Показания потерпевшего как доказательство по уголовному делу

На основании рассмотренных выше примеров можно прийти к следующему выводу, что помимо тщательного осмотра места происшествия, следственного эксперименте, очных ставок, сопоставления показаний заявителя с результатами допросов свидетелей, проводимых для разоблачения инсценировки преступлений, ложность заявлений можно установить путем тщательного анализа показаний заявителя при его повторном допросе. При этом, ложные утверждения невозможно до конца продумать безупречно и тем более надолго сохранить их в памяти во всех деталях. Если следователь сомневается в правдоподобности заявления, по тактическим соображениям не следует дать почувствовать это заявителю на первом допросе. Следовательно, его надо допросить самым подробнейшим образом, а показания проверить через лиц, хорошо знающих его, выяснить у них, что рассказывал потерпевший о преступлении, могли ли быть у него те предметы, которые, по его словам, похищены, и т. д. В разоблачении ложных заявлений большую роль играют негативные (отрицательные) обстоятельства, т. е. такие, которые при нормальном ходе того или иного события должны быть, но фактически отсутствуют, либо, наоборот, присутствуют, когда их не должно быть. Негативные обстоятельства — это фактические данные, противоречащие обычному ходу вещей.65

Показания потерпевшего, как и показания других участников процесса, не имеют заранее установленной доказательственной силы, они подлежат проверке наряду с другими собранными доказательствами по делу и оценке следователем по его внутреннему убеждению. По отношению к потерпевшему, как ни к кому другому, со стороны следователя должно быть проявлено сочувствие, понимание, желание помочь. Потерпевшему надо дать выговориться, вселить в него уверенность в том, что преступление будет раскрыто и преступник понесет наказание.

Есть и другие особенности допроса потерпевшего. Так, в ходе судебного разбирательства потерпевшего не удаляют до допроса, так как он должен присутствовать все время в зале судебного заседания, быть активным и равноправным участником судебного разбирательства. Это во-первых. «...Удаление потерпевшего из зала судебного заседания теряет всякий смысл,— пишут Л. М. Карнеева и В. В. Коротенко,— так как он уже ознакомился при окончании следователем уголовного дела со всеми материалами, знает, какие показания дают свидетели»[37].

Во-вторых, потерпевшего допрашивают раньше свидетелей, чтобы устранить возможность влияния показаний свидетелей на его показания и тем самым обеспечить их достоверность. На стадии судебного разбирательства потерпевший вправе представлять доказательства и ходатайствовать об истребовании дополнительных доказательств; просить суд огласить документы или протоколы, имеющиеся в деле; заявлять ходатайства и высказывать свое мнение по ходатайствам, заявленным другими участниками судебного разбирательства; может ходатайствовать о назначении экспертизы, представить в письменном виде вопросы эксперту и принимать участие в его допросе, а по делам, возбужденным по его жалобе, вправе участвовать в судебных прениях.

Показания потерпевшего в отличие от показаний свидетеля — одно из средств защиты его законных прав и интересов, нарушенных преступлением. Потерпевший, зная материалы уголовного дела и желая восстановить свои права, иногда стремится дать такие показания, которые побудили бы суд приговорить подсудимого к наиболее тяжкому наказанию. Или, наоборот, потерпевший, находясь в близких родственных или дружеских отношениях с подсудимым, под влиянием просьб его близких, из чувства жалости к подсудимому дает показания, смягчающие вину последнего. Отсюда необъективность и субъективизм в показаниях потерпевшего. Но искажения в его показаниях могут быть и непреднамеренными, результатом испуга.

Предмет допроса потерпевшего аналогичен предмету допроса свидетеля. Но если потерпевший был участником, объектом преступного посягательства, он может обладать большим объемом информации о событии преступления. Потерпевший может быть допрошен о личности других потерпевших.

Показания потерпевшего подлежат тщательной оценке наравне с другими доказательствами, для чего используются те же тактические приемы, что и при проверке показаний свидетелей. Но здесь необходимо учитывать то, что потерпевший по окончании предварительного следствия был ознакомлен с материалами уголовного дела. Не исключено, что эта осведомленность будет им использована при даче показаний на судебном следствии, «может заставить потерпевшего «поправить» свои показания, привести их в соответствие с установленными фактами, отступить от объективного освещения известных ему обстоятельств дела»[38].

На основании проведенного исследования, а также приведенных материалов из судебной и правоприменительной практики, можно сделать вывод. Не смотря на то, что допрос потерпевшего аналогичен допросу свидетеля, все же он имеет свои особенности и их необходимо учитывать в работе дознавателя, следователя, прокурора.

Представляется целесообразным в рамках данного параграфа остановиться на процессуальных особенностях допроса несовершеннолетних потерпевших.

Ежегодно свыше 90 тысяч несовершеннолетних становятся жертвами преступлений[39]. Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Одним из самых распространенных следственных действий является допрос, в ходе которого следователь получает ценную информацию, позволяющую выдвигать версии по делу, планировать расследование.

Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями.

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего (а равно свидетеля) применяются правила ст. 189 УПК и одновременно правила статьи 280 УПК, регламентирующие получение показаний несовершеннолетнего с участием его законного представителя, а также педагога. Допрос несовершеннолетних потерпевших, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога (ч. 1 ст. 280 УПК).

До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

Педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему.

При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

Перед допросом потерпевших, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется[40].

В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

Законодателем не определена нижняя граница возраста, по достижении которого может быть допрошен несовершеннолетний в качестве потерпевшего. Поэтому в необходимых случаях, когда у суда с учетом возраста несовершеннолетнего потерпевшего возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них правильные показания, допрос должен быть предварен назначением и проведением психолого-психиатрической экспертизы. При этом необходимо письменное согласие их законных представителей (ст. ст. 195, 196, 198 УПК).

Присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего потерпевшего (возраст от 14 до 18 лет) вызывается необходимостью помощи сторонам в судебном разбирательстве и суду, которая может выражаться в корректной, с точки зрения педагогики, постановке вопросов и оценке правильности ответов на поставленные вопросы. Поэтому Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает участие педагога в допросе в качестве специфического специалиста (ст. ст. 58, 270 УПК).

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего в возрасте до четырнадцати лет обязательно, а от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляется по усмотрению суда. В таких случаях вызов педагога для участия в допросе может быть осуществлен как по инициативе самого суда, так и по ходатайству сторон. Педагог не должен быть заинтересован в исходе дела[41].

Если несовершеннолетний потерпевший имеет физические или психические недостатки, то участие педагога в допросе обязательно. К несовершеннолетним с физическими недостатками необходимо отнести лиц с нарушениями слуха (полная или частичная глухота), речи (полная немота или заикание), зрения (полная слепота или частичное нарушение зрения) и другими недостатками, которые по усмотрению суда могут повлиять на правильность показаний. К несовершеннолетним с психическими недостаткам необходимо отнести лиц, у которых отмечается отставание в психическом развитии либо отмечается психическое расстройство (например, несовершеннолетний является олигофреном в легкой степени дебильности).

Председательствующий, установив личность несовершеннолетнего потерпевшего (ст. ст. 277, 278 УПК), устанавливает личность педагога путем опроса и сличения данных, указанных педагогом, с документами, удостоверяющими личность и его специальность (доверенность управления (отдела) образования, диплом об окончании учебного заведения и т.п.).

Если будет установлено, что педагог с указанными участниками процесса состоит в отношениях либо иным образом может быть заинтересован в исходе дела, то он не может участвовать в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Председательствующий разъясняет педагогу его права: отказаться от участия в производстве допроса, если он не обладает соответствующими специальными познаниями; участвовать в допросе несовершеннолетнего потерпевшего; знать, по существу какого уголовного дела судом производится допрос несовершеннолетнего; оказывать помощь сторонам при допросе в формулировке педагогически корректных вопросов и оценки правильности с позиции педагогики ответов несовершеннолетнего на эти вопросы; с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю; приносить жалобы на действия (бездействие) сторон в судебном разбирательстве и суда, ограничивающие его права; знакомиться по окончании допроса с показаниями, занесенными в протокол судебного заседания, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 58 и ч. 5 ст. 425 УПК). Педагог не предупреждается об уголовной ответственности.

Участие законных представителей в судебном разбирательстве при допросе несовершеннолетних потерпевших имеет существенное значение для обеспечения защиты прав и законных интересов этих лиц[42]. Законодатель установил обязательное участие в уголовном деле законных представителей для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших (ст. 45 УПК). Законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего имеет те же процессуальные права, что и представляемое им лицо.

Председательствующий устанавливает личность законного представителя, а так же в каких отношениях находится законный представитель с подсудимым. Например, является ли он родственником подсудимого, сослуживцем, знакомым и т.п. или ранее знакомства не имел. Председательствующий в соответствии со ст. 268 УПК обязан перед допросом одновременно с разъяснением прав и обязанностей несовершеннолетнему потерпевшему разъяснить и законному представителю его права, обязанности и ответственность, предусмотренные статьей 42 УПК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты