Политические права российских граждан

Политические права российских граждан

                                     ПЛАН РЕФЕРАТА

1.  Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г.

2.  Политические права в системе конституционных прав

    и свобод человека и гражданина.

3.  Система политических прав и свобод.

4.  Политические конституционные права и свободы

    человека и гражданина :

    а) право на участие в управлении делами государства;

    право на референдум ;

    б) право на доступ к государственной службе;

    в) право на объединение;

    г) свобода манифестаций;

    д) свобода слова ипечати;

    е) право на петиции.

5.  Значение политических прав и свобод для человека.

6. Конституционный статус личности в России в настоя-

    щее время.

           Правовой статус личности определяется всей

совокупностью прав человека и гражданина , отраженных

в нормах всех отраслей  действующего права .

           Основы правового статуса  личности охватывают

конституционно закрепленные права и свободы . Понятие

же основных прав и свобод человека и гражданина можно

сформулировать следующим образом :” Конституционные

(основные) права и свободы, принадлежащие ему от  рож-

дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), за-

щищаемые государством , составляющие ядро  правового

статуса личнотсти .”[1]

           Перечисление в Конституции Российской Федерации

основных прав и свобод не должно толковаться как отри-

цание или умаление других общепризнаных прав и свобод че-

ловека и гражданина . Об этом  говорится в ст.55 ч.2 Кон-

ституции Р.Ф.

           Глава 2 Конституции Р.Ф.,  посвященная  правам и

свободам  человека и гражданина , включает  48 статей 

(с 17 по 64).

           Впервые научную классификацию данных правомочий

осуществила  М.П.Карева , приняв за основу важнейшие 

сферы деятельности человека .[2] Ее классификация включала

следующие составляющие : а) социально-экономические пра-

ва ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.

В дальнейшем государственно-правовая наука , используя

классификационные основы , предложенные М.П.Каревой ,

выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли :

1)социально-экономические права и свободы  граждан ;

2) политические права и свободы граждан ;

3) личные  права и свободы граждан.

           Наиболее подробно данная  проблема  исследуется

Л.Д.Воеводиным . Автор удачно совместил наименование

элементов системы конституцищнных прав и обязаннос-

тей с основанием  приведенной  классификации. Ученый

выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан-

ностей :

1) права и обязанности граждан в сфере социально-эконо-

мической и культурной жизни ;

2) права и обязанности  граждан в сфере государственной

и общественно-политической жизни ;

3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной

свободы .[3]

           Однако систему основных прав и свобод характери-

зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко-

торых придерживается Конституция в их последователь-

ном  расположении .

           Последнее имеет далеко не техническое значение, а

отражает соответствующую идеологию, которой придер-

живается государство в трактовке сущности концепции

правового статуса личности .

           В действующей Конституции, основанной на новой

концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен

в следующей последовательности. Сначала указаны личные,

затем политические, а за ними социально экономические.

Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек-

ларации прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей

ООН в 1948 г.

           В  российском законодательстве она впервые была

воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граж-

данина, принятой Верховным Советом Российской Федера-

ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции 

Российской Федерации 1993 года .

           В отличие от основных личных прав , которые по      

своей природе неотчуждаемы и принадлежат  каждому

от рождения как человеку, политические права и свободы

связаны с обладанием гражданством  государства . Это

различие отражает Конституция, адресуя личные права

“каждому”, политические - “гражданам” .

           В соответствии с Конституцией гражданин Рос-

сийской Федерации может самостоятельно осуществлять

в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60).

Эта норма прежде всего , касается политических прав и

свобод .

           Система же политических прав и свобод граждан

состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из

них включает в себя права граждан, содержащие правомо-

чия по участию в организации и деятельности государства

и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра-

во на референдум; право петиций .

           Вторая группа субъективных  прав и свобод, входя-

щих в систему политических, состоит из правомочий ,

представляющих собой неотъемлемые права граждан,

целью реализации которых является активное участие ин-

дивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова

  и  печати; свобода союзов; свобода собраний .

           Право участвовать  в управлении делами государства

закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано

каждому гражданину, а не политически организованной

совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо

народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет

власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Консти-

туции Российской Федерации).

           Осуществление этого права граждан выражается

в различных формах, как непосредственно, так и через

своих представителей. Непосредственными формами

являются участие граждан в референдуме, всенародном

голосовании по важнейшим вопросам государственной и

местной жизни, путем реализации права избирать и быть

избранными в органы государственной власти и органы

местного самоуправления . 

           Право на референдум включает в себя не только пра-

во на участие во всенародном (местном) голосовании , но

и право требовать  выставления любого вопроса на голосо-

вание, а также право требовать, чтобы результаты обще-

народного (местного) обсуждения по этому вопросу учи-

тывались при принятии окончательного решения по дан-

ному вопросу(если решение принимается не путем рефе-

рендума).

           Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению

путем референдума или не набрал необходимого количест-

ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида

или группы индивидов возникло желание не просто выра-

зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об-

щественное значение, но и воздействовать на деятельность

государственных органов по поводу данного  явления  об-

щественной жизни, то граждане могут воспользоваться

правом петиций, известным законодательству еще с конца

17 века .

           Граждане Российской Федерации имеют равный

доступ к государственной службе, право участвовать в

осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).

Это право является  новой для российской Конституции

нормой . Право на равный доступ к государственной служ-

бе означает равенство исходных возможностей и отсут-

ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не

следует толковать это право буквально. Во всем мире су-

ществует система конкурсов,тестирования,собеседований.

Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря

1993  года Положение о федеральной государственной

службе предполагает прием на государственную службу

либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса(пункт

22) , а также регулярные аттестации государственных

служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправ-

лении правосудия долгое время имело форму выборов на-

родных судей и народных заседателей либо участия в рабо-

те суда в качестве судей и народных заседателей. В нас-

тоящее время в России осуществляется поэтапное введе-

ние института присяжных заседателей, назначаемых пу-

тем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела

и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”)

как основы приговора суда.

           Важным правом , имеющим тесное отношение к учас-

тию граждан в управлении делами государства , является

закрепляемое за каждым право на объединение , включая

право создавать профсоюзы для защиты своих интересов,

никто не может быть принужден к вступлению в какое-

либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конститу-

ции РФ).

           Это право дает гражданам возможность использо-

вать в указанных целях различные формы совместной ор-

ганизованной общественной деятельности, объединять

свои усилия для осуществления тех или иных задач.

           Общественные объединения способствуют развитию

политической активности и самодеятельности граждан,

удовлетворению их многообразных интересов.

           Право на объединение имеют как российские граж-

дане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть

третью статьи 62), исключением являются политические

партии, права на создание которых и участие в которых

имеют только граждане России.

           Право на объединение не является абсолютным пра-

вом и может подвергаться определенным ограничениям. 

Ограничения на пользование правом на объединение уста-

навливаются Конституцией и федеральными законами. На-

пример, на основании статьи 56 Конституции РФ отдель-

ные ограничения права на обьединения могут устанавлива-

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты