В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ жалоба возвращается участнику размещения заказа в случае, если она:
a) не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
b) подана по истечении установленного на обжалование десятидневного срока;
c) на те же действия (бездействие) принята судом к рассмотрению или по ней принято решение суда;
d) подана с нарушением требований к ее форме;
e) на те же действия (бездействие) подана, рассматривается или по ней принято решение федеральным органом исполнительной власти, что установлено территориальным органом.
Указанное решение должно быть принято не позднее чем через два рабочих дня со дня поступления такой жалобы. О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин возвращения жалобы. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
В течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы ФАС России (территориальный орган) размещает на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов, на котором размещено извещение о проведении торгов, запроса котировок, являющихся предметом жалобы, информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают заявителю и заказчику, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.
Кроме того, в уведомлении о рассмотрении жалобы, направляемом заказчику, ФАС России (территориальный орган) вправе установить обязательное для исполнения требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу. В этом случае заказчик не вправе заключить государственный контракт до рассмотрения жалобы, при этом установленный для заключения контракта срок подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Участники размещения заказа вправе представить в ФАС России (территориальный орган) возражение на жалобу, которое должно содержать те же сведения, что и сама жалоба.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части 1 статьи. 61 предоставляет право участнику размещения заказа, подавшему жалобу, отозвать ее до принятия решения по существу.
Срок для рассмотрения жалобы и представленных возражений составляет пять рабочих дней со дня поступления жалобы. При рассмотрении жалобы комиссия проверяет соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства о размещении заказов.
В соответствии с п. 3.24 Регламента ФАС, территориальный орган вправе направить заказчику и заявителю запрос о представлении на заседание комиссии сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы. Представление запрашиваемых документов является обязательным.
Согласно ч. 3.1 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в документацию об аукционе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.
КоАП в статье 19.7.2 предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов, либо представление заведомо недостоверных сведений в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - в размере от 100 до 500 тыс. руб.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной или котировочной комиссии в административном порядке допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в аукционе, котировочную заявку (ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказов). Как указывается в п. 3.1 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб, до дня окончания подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок жалобу может подать любое заинтересованное лицо. После вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок жалобу могут подавать только те участники размещения заказа, которыми были поданы заявки на участие в торгах, запросе котировок[15].
По истечении указанного выше срока обжалование осуществляется только в судебном порядке.
Рассмотрение жалобы осуществляется комиссией в присутствии представителей заявителя, заказчика, иных заинтересованных лиц.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.По общему правилу рассмотрение жалобы производится в открытом заседании. Закрытое заседание допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в рассмотрении жалобы и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
На заседании комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее одного года.
При рассмотрении жалобы, а также в ходе проведения проверки комиссия заслушивает пояснения сторон и заинтересованных участников размещения заказа, испрашивает необходимые для ознакомления документы, получает объяснения сторон по вопросам, связанным с размещением заказа, заслушивает свидетелей, совершает иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы. Кроме того, комиссия вправе привлекать экспертов для рассмотрения вопросов, возникающих при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, например для оценки соответствия решения о допуске или отказе в допуске к участию в торгах требованиям Закона о размещении заказов, одноименности строительных работ[16].
По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает одно из следующих решений.
1. О признании жалобы обоснованной (в случае подтверждения всех нарушений законодательства о размещении заказов, указанных в жалобе).
2. О признании жалобы частично обоснованной (если установлены не все нарушения законодательства о размещении заказов, указанные в такой жалобе).
3. О признании жалобы необоснованной (в случае, если нарушения, указанные в такой жалобе, не подтверждены).
Копии решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются по ходатайству уполномоченным представителям сторон, заинтересованных лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу.Кроме того, ФАС России (территориальный орган) в трехдневный срок со дня принятия решения обязана разместить о нем сведения на официальном сайте.
Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок со дня его принятия.
Согласно п. 7.1 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб к нарушениям законодательства о размещении заказов в том числе относятся следующие:
a) выбор способа размещения заказа, противоречащего требованиям Закона о размещении заказов;
b) установление требований к участникам размещения заказа, противоречащих законодательству о размещении заказов;
c) установление требований о предоставлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов;
d) признание победителем торгов, победителем в запросе котировок участника размещения заказа, который необоснованно допущен к участию в торгах, к участию в запросе котировок;
e) необоснованный отказ участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок;
f) процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в аукционе, процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок проведены ранее срока, установленного извещением о проведении торгов, документацией о торгах или извещением о проведении запроса котировок;
g) нарушение порядка определения победителя аукциона, запроса котировок;
h) неразмещение и (или) неопубликование протоколов, составленных в ходе размещения заказа на официальном сайте, в официальном печатном издании.
Комиссия имеет право не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.
В предписании излагаются требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о размещении заказов. В частности, такими действиями являются:
a) отмена протоколов, составленных в ходе проведения процедур размещения заказов.
b) внесение изменений в документацию об аукционе, извещение о проведении аукциона, запроса котировок.
c) проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и т.д.
В предписании указывается срок, в течение которого оно должно быть исполнено, при этом такой срок не должен составлять более семи рабочих дней.