Политические права российских граждан
ПЛАН РЕФЕРАТА
1. Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г.
2. Политические права в системе конституционных прав
и свобод человека и гражданина.
3. Система политических прав и свобод.
4. Политические конституционные права и свободы
человека и гражданина :
а) право на участие в управлении делами государства;
право на референдум ;
б) право на доступ к государственной службе;
в) право на объединение;
г) свобода манифестаций;
д) свобода слова ипечати;
е) право на петиции.
5. Значение политических прав и свобод для человека.
6. Конституционный статус личности в России в настоя-
щее время.
Правовой статус личности определяется всей
совокупностью прав человека и гражданина , отраженных
в нормах всех отраслей действующего права .
Основы правового статуса личности охватывают
конституционно закрепленные права и свободы . Понятие
же основных прав и свобод человека и гражданина можно
сформулировать следующим образом :” Конституционные
(основные) права и свободы, принадлежащие ему от рож-
дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), за-
щищаемые государством , составляющие ядро правового
статуса личнотсти .”[1]
Перечисление в Конституции Российской Федерации
основных прав и свобод не должно толковаться как отри-
цание или умаление других общепризнаных прав и свобод че-
ловека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Кон-
ституции Р.Ф.
Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и
свободам человека и гражданина , включает 48 статей
(с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий
осуществила М.П.Карева , приняв за основу важнейшие
сферы деятельности человека .[2] Ее классификация включала
следующие составляющие : а) социально-экономические пра-
ва ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.
В дальнейшем государственно-правовая наука , используя
классификационные основы , предложенные М.П.Каревой ,
выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли :
1)социально-экономические права и свободы граждан ;
2) политические права и свободы граждан ;
3) личные права и свободы граждан.
Наиболее подробно данная проблема исследуется
Л.Д.Воеводиным . Автор удачно совместил наименование
элементов системы конституцищнных прав и обязаннос-
тей с основанием приведенной классификации. Ученый
выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан-
ностей :
1) права и обязанности граждан в сфере социально-эконо-
мической и культурной жизни ;
2) права и обязанности граждан в сфере государственной
и общественно-политической жизни ;
3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной
свободы .[3]
Однако систему основных прав и свобод характери-
зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко-
торых придерживается Конституция в их последователь-
ном расположении .
Последнее имеет далеко не техническое значение, а
отражает соответствующую идеологию, которой придер-
живается государство в трактовке сущности концепции
правового статуса личности .
В действующей Конституции, основанной на новой
концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен
в следующей последовательности. Сначала указаны личные,
затем политические, а за ними социально экономические.
Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек-
ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей
ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые была
воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граж-
данина, принятой Верховным Советом Российской Федера-
ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции
Российской Федерации 1993 года .
В отличие от основных личных прав , которые по
своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому
от рождения как человеку, политические права и свободы
связаны с обладанием гражданством государства . Это
различие отражает Конституция, адресуя личные права
“каждому”, политические - “гражданам” .
В соответствии с Конституцией гражданин Рос-
сийской Федерации может самостоятельно осуществлять
в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60).
Эта норма прежде всего , касается политических прав и
свобод .
Система же политических прав и свобод граждан
состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из
них включает в себя права граждан, содержащие правомо-
чия по участию в организации и деятельности государства
и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра-
во на референдум; право петиций .
Вторая группа субъективных прав и свобод, входя-
щих в систему политических, состоит из правомочий ,
представляющих собой неотъемлемые права граждан,
целью реализации которых является активное участие ин-
дивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова
и печати; свобода союзов; свобода собраний .
Право участвовать в управлении делами государства
закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано
каждому гражданину, а не политически организованной
совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо
народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет
власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Консти-
туции Российской Федерации).
Осуществление этого права граждан выражается
в различных формах, как непосредственно, так и через
своих представителей. Непосредственными формами
являются участие граждан в референдуме, всенародном
голосовании по важнейшим вопросам государственной и
местной жизни, путем реализации права избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления .
Право на референдум включает в себя не только пра-
во на участие во всенародном (местном) голосовании , но
и право требовать выставления любого вопроса на голосо-
вание, а также право требовать, чтобы результаты обще-
народного (местного) обсуждения по этому вопросу учи-
тывались при принятии окончательного решения по дан-
ному вопросу(если решение принимается не путем рефе-
рендума).
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению
путем референдума или не набрал необходимого количест-
ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида
или группы индивидов возникло желание не просто выра-
зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об-
щественное значение, но и воздействовать на деятельность
государственных органов по поводу данного явления об-
щественной жизни, то граждане могут воспользоваться
правом петиций, известным законодательству еще с конца
17 века .
Граждане Российской Федерации имеют равный
доступ к государственной службе, право участвовать в
осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).
Это право является новой для российской Конституции
нормой . Право на равный доступ к государственной служ-
бе означает равенство исходных возможностей и отсут-
ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не
следует толковать это право буквально. Во всем мире су-
ществует система конкурсов,тестирования,собеседований.
Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря
1993 года Положение о федеральной государственной
службе предполагает прием на государственную службу
либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса(пункт
22) , а также регулярные аттестации государственных
служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправ-
лении правосудия долгое время имело форму выборов на-
родных судей и народных заседателей либо участия в рабо-
те суда в качестве судей и народных заседателей. В нас-
тоящее время в России осуществляется поэтапное введе-
ние института присяжных заседателей, назначаемых пу-
тем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела
и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”)
как основы приговора суда.
Важным правом , имеющим тесное отношение к учас-
тию граждан в управлении делами государства , является
закрепляемое за каждым право на объединение , включая
право создавать профсоюзы для защиты своих интересов,
никто не может быть принужден к вступлению в какое-
либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конститу-
ции РФ).
Это право дает гражданам возможность использо-
вать в указанных целях различные формы совместной ор-
ганизованной общественной деятельности, объединять
свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют развитию
политической активности и самодеятельности граждан,
удовлетворению их многообразных интересов.
Право на объединение имеют как российские граж-
дане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть
третью статьи 62), исключением являются политические
партии, права на создание которых и участие в которых
имеют только граждане России.
Право на объединение не является абсолютным пра-
вом и может подвергаться определенным ограничениям.
Ограничения на пользование правом на объединение уста-
навливаются Конституцией и федеральными законами. На-
пример, на основании статьи 56 Конституции РФ отдель-
ные ограничения права на обьединения могут устанавлива-
Страницы: 1, 2