Полномочия федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации
Полномочия федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации
План
1. Статус Государственной Границы Российской Федерации: понятие и правовое регулирование
2. Роль Федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Коренные внутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическая ситуация в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии значительно усложнили характер и содержание российской пограничной политики, предопределили настоятельную необходимость выделения правоотношений в пограничной сфере (сфере защиты государственной границы) в самостоятельную область правового регулирования[1]. Совершенно очевидно, что без надежного правового фундамента и основанного на нем четкого разделения полномочий органов государственной власти в данной сфере, безопасность российского государства гарантирована быть не может. А безопасность в пограничной сфере является одним из основных направлений концепции национальной безопасности нашей страны.
«Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации[2]». Реализации данной цели служит специализированный административный институт - общегосударственная система обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Исходя из этого, считаю весьма актуальным рассмотрение вопросов связанных с полномочиями федеральных органов государственной власти в области обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации, так как они являются частью данной системы.
1. Статус Государственной Границы Российской Федерации: понятие и правовое регулирование
Прежде чем непосредственно рассмотреть вопросы полномочий федеральных органов Государственной власти в области обеспечения статуса Государственной Границы Российской Федерации, необходимо понять, что же такое статус Государственной Границы, и в каком аспекте его рассматривать.
Статус в теории права - совокупность право- и дееспособности, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей, реализация которых не порождает конкретные правоотношения[3] (свобода слова, обязанность исполнять законы и др.) Существует и другое определение. Статус-совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности[4]. Причем данная правовая категория применима к различным объектам: гражданам, юридическим лицам, государственным органам, государству и т.д.
Ученые-юристы, исследующие правовой статус государственной границы, чаще всего используют термин «законодательство о государственной границе», либо «правовой режим государственной границы[5]». Бесспорно, такие категории и связанные с ними подходы к проблеме имеют право на жизнь и должны активно разрабатываться юридической наукой. Вместе с тем существует предел их функциональных возможностей. Что же включает в себя понятие статус Государственной Границы Российской Федерации? Здесь речь идет о совокупности взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих различные группы отношений, складывающихся в процессе обеспечения охраны территории государства. Таковыми являются[6]:
· порядок установления и изменения государственной границы;
· правовой режим границы;
· организация, деятельность и полномочия структур, осуществляющих охрану государственной границы;
· ответственность за нарушение режима границы и др.
В соответствии с темой работы и поставленной целью исследования целесообразно рассмотреть административно-правовой аспект статуса Государственной Границы, а именно - организацию, деятельность и полномочия структур осуществляющих охрану и защиту Государственной Границы Российской Федерации.
Чтобы выделить объект исследования из административно-правового статуса следует определиться с понятиями защита Государственной Границы, охрана Государственной Границы, а также общегосударственная система защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации.
Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства)[7].
Защита Государственной Границы Российской Федерации как часть системы реализации государственной политики Российской Федерации заключается в согласовании деятельности федеральных органов государственной власти. органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемая ими в пределах своих полномочий путем принятия политических. организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных. оборонных, оперативно-розыскных и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке также участвуют организации и граждане. Защита Государственной Границы Российской Федерации обеспечивает жизненно важные интересы личности общества и государства на Государственной Границе Российской Федерации в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации[8].
Охрана Государственной Границы Российской Федерации является составной частью защиты Государственной Границы Российской Федерации и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной сфере. Охрана Государственной Границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной Границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране рассматриваются в законодательстве как пограничные меры[9].
Что же мы можем понимать под общегосударственной системой обеспечения защиты и охраны Государственной Границы в Российской Федерации? Во-первых, под системой понимается совокупность элементов, образующих единое целое и выполняющих определенные функции данной системы[10]. Во-вторых, термин «общегосударственная» дает понять нам о территориальных масштабах данной системы. Система может быть локальной, региональной, или общегосударственной, то есть в масштабах всей страны, как в нашем случае. Итак, под общегосударственной системой обеспечения защиты и охраны Государственной Границы в Российской Федерации следует понимать иерархически упорядоченную по вертикали и горизонтали совокупность государственных органов, имеющих определенные полномочия в сфере защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, либо содействующие этому.
Систематизируя все вышесказанное, отмечу следующее. Статус государственной Границы Российской Федерации понятие многогранное, включающее режим Государственной Границы Российской Федерации, взаимодействия и полномочия органов, осуществляющих ее защиту и охрану, правовое регулирование данной области и т.д. Учитывая объект исследования, рассмотрению подлежит общегосударственная система защиты Государственной Границы на уровне федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Определив объект исследования, следует выявить круг нормативно-правовых актов, осуществляющих регуляцию общественных отношений в данной сфере.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в пограничной сфере, можно разделить на три группы: федеральное, региональное (законодательство субъектов Российской Федерации) и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
В федеральном законодательстве Российской Федерации можно выделить следующие подгруппы:
а) Конституция Российской Федерации (далее – Конституция) и федеральные конституционные законы;
б) законы Российской Федерации и федеральные законы;
в) подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации является основным законом государства и представляет собой правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
Она разграничивает предметы ведения Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти; предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно статьи 71 Конституции к ведению Российской Федерации в пограничной сфере относятся: вопросы установления, определения порядка организации и деятельности, а также формирования системы федеральных органов исполнительной власти (пункт «г»); федерального бюджета (пункт «з»); заключения международных договоров Российской Федерации (пункт «к»); обороны и безопасности (пункт «м»); определения статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (пункт «н»); вопросы федеральной государственной службы (пункт «т»).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся: защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон (пункт «б»); осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з»); кадровые вопросы правоохранительных органов (пункт «л»); координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации (пункт «о»).
Таким образом, Конституция Российской Федерации является базовым документом в правовой основе взаимодействия органов государственной власти по обеспечению безопасности в пограничной сфере.
Среди федеральных конституционных законов можно выделить такие, как: «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ[11] (ред. от 30 декабря 2008 г.), «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ[12] и «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ[13] (ред. от 7 марта 2005 г.), «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» в связи с совершенствованием государственного управления в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации» от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ[14].