Полномочия президента России в законодательном процессе

Изучим основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенцию в нем.

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.

Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.

 Важно отметить, что в отличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает[10]. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко[11]. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.

Право вето. Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте логического продолжения права вето[12].

Подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона – еще одна форма его участия в законодательной деятельности и завершающей стадии законодательного процесса[13].

Ежегодное послание Президента России – это особая разновидность официального политико-правового документа и относится к актам президента, а значит, может трактоваться как определенные полномочия Президента в законодательном процессе[14].

В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер[15].

Также надо отметить, что юридическая природа указов и распоряжений Конституцией РФ не формализована и потому нуждается в отдельном рассмотрении. Этому рассмотрению будет посвящена следующая часть нашей работы.


2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ


Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов государственной власти.

Указы и распоряжения Президента - это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории России.

Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.

Часть первая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемых Президентом страны, в которые облекаются его властные решения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.

К нормативным актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

К индивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Указами главы государства оформляются:

- решения нормативного характера;

- решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации;

- о гражданстве;

- предоставлении политического убежища;

- награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской Федерации;

о помиловании[16].

Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по текущим – кадровым, оперативным, кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации Президента Российской Федерации[17].

Такое разграничение между указами и распоряжениями установлено распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден также «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а также связанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указом от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации"[18].

Можно сделать вывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве[19].

 Исправлять это положение приходится Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Таким образом, подведем очередные промежуточные выводы нашей работы:

- законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето;

- в целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, скорее направлены на осуществление полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер;

- исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента - это властные акты, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;

- издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента;

- в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, подведем основные выводы настоящей курсовой работы.

Основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе.

Формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию и полномочия в сфере правотворчества.

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.

Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения, причем они не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента.

В то же время, в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. В ряде случаев, законодательный орган, не успевает регулировать все актуальные для страны проблемы. В этом случае это делает Президент.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


I.                  Нормативные акты

1.                 Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. - № 4. – ст. 445.

II.               Специальная литература.

1.                Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с.

2.                Алисова Г.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с.

3.                Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2006. – 340 с.

4.                Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с.

5.                Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.

6.                Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.

7.                Кашин Б.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с.

8.                Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140 с.

9.                Любарская В.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с.

10.            Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с.

11.           Смоленский М.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с.

12.           Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с.

13.           Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5. – С. 34-39.

14.           Ярин Г.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с.


[1] Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 18-19.

[2] Приводится по: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 230.

[3] Подробнее см. напр: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.

[4] Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. С. 118.

[5] Мишарин А.Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 12-14.

[6] Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 96-97.

[7] Там же, стр. 101.

[8] Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. С. 18.

[9] Виев Г.А. Указ. соч. С. 17.

[10] Виев Г.А. Указ. соч. С. 86.

[11] См. напр.: Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. С. 87-89.

[12] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. С. 318.

[13] Там же, стр. 320.

[14] Там же, стр. 321.

[15] Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. С. 120.

[16] Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. С. 130.

[17] Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 120.

[18] Мишарин А. Г. Указ. соч. С. 128-129.

[19] Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. С. 210.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты