Полномочия президента России в законодательном процессе

Полномочия президента России в законодательном процессе















КУРСОВАЯ РАБОТА

Полномочия президента России в законодательном процессе



Содержание


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти

1.1            Основные полномочия Президента РФ

1.2            Место Президента РФ в системе органов государственной власти

ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе

2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Наша работа посвящена изучению роли президента России в законодательном процессе страны.

Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

 В настоящее время роль Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность нашей работы.

Цель нашей работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.

В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:

- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;

- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента;

Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.

При подготовке настоящей работы мы пользовались специальной литературой таких авторов как В. Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина, В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, что роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в отечественном праве.

Кроме того мы пользовались текстами некоторых, важных для контекста нашей работы, нормативных документов Российской Федерации.



ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ: полномочия, место в системе органов власти


1.1            Основные полномочия Президента РФ


Для того, чтобы понять роль и место полномочий президента России в законодательном процессе, нам представляется необходимым вначале дать краткий обзор всем, конституционно закрепленным, полномочиям этого должностного лица.

Итак, основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп[1]:

- полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность;

- полномочия Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального собрания;

- полномочия Президента РФ в области внутренней политики;

- полномочия президента РФ в области обороны и внешней политики;

- другие полномочия Президента РФ.

Обозначим основные полномочия Президента согласно действующим нормативным актам Российской Федерации, к ним относятся[2]:

- назначение Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);

- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- право принятия решения об отставке правительства РФ;

- представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его с должности;

- право назначения на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства России, а также федеральных министров;

- представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Высших судов Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации;

- внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- право назначать судей других федеральных судов;

- формирование Совета Безопасности;

- утверждение военной доктрины Российской Федерации;

- формирование Администрации Президента РФ;

- назначение и освобождение полномочных представителей РФ;

- назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ;

- назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

- назначение выборы в Государственную Думу;

- право роспуска Госдумы РФ;

- право назначения референдума;

- право внесения законопроект в Государственную Думу;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

Кроме того действующим законодательством оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением полномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере обороны, а также другие полномочия Президента РФ[3].

Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами:

- в правовых формах, посредством издания указов и распоряжений, определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур;

- разработкой федеральных программ;

- проведении различного рода организационных мероприятий;

- встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий иных общественных объединений и др.[4].

Как мы видим, полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур[5].

В целом, Конституция предоставила главе государства все необходимые полномочия для управления государственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом месте Президента РФ, в системе органов государственной власти России, которое мы рассмотрим в дальнейшем изложении.


1.2            Место Президента РФ в системе органов государственной власти


Изучим место Президента РФ в системе органов государственной власти России.

Сразу оговоримся, что в Конституции РФ нет прямого определения характера государственной власти в России, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в России сложилась система президентской республики.

Отметим здесь, что президентская республика подразумевает четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках Президента РФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции (о чем мы поговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой[6].

В то же время, наверное, нельзя говорить о том, что власть Президента в РФ, никем и ничем не ограничена, напротив – действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, которые защищают Российский государственный строй от впадения в различного рода деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционная для современного российского права теория и практика разделения властей.

Итак, формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей[7] власти.

Напомним, что в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента[8].

Статус президента РФ как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государства сформулированы в ст. 80 Конституции РФ, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно[9].

 Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы, отставки Правительства и многие др.

Таким образом, подведем основные предварительные итоги нашего изложения:

- полномочия Президента Российской Федерации весьма многочисленны и закреплены, в основном в статьях 83 – 90 Конституции России, а также в ряде законодательных актов, относящихся к деятельности других государственных органов;

- основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе;

- дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей;

- в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

 Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.

Таким образом, мы рассмотрели основные полномочия Президента России в его роль и место в сфере органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию в сфере правотворчества. Эту компетенцию мы рассмотрим в дальнейшем изложении.


ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты