Политико-территориальное и административное устройство Республики Беларусь

административный территориальный устройство беларусь


Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь


В науке конституционного права, наряду с институтом «политико-территориальное устройство», изучается и близкий ему по содержанию институт «административно-территориальное устройство», в качестве равнозначного которого часто используется понятие «административно-территориальное деление». В то же время, как нам представляется, понятия «административно-территориальное устройство» и «административно-территориальное деление» нельзя считать в полной мере идентичными. Однако этот вопрос требует отдельного научного изучения, он скорее является дискуссионным, поэтому в целях исключения путаницы и упрощения изучения рассматриваемой темы будем условно полагать, что обсуждаемые понятия являются синонимами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.9) ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета государства. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Более того, согласно Избирательному Кодексу, вопросы, могущие нарушить территориальную целостность Республики Беларусь, не могут быть вынесены даже на референдум (ст.112).

Территории современных унитарных государств и субъектов федераций, как правило, делятся на соответствующие административно-территориальные единицы, т.е. составные части. Рассматривая первый вопрос темы, мы отмечали, что существует два основных способа деления государств на их территориальные составные части, (с наличием субъектов – в федерации и при отсутствии таковых – в унитарном государстве), которые и обуславливают форму политико-территориального устройства той или иной страны. Иными словами, политико-территориальное устройство государства базируется на его административно-территориальном делении.

Что касается Республики Беларусь, то в соответствии со статьей 9 Конституции ее территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Порядок же решения вопросов административно-территориального устройства нашего государства определяет Палата представителей Национального Собрания (п.2 ст.97 Конституции Республики Беларусь). Наряду с Конституцией, определяющей общие начала порядка установления и изменения административно-территориального устройства, в Республике Беларусь издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 года №468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 года №1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного Закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь; Порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов; Положение о Топонимической комиссии при Совете Министров.

Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное ее развитие.

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь (ст.1 выше названного Закона).

В соответствии с Законом (ст.2) административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:

·               единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

·               сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

·               сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

·               осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

·               равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

·               включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

·               примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

·               многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

·               гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

 

Компетенция государственных органов в области административно территориального устройства


Компетенция государственных органов в области административно территориального устройства определена Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Наиболее важные (основные) вопросы решает Президент Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Беларуси и с учетом мнения местных Советов депутатов:

·               образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;

·               присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения, а также районам города Минска;

·               принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанные с вопросами административно-территориального устройства;

·               относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;

·               принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов г. Минска и городов областного подчинения;

·               объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь:

·               представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

·               устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц;

·               осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

·               определяет порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;

·               дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;

·               создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.

Определенными полномочиями наделены также местные Советы депутатов и исполнительно-распорядительные органы. Так, статьей 10 Закона предусмотрено, что областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

·               вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;

·               по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты