратила силу.

[6] Постановление от 7 мая 2009 г.,  №9-АД09-3.

[7] Кодекс об административных правонарушениях РФ от 20.12.2001 г., ст. 30.14 ( в ред. от 03.12.2008г.)

[8] Кодекс об административных правонарушениях РФ от 20.12.2001 г., ст. 30.15 ( в ред. от 03.12.2008г.)

[9] Постановление по делу № 4а08-810 от 28.12.2008г.

[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20.12.2001 г. ( в ред. от 03.12.2008г.) ст.30.17

[11] Постановление от 20.04.2009 г. №45-АД09-9.

[12] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20.12.2001 г. ( в ред. от 03.12.2008г.) ст.30.18

[13] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 г.// БВС РФ, 2004,№ 3, с.27

[14] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2005 г.// БВС РФ, 2006,№ 3, с.23

[15] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2004 г.// БВС РФ, 2005,№ 7, с.26

[16] Хазанов С.Д. «По делам об административных правонарушениях», 2009 г. с. 48


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты