Политико-территориальное и административное устройство Республики Беларусь

·               устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

·               относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов;

·               образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.

Областные исполнительные и распорядительные органы:

·               по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.

Согласно статье 11 Закона, районные Советы депутатов:

·               вносят в областные Советы депутатов предложения об изменении границ районов и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

·               относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

·               устанавливают границы, упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты и присваивают им наименования (переименовывают);

·               устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.

Районные исполнительные и распорядительные органы:

·               представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

В соответствии со статьей 12 Закона, городские Советы депутатов:

·               вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения; вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Городские исполнительные и распорядительные органы:

·               представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

Поселковые и сельские Советы депутатов:

·               вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов (ст.13 Закона).

 

Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц


Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности при необходимости делятся на районы, не являющимися самостоятельными административно-территориальными единицами.

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.

Компетенция республиканских органов государственного управления и местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц определяется законодательством Республики Беларусь.

От административно-территориальных единиц необходимо отличать территориальные единицы, создание которых также предусмотрено вышеназванным Законом. В соответствии с ним (ст.6) - территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Порядок образования, реорганизации, ликвидации, использования, учета и регистрации территориальных единиц определяется Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Административно-территориальная и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой. Порядок объявления административно-территориальной и территориальной единицы закрытой, и особенности управления ею определяются законодательством Республики Беларусь.

 

Населенные пункты Республики Беларусь: понятие, виды, характеристика


Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

·               город Минск – столица Республики Беларусь;

·               города областного подчинения;

·               города районного подчинения.

Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются центрами соответствующих административно-территориальных единиц.

Вышеназванный Закон определяет критерии отнесения населенных пунктов к категориям. В качестве таковых выступают:

·               численность проживающего населения;

·               уровень развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;

·               государственные функции, осуществляемые на соответс-твующей территории.

К категории городов относятся:

·               город Минск – столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

·               города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой;

·               в отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

·               города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

·               городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

·               курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;

·               рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 тысяч человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие) относятся к категории сельских насаленных пунктов.

 

Порядок наименования (переименования), учета и регистрации административно-территориальных, территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов в Республике Беларусь


Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц производятся с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, бытовых и других условий, а также мнения местного населения.

При преобразовании и переименовании административно-территориальных и территориальных единиц, как правило, не допускается присвоение уже имеющихся в республике наименований.

При слиянии двух или нескольких населенных пунктов в один за ним, как правило, сохраняется наименование одного из слившихся населенных пунктов.

Переименование административно-территориальных и территориальных единиц может производиться лишь в исключительных случаях.

Запрещается переименовывать населенные пункты, названия которых связаны с историческим, национальным и культурным наследием республики.

Наименование и переименование проспектов, улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов производятся соответствующим местным Советом депутатов с учетом мнения населения данной территории.

Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь подлежат учету и регистрации.

Учет существующих и вновь образованных административно-территориальных единиц, а также учет и регистрация вновь возникших территориальных единиц (населенных пунктов), изменений подчиненности и наименований административно-территориальных и территориальных единиц производятся соответствующими исполнительными и распорядительными органами.

Статистический учет административно-территориальных и территориальных единиц в масштабе Республики Беларусь ведут органы государственной статистики (Научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство»; Министерство статистики и анализа).

Местные исполнительные и распорядительные органы направляют в соответствующие органы государственной статистики решения об изменении административно-территориального устройства.

 

Примечание


По состоянию на 1 марта 2004 года в Республике Беларусь насчитывалось:

·               районов – 118, в том числе в Брестской области – 16, Витебской – 21, Гомельской – 21, Гродненской – 17, Минской – 22, Могилевской – 21;

·               сельсоветов – 1501, в том числе в Брестской области – 235, Витебской – 261, Гомельской – 283, Гродненской – 201, Минской – 322, Могилевской – 199;

·               городов областного подчинения – 20, в том числе в Брестской области – 3 (Брест, Барановичи, Пинск), Витебской – 5 (Витебск, Лепель, Новополоцк, Полоцк, Орша), Гомельской – 2 (Гомель, Мозырь), Гродненской 2 (Гродно, Лида), Минской – 6 (Борисов, Жодино, Молодечно, Заславль, Слуцк, Солигорск), Могилевской – 2 (Могилев, Бобрйск);

·               городов районного подчинения – 89, в том числе в Брестской области – 17, Витебской – 14, Гомельской – 15, Гродненской – 12, Минской – 18, Могилевской – 13;

·               поселков городского типа – 101, в том числе в Брестской области – 9 (из них 2 рабочих поселка: Микашевичи, Речица), Витебской – 28 (из них 2 рабочих поселка: Осинторф, Октябрьский), Гомельской – 18 (из них 3 рабочих поселка: Большевик, Костюковка, Сосновый Бор), Гродненской – 18 (из них 1 рабочий поселок: Пограничный), Минской – 19 (из них 1 курортный поселок: Нарочь), Могилевской – 9;

·               сельских населенных пунктов – 24071, в том числе в Брестской области – 2177, Витебской – 6512, Гомельской – 2608, Гродненской – 4380, Минской – 5230, Могилевской – 3164;

·               территорий специального режимного использования (заповедники, заказники, национальные парки, исторические памятники, памятники природы, территории оборонного назначения и др.) – 1301, в том числе в Брестской области – 148, Витебской – 184, Гомельской – 250, Гродненской – 173, Минской – 366, Могилевской – 158, г.Минске - 22;

·               В Беларуси имеется один заповедник (Березинский), четыре национальных парка (Беловежская пуща, Браславские озера, Нарочанский, Припятский), 577 заказников (в том числе 106 республиканского назначения).

 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты