Как правило, плановые проверки осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев. Исключение составляют проверки в отношении специализированной организации, а также единовременно созданной аукционной или котировочной комиссии. В отношении их плановые проверки осуществляются не более чем один раз за период со дня опубликования извещения о проведении открытого аукциона[7].
2. Формы осуществления контроля в сфере размещения государственного и муниципального заказа
Как отмечается в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ[8], контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, в том числе в сфере строительства, осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.
Внеплановая проверка осуществляется в следующих случаях:
a) в связи с обращением участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной или котировочной комиссии;
b) в связи с поступлением информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов;
c) в связи с необходимостью проведения контроля за исполнением предписаний.
По результатам проведенной проверки составляется акт.Если в результате проведения проверки в действиях (бездействии) заказчика выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, комиссия выдает предложение либо предписание об устранении таких нарушений.
Предписание (предложение) обязательно выдается в случаях выявления нарушений законодательства о размещении заказов, если такие нарушения повлияли или могут повлиять на результаты размещения заказа. К таким нарушениям согласно п. 5.3 Методических рекомендаций по проведению проверок относятся:
a) выбор способа размещения заказа, противоречащий требованиям Закона о размещении заказов;
b) установление требований к участникам размещения заказа, противоречащих законодательству о размещении заказов, либо установление требований о представлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов;
c) нарушение сроков вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в аукционе;
d) необоснованный допуск к участию в торгах, запросе котировок;
e) необоснованный отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок, в том числе необоснованный отказ в допуске участника, предложившего наименьшую либо следующую за наименьшей цену, при проведении запроса котировок, необоснованный отказ в допуске участника при проведении аукциона;
f) нарушение порядка определения победителя аукциона, запроса котировок;
g) сокращение сроков подачи заявок на участие в аукционе, запросе котировок, установленных Законом Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ ;
h) несвоевременное размещение (опубликование) протоколов, составленных в ходе размещения заказа или их неразмещение (неопубликование) на официальном сайте (в официальном печатном издании).
Предписание или предложение подлежит исполнению в установленный им срок. Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях(далее КоАП) в ч. 7 ст. 19.5 предусматривает[9], что невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., на юридических лиц - в размере 500 тыс. руб.
При этом под неисполнением в срок предписания (предложения) понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания[10].
Действиями, направленными на устранение и (или) недопущение нарушений законодательства о размещении заказов, могут быть:
a) внесение изменений в документацию об аукционе, извещение о проведении аукциона, запроса котировок, в том числе в случаях, если в документации об аукционе, извещении о проведении торгов, запроса котировок установлены требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ. При внесении указанных изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок, документацию о торгах срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с момента опубликования и размещения таких изменений он составлял не менее 15 дней для аукциона и 4 дней для запроса котировок;
b) отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов, в том числе в случаях выявления нарушения требований Закона о размещении заказов, устанавливающих требования к порядку проведения таких процедур. Также предписание (предложение) об отмене протоколов выдается в том случае, если установленные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ процедуры проведены, но при этом, в соответствии с предписанием (предложением), необходимо внести изменения в извещения, документацию и продлить срок подачи заявок;
c) проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
3. Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о размещении заказов
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования в судебном порядке[11].
Рассмотрение жалоб осуществляется Федеральной антимонопольной службой России и ее территориальными органами. Порядок рассмотрения жалоб, в том числе в сфере строительства, в административном порядке также регулируется Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[12], Методическими рекомендациями по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[13].
ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика при размещении заказа для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти.
Территориальный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа, совершенные при размещении заказа:
1) для федеральных нужд - территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств;
2) для нужд субъекта Российской Федерации.
Срок для рассмотрения обращений не может превышать 30 календарных дней с момента его получения. При необходимости запроса дополнительной информации срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Рассмотрение жалобы включает в себя следующие этапы:
1. предварительное рассмотрение жалобы;
2. рассмотрение жалобы по существу;
3. техническое завершение рассмотрения жалобы.
Предварительное рассмотрение жалобы заключается прежде всего в проверке жалобы на соответствие установленным Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и регламентом требованиям.
Жалоба подается в письменной форме, в форме электронного документа или посредством факсимильной связи и должна содержать:
a) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, фамилии, имена, отчества членов аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;
b) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;
c) указание на размещаемый заказ;
d) указание на обжалуемые действия (бездействие), доводы жалобы.
Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе прилагаются документы, обосновывающие ее доводы. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. В случае если жалоба подписана единоличным исполнительным органом (руководителем организации, генеральным директором и т.д.), подтверждение его полномочий, в том числе представление учредительных документов, приказа о назначении на должность, не требуется[14].