Изучим основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенцию в нем.
Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.
Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.
Важно отметить, что в отличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает[10]. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко[11]. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.
Право вето. Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.
К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте логического продолжения права вето[12].
Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона – еще одна форма его участия в законодательной деятельности и завершающей стадии законодательного процесса[13].
Ежегодное послание Президента России – это особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента, а значит, может трактоваться как определенные полномочия Президента в законодательном процессе[14].
В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер[15].
Также надо отметить, что юридическая природа указов и распоряжений Конституцией РФ не формализована и потому нуждается в отдельном рассмотрении. Этому рассмотрению будет посвящена следующая часть нашей работы.
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ
Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов государственной власти.
Указы и распоряжения Президента - это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории России.
Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.
К нормативным актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
К индивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Указами главы государства оформляются:
- решения нормативного характера;
- решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации;
- о гражданстве;
- предоставлении политического убежища;
- награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской Федерации;
о помиловании[16].
Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по текущим – кадровым, оперативным, кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации Президента Российской Федерации[17].
Такое разграничение между указами и распоряжениями установлено распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден также «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а также связанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указом от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации"[18].
Можно сделать вывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве[19].
Исправлять это положение приходится Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Таким образом, подведем очередные промежуточные выводы нашей работы:
- законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето;
- в целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер;
- исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента - это властные акты, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;
- издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента;
- в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные выводы настоящей курсовой работы.
Основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе.
Формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию и полномочия в сфере правотворчества.
Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.
Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения, причем они не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента.
В то же время, в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, не успевает регулировать все актуальные для страны проблемы. В этом случае это делает Президент.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. - № 4. – ст. 445.
II. Специальная литература.
1. Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с.
2. Алисова Г.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с.
3. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2006. – 340 с.
4. Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.
6. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.
7. Кашин Б.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с.
8. Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140 с.
9. Любарская В.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с.
10. Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с.
11. Смоленский М.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с.
12. Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с.
13. Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5. – С. 34-39.
14. Ярин Г.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с.
[1] Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 18-19.
[2] Приводится по: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 230.
[3] Подробнее см. напр: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.
[4] Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. С. 118.
[5] Мишарин А.Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 12-14.
[6] Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 96-97.
[7] Там же, стр. 101.
[8] Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. С. 18.
[9] Виев Г.А. Указ. соч. С. 17.
[10] Виев Г.А. Указ. соч. С. 86.
[11] См. напр.: Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. С. 87-89.
[12] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 318.
[13] Там же, стр. 320.
[14] Там же, стр. 321.
[15] Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 120.
[16] Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. С. 130.
[17] Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 120.
[18] Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 128-129.
[19] Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 210.
Страницы: 1, 2