Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля
Содержание
Введение
1. Конституционный Суд РФ в системе органов государственной власти
2. Полномочия Конституционного Суда РФ:
2.1 Толкование Конституции Российской Федерации
2.2 Проверка нормативных правовых актов на их соответствие Конституции РФ
2.3 Участие в отрешении Президента от должности
2.4 Разрешение споров о компетенции
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конституционный Суд РСФСР, созданный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный Суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.[1] Конституционный контроль Конституционный Суд осуществляет согласно своих полномочий.
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Федеральным Конституционным Законом «О Конституционном Суде РФ», Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.[2]
Конституционный Суд Российской Федерации решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного Суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной инициативе. Одни (например, Варламова Н., Нерсесянц В.) считают, что Конституционный суд, прежде всего, является «хранителем Конституции» и должен придерживаться только ее текста, другие ( Поленина С., Лазарев В.) убеждены, что Конституционный Суд должен иметь полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при необходимости защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права.
Федеральный закон о Конституционном Суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный Суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный Суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”, но своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля”[3].
Настоящая курсовая работа представляет собой анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего роль, место, полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. В задачи работы входит:
1. Изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
2. Определение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля.
В современной России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.
Предметом этой курсовой работы являются: общественные отношения, которые складываются в сфере конституционного судопроизводства, объектом является правовое закрепление властных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.
Функционирование Конституционного суда Российской Федерации вызывает большой интерес в научной литературе. Но несмотря на это ряд вопросов в настоящие время остается не достаточно изучен. В работе были использованы научные работы: Стрекозова В.Г., Баглая М.В., Витрука Н.В., Страшуна Б.А. и др. Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной курсовой работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный Конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., некоторые постановления Конституционного Суда РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.
1. Конституционный Суд РФ в системе органов государственной власти
Система органов государственной власти современной России отличается многоуровневой структурой, имеет свои субъектно-функциональные, организационные и пространственно-территориальные координаты, связанные с функционированием государственных институтов как реального и материального воплощения категорий «публичная государственная власть», «государственное принуждение», «государственное регулирование».
Система государственной власти не сводится к механизму (аппарату) государства и не должна его олицетворять. Эта оговорка не случайна, если учитывать склонность западной социологии и политологии отождествлять государство с «хорошо отлаженной машиной власти вместе с находящимися у нее в услужении гражданскими чиновниками и вооруженными силами»[4]. Термины «механизм государства», «государственный механизм» широко употребляются и в российской юридической науке, однако, несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных этой проблеме, в правоведении пока не сложилось единого мнения о том, что представляет собой механизм государства.
Одни исследователи этой проблемы считают, что понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны между собой и по сути означают одно и то же. Другие полагают, что понятие «механизм государства» более широкое по сравнению с понятием «государственный механизм», который признается составной частью механизма государства. Государственный же аппарат, по общему мнению, - это система органов государственной власти, или органов государства. Первая точка зрения имела широкое распространение в юридической науке советского периода. Встречается она и в настоящее время.
Сторонники иной точки зрения, придерживающиеся широкого понимания механизма государства, включают в него помимо государственного аппарата и другие составные части, причем состав последних достаточно разнообразен. Как правило, к ним относят вооруженные силы, суды, полицию или милицию, органы безопасности, исправительные учреждения, иными словами, вооруженные формирования, силовые структуры.
Особый интерес при изучении системы органов государственной власти вызывает деятельность Конституционного Суда РФ. Создание и успешное функционирование суда, пределы его конституционной юрисдикции, принципы и процедурно-процессуальные правила конституционного судопроизводства и, наконец, конституционно-законодательная регламентация статуса судей, - все это значительно увеличивает объем представлений и содержание конституционного права, расширяя и обогащая его содержание. Сказанное свидетельствует о том, что в Российской Федерации уже оформилась ветвь конституционной юстиции.
Повышенное внимание со стороны ученых-правоведов юристов-практиков к проблемам процедуры реализации конституционно-правовых норм и связанной с ней деятельностью государственных органов, к проблемным вопросам процессуального права в целом также обусловлено новыми тенденциями в изучении российского конституционного права, что придает ему практическую направленность.
Конституционное судопроизводство является принципиально новым для России правовым институтом, предназначение которого состоит в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции РФ, в упорядочении властных полномочий органов государства и защите прав и свобод личности. Конституционное правосудие, развивая механизм конституционного контроля, выступает как самостоятельный и специальный вид контрольной деятельности государства, как главный элемент правовой защиты Конституции РФ. Такая роль конституционного правосудия обусловила возникновение новой подотрасли в системе конституционного права, которое стремительно формируется в новую самостоятельную отрасль конституционного процессуального права. Этому способствует также становление конституционных (уставных) судов в субъектах РФ.
Главной и отличительной особенностью конституционного правосудия является его функция подчинения политики праву. Это единственный вид правосудия, оценивающий политические решения, явления и акции с позиции конституционного права, соответствия их Конституции РФ и определяющий правовые границы. Не случайно в Основном законе сформулированы правовые формы взаимодействия всех носителей власти с Конституционным Судом РФ. Этим обеспечивается верховенство Конституции, ограничение государственной власти законом, не допускается дисбаланс и узурпация власти отдельными политическими силами.
Конституционное судопроизводство в широком смысле понимается как урегулированная нормами конституционного законодательства совокупность процессуальных действий и конституционных процессуальных отношений, складывающихся между Конституционным Судом РФ и другими субъектами права при рассмотрении и разрешении подведомственных ему дел. В узком понимании – это порядок деятельности Конституционного Суда РФ, основанный на реализации положений Конституции РФ.
Специализированные институты судебного конституционного контроля, функционирующие более чем в ста странах мира, стали правовой базой для поиска оптимальной модели конституционного правосудия в России. В результате за основу была взята европейская модель, отличительными чертами которой являются:
1. создание специализированного органа конституционной юстиции;
2. общеобязательность решений Суда для всех субъектов права;
3. самостоятельная процессуальная форма отправления правосудия;
4. особый высококвалифицированный состав судей.
Создание специализированного правового механизма защиты Конституции РФ проходило поэтапно начиная с момента создания Комитета Конституционного надзора и заканчивая признанием конституционной юстиции в Основном законе. Итого ее становления является ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[5], определивший правовые основы для формирования и функционирования специализированного органа судебного конституционного контроля и провозгласивший таковым Конституционный Суд РФ, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основными целями деятельности Суда являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории.