Понятие, цели и система наказаний во Франции

Цели наказания — это конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе.

Вопрос о целях наказания в науке всегда являлся и является дискуссионным. Составители первых памятников права исходили из того, что наказание должно служить возмездием за совершённое злодеяние, и потому многие наказания в них основывались на принципе талиона («око за око»). Позже на первый план вышла компенсация ущерба, причинённого преступлением.

Анализ норм Особенной части УК Франции позволяет сделать выводы о том, что он воспринял частично теории современного неоклассицизма и новой социальной защиты. С одной стороны, законодатель нередко прибегает к достаточно суровым наказаниям. В этих случаях четко прослеживается стремление к «воздаянию» за причиненное зло.

Вместе с тем, в области проступков новый УК предусмотрел большое количество наказании, призванных сократить назначение исправительного тюремного заключения небольшой продолжительности. Это наказания, лишающие определенных прав или их ограничивающие. К таким правам относятся право осуществления профессиональной или общественной деятельности, водительские или охотничьи права и некоторые другие. Назначение такого наказания, как штраф, производится только с учетом имущественного положения лица: его доходов и имущественных обязанностей. [7]

О некоторых целях наказания говорится в УПК Франции 1958 г. применительно к конкретным уголовно-правовым мерам. Так, лица, осужденные за убийство несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет, либо за убийство, сопряженное с изнасилованием или другими преступлениями, указанными в ст. 718 УПК Франции, отбывают наказание в пенитенциарных учреждениях, позволяющих обеспечить последовательную медицинскую и психологическую адаптацию. Такая льгота, как разрешение временно покидать пенитенциарное учреждение, имеет целью «подготовить профессиональную или социальную адаптацию осужденного, сохранить его семейные отношения или предоставить ему возможность выполнить какую-либо обязанность, требующую его присутствия» (ст. 723-3 УПК). Условное освобождение может быть предоставлено только в случае, когда появились «весомые сведения о социальной реадаптации» осужденного (ст. 729 УПК). Меры содействия, сопровождающие исполнение такого уголовного наказания, как запрещение проживать в определенных местах, имеют целью облегчить социальное исправление осужденного (ст. 763-3 УПК). О социальной реадаптации говорится и в других статьях УПК Франции (например, ст. ст. 720-4, 721-1). Таким образом, французский законодатель делает акцент на такой цели наказания, как ресоциализация преступника. Именно с этой целью были введены в уголовное право Франции новые виды лишения свободы, институт пробации и другие меры уголовно-правового характера, о которых речь пойдет ниже. В этом слышен отголосок идей школы новой социальной защиты[8].

Социальная реадаптация понимается сторонниками данного направления как приспособление преступника к условиям жизни в обществе, его «возвращение» в социальную среду. Вместе с тем, законодатель обходит молчанием цели применения таких наказаний, как пожизненное лишение свободы, многомиллионные штрафы в качестве наказания за корыстные преступления и некоторых других.

Система наказаний


Современная система наказаний Франции является соединением системы наказаний, принятой уголовным законодательством первой половины XIX века, с мерами безопасности, которые введены в законодательство в конце XIX-начале XX веков.

Разнообразие видов наказаний и наличие существенных различий между ними предопределили необходимость их классификации.

1. по видам преступных деяний (уголовные, исправительные, полицейские)

2. по способу сочетания их в законе (основные, дополнительные, сопутствующие)

3. по тем благам, которых лишается осужденный (наказания, связанные с лишением свободы, ограничивающие свободу, затрагивающие имущественные права осужденных, связанные с ограничением прав).

В последнее время наметилась тенденция к уменьшения интереса к тюремному заключению. Можно выделить следующие причины:

·                   отрицательные результаты разрыва всех социально-полезных связей при исполнении данного вида наказания

·                   высокая стоимость содержания заключенных

·                   отсутствие квалифицированного персонала

·                   высокий уровень рецидива среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы

·                   переполненность французских пенитенциарных учреждений.

Все это вызвало необходимость введения в карательную систему мер, альтернативных лишению свободы.

Проанализировав такие некарательные меры воздействия как режим "полусвободы", предоставление краткосрочных отпусков из тюрьмы, отсрочка от провозглашения приговора, пробация и другие, обращение к которым, по мнению французского законодателя должно было способствовать снижению уровня преступности в стране, разгрузке французских тюрем, вынужденно соглашаясь на определенное смягчение системы наказаний французский законодатель ввел вместе тем весьма существенные ограничения при осуществлении указанных мер. Но тем не менее лишение свободы продолжает оставаться самым распространенным видом наказания, а некарательные меры воздействия стали применяться значительно реже.

Сущность мер превенции сводится в первую очередь к изоляции от общества определенных лиц, применению к ним соответствующих правоограничений, которые обычно связаны с уголовным наказанием, но в отличие от оснований назначения последнего, применение этих мер мотивируется не наличием вины, а антисоциальности и опасного состояния личности.

Действующая система уголовных наказаний во Франции представляет собой усовершенствованный, отвечающий всем современным требованиям, вариант первоначальной формы, свойственной предыдущим периодам развития страны. Вместе с тем, отличительной чертой современной картельной системы Франции является то, что она приобрела большую гибкость при достижении поставленных перед ней целей[9].

Следует отметить, что законодатель заметно отдалился от таких традиционных санкций, как штраф и лишение свободы. Отмена полицейского ареста и введение на всех уровнях множества наказаний, связанных с лишением прав свидетельствует о явном стремлении к расширению полномочий суда в целях индивидуализации наказания, необходимость которой вызвана появлением новых видов преступности. Нововведения в системе санкций затрагивают не только их характер, они также относятся, с одной стороны, к порядку назначения и, с другой стороны, - к условиям прекращения действия наказания и отсрочки его исполнения.[10]


Система наказаний по видам преступных деяний


Система наказаний во Франции строится в соответствии с классификацией преступных деяний на три группы. Преступления караются уголовными наказаниями, проступки — исправительными, нарушения — полицейскими.

Наибольшей суровостью отличаются уголовные наказания. В зависимости от их продолжительности уголовные наказания делятся на два вида: срочные и бессрочные. К срочным относятся уголовное заключение и уголовное заточение на срок до тридцати лет , к бессрочным — пожизненное уголовное заточение[11]. Максимальный размер срочных уголовных наказаний (заключения и заточения) УК 1810 г. устанавливал в двадцать лет. Действующий УК Франции предусматривает лишение свободы на срок до тридцати лет. Необходимость установления "промежуточной ступени" между двадцатью годами и пожизненным лишением свободы была связана с желанием законодателя дифференцировать ответственность за посягательства на различные по своей ценности общественные блага. После отмены смертной казни в 1981 г. все деяния, за которые был предусмотрен этот вид наказания, стали караться пожизненным лишением свободы. Число составов, санкции которых предусматривали пожизненное лишение свободы, сразу возросло с 64 до 119. Было решено установить для деяний меньшей тяжести тридцатилетний срок лишения свободы. Минимум срочных уголовных наказаний УК установил в 10 лет.[12]

В соответствии с традиционным делением преступлений на общеуголовные и политические, уголовные наказания также делятся на два вида: общеуголовные наказания (заключение пожизненное или на срок) и политические наказания (заточение пожизненное или на срок). В статье 1311 УК Франции комбинируются и те, и другие наказания. Все они могут быть назначены только в качестве основных.

При равной продолжительности уголовное заключение рассматривается как более строгое, чем уголовное заточение. Политические наказания всегда исполнялись в рамках специальной пенитенциарной системы, призванной нейтрализовать осужденного без применения к нему специфических методов принуждения. Политические осужденные никогда не привлекались к труду, не носили тюремной одежды, пользовались различными льготами. Действующий УК Франции отказался от деления уголовных наказаний на две категории: "мучительные и позорящие" и "только позорящие". Наряду с отказом от смертной казни кодекс отказался и от некоторых политических уголовных наказаний: высылки и гражданской деградации.

За совершение преступления, наряду с уголовным заключением или заточением, физическим лицам может быть назначен штраф, а так же одно или несколько дополнительных наказаний.

Среди исправительных наказаний основное место занимают тюремное заключение и штраф. Максимальный размер исправительного тюремного заключения установлен кодексом в десять лет, минимальный не установлен. За совершение проступка могут быть также назначены штрафодни, труд в общественных интересах, наказания, лишающие некоторых прав или ограничивающие их, а также дополнительные наказания.

Наказания в виде штрафодней и труда в общественных интересах не предусмотрены специально в нормах Особенной части, устанавливающих ответственность за то или иное преступное деяние. Эти наказания представляют собой альтернативу тюремному заключению.

Среди полицейских наказаний первое место занимают штраф и наказания, лишающие определенных прав или их ограничивающие. Минимальный размер штрафа кодексом не установлен[13].

Система наказаний по способу сочетания в законе


Выделяют основные, дополнительные наказания и наказания, которые могут быть назначены в качестве как основных, так и дополнительных.

Основным называются наказания, предусматриваемые законом как главные по каждому правонарушению. Такое наказание может выступать в единственном числе (например, пожизненное лишение свободы) либо во множественном (например тюремное заключение и штраф). Дополнительные наказания присоединяются к основному наказанию, однако зависят не столько от него, сколько от характера совершенного правонарушения. Дополнительные наказания не применяются автоматически: они не только должны быть предусморены законом или регламентом, но также специально назначены судом[14].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты