Понятие, цели и система наказаний во Франции

Только в качестве основных наказаний могут быть назначены: лишение свободы (уголовное заключение, уголовное заточение и исправительное тюремное заключение), штраф, штрафодни, труд в общественных интересах, а также исправительные наказания.

Дополнительные наказания, назначаемые физическим лицам за совершение преступления или деликта, способны привлечь поражение в правах, различные запрещения, частичную недееспособность, как то: запрещение выдачи чеков или использования кредитных карточек, временное лишение политических прав, запрещение пользоваться каким-либо предметом или его конфискация, закрытие учреждения, обнародование судебного постановления. Следует также отметить, что если за совершение деликта предусматривается. В качестве дополнительных не могут быть назначены штрафодни и труд в общественных интересах, поскольку они представляют собой альтернативные наказания и назначаются вместо исправительного тюремного заключения, которое может быть только основным наказанием.

За совершение преступлений и проступков кодекс нередко предусматривает лишение свободы и штраф. Считается, что суд вправе назначить как одно из этих наказаний, так и оба одновременно. Во втором случае штраф не перестает быть основным наказанием, и суд таким образом назначает два основных наказания.

Действующий УК Франции не связывает суд необходимостью назначения лишь одного из альтернативных наказаний, предусмотренных санкцией статьи, устанавливающей ответственность за то или иное преступное деяние.

За совершение преступления или проступка суд может назначить: 1) два основных наказания — лишение свободы и штраф, если оба они предусмотрены статьей, а также одно или несколько дополнительных наказаний, специально предусмотренных за совершение того или иного преступления или проступка; 2) какое-либо одно из двух предусмотренных основных наказаний, а также одно или несколько предусмотренных дополнительных наказаний; 3) два основных наказания, если оба они предусмотрены, без назначения какого-либо дополнительного; 4) какое-либо одно из двух предусмотренных основных наказаний без назначения дополнительного.

Что касается проступков, то за его совершение суд вправе назначить только дополнительное наказание, либо одно или несколько дополнительных в качестве основного наказания.

УК Франции предоставляет суду и другие возможности индивидуализации ответственности и наказания. Таким образом суд имеет право назначить более мягкое наказание, чем то, что предусмотрено законом за совершение данного преступного деяния.

В случае, когда за совершение преступления закон предусматривает пожизненное заключение или пожизненное заточение, суд вправе назначить уголовное заключение или заточение на срок, либо даже исправительное тюремное заключение сроком не ниже двух лет. Если преступление наказывается уголовным заключением или заточением на срок, суд вправе назначить заключение или заточение меньшей продолжительности, чем предусмотрено, либо даже исправительное тюремное заключение сроком не ниже одного года. За совершение проступка суд вправе назначить исправительное тюремное заключение меньшей продолжительности, чем предусмотрено. Возможность такого смягчения предусматривается кодексом не только для лишения свободы, но и штрафа. Так, если преступление, проступок или нарушение наказываются по закону штрафом, суд может назначить штраф меньшего размера, чем предусмотрено.

Возможность значительного смягчения судом наказания привела в итоге к тому, что УК Франции в каждой статье Особенной части, предусматривающей ответственность за то или иное преступное деяние, устанавливает лишь максимум наказания (без указания минимума), который при действии смягчающих обстоятельств становится чрезвычайно подвижным. Кодекс, следовательно, фиксирует лишь тот верхний предел, перейти который суд не имеет права.


Система наказаний для юридических лиц


Наряду с системой наказаний для физических лиц во Франции существует система наказаний для юридических лиц. Наказания, применяемы к юридическим лицам, также законодательно подразделяются на основные и дополнительные. В качестве основных к юридическим лицам могут применяться:

- штраф, верхний предел которого равен пятикратному максимальному размеру штрафа, предусмотренного законом для физических лиц за данное правонарушение

- наказания, существенно затрагивающие имущественные интересы юридического лица: различные виды конфискации; запрещение привлекать вклады населения; запрещение выдавать чеки; закрытие одного или нескольких заведений юридического лица; запрещение осуществлять какой-либо вид деятельности; лишение лицензии и некоторые другие.

Таким образом получается, что система наказаний, предусмотренных для юридических лиц, это система имущественных санкций. Однако предусмотрено и наказание, касающееся репутации: афиширование или иное распространение вынесенного судом приговора[15]. Афиширование или распространение обвинительного приговора в печати, либо другим способом аудио и видео-сообщения может быть назначено юридическому лицу за злоупотребление доверием, за посягательства на права лица, возникающие из ведения различного рода картотек или обработки информации на ЭВМ, мошенничество, укрывательство похищенного, ложное банкротство, за посягательства на отношения родства, за уничтожение или хищение предметов, на которые наложен арест, и другие деяния. Афиширование обвинительного приговора состоит в расклеивании копий приговора в местах, определенных судом, на срок, не превышающий двух месяцев. Распространение приговора состоит в опубликовании его в официальном издании Французской Республики или других печатных изданиях, определенных судом, либо в пере даче содержания приговора или выдержек из него в эфир служба ми аудио и видео-сообщений, определенных судом. Афиширование или распространение иным способом приговора производится за счет юридического лица.

Прекращение деятельности юридического лица (ликвидация) назначается судом в случае, когда это лицо было создано для совершения преступления или проступка, либо отошло от законной цели своего создания для совершения преступления, либо проступка, за который для физических лиц предусмотрено исправительное тюремное заключение на срок свыше 5 лет. Приговор, постановляющий о прекращении деятельности юридического лица, передается в государственный орган, правомочный приступить к ликвидации данного лица. Прекращение деятельности предусмотрено кодексом за сводничество, мошенничество, незаконные производство, торговлю, ввоз и вывоз наркотиков, производство опытов на человеке, подстрекательство родителей к оставлению своего ребенка и некоторые другие преступные деяния.

Необходимо отметить, что прекращение юридического лица и его помещение под судебный надзор не могут назначаться государственным юридическим лицам, политическим партиям и профсоюзам. Не полежат роспуску также представительные органы власти[16].

Наряду с полным прекращением деятельности юридического лица, предусмотрены наказания, частично ограничивающие такую деятельность. К этим наказаниям относятся: запрещение осуществлять какой-либо вид деятельности, в связи с исполнением которой было совершено преступное деяние; закрытие какого-либо заведения или предприятия юридического лица, в которых были совершены путем их эксплуатации или причастности к ним преступные деяния; запрещение участвовать в договорах, заключаемых с государством (может быть назначено судом на срок до 5 лет, либо бессрочно — за мошенничество, вымогательство, злоупотребление доверием, ложное банкротство, укрывательство похищенного, незаконное использование в рекламе имени, звания или положения публичного должностного лица и некоторые другие деяния).

Существенно ограничивают имущественные права юридического лица наказания, относящиеся к кредитно-финансовой сфере: запрещение привлекать вклады населения и запрещение пускать в обращение чеки или кредитные карточки. Запрещение привлекать вклады населения может быть назначено на срок до пяти лет, либо бессрочно и состоит в запрете обращаться к населению с целью получения вкладов или размещения среди населения ценных бумаг юридического лица, в запрете пользоваться помощью кредитных, финансовых учреждений или биржевых обществ, а также запрете использовать любые виды рекламы в тех же целях. Эти наказания могут быть назначены за некоторые деяния против собственности, а также некоторые посягательства на государственное управление и уголовную юстицию.

Дополнительные наказания для юридических лиц предусмотрены лишь за совершение проступков. Такие наказания также могут заменять основное наказание, предусмотренное за данное правонарушение.

Заключение


«Наказание было и остается средством самозащиты общества против нарушений условий его существования, каковы бы ни были эти условия», - так определяет наказание К. Маркс.

Угроза наказанием в современном обществе способна удержать немногих людей от совершения преступных деяний. Однако в большинстве случаев устрашение заставляет преступников быть более острожными, но не останавливает их перед совершением преступления. "Как историей, так и разумом... подтверждается, - отмечал К.Маркс, - что жестокость... делает наказание совершенно безрезультативным, ибо уничтожает наказание как результат права".

Современная уголовно-правовая теория рассматривает наказание как "страдание". Исследователи французского уголовного права особое внимание уделяют целям наказания и его сущности.

Сторонники теории новой социальной защиты позволяет заключить, что основную цель уголовной репрессии они видят в обеспечении ресоциализации, то есть в превращении наказания в орудие исправительного воздействия, способного помочь осужденному исправиться и отказаться от совершения нового преступления. Основной задачей системы мер реакции на преступление, по их мнению, должна являться социальная адаптация преступника. При этом возможность широкого обеспечения ресоциализации они видят в тщательном изучении личности правонарушителя еще до судебного разбирательства в целях индивидуализации уголовной ответственности. Не вызывает сомнения, что широкое изучение личности преступника и анализ совершенного им деяния необходимы для получения судом более полного представления об обвиняемом.

Особенность современной системы наказаний заключается в явной неспособности не только к снижению уровня преступности, но и хотя бы к его стабилизации. Активные усилия по ослаблению сложившейся напряженности в области борьбы с преступностью проявляется в реформировании норм уголовного законодательства и внесении изменений в институт наказания таким образом, чтобы это способствовало повышению эффективности карательной системы.

Сегодня во Франции не только либерально настроенное учение, но и практики начинают понимать, что причины преступности слишком глубоки, чтобы их можно было ликвидировать при помощи "силы".

Основные усилия направлены на поиск оптимального сочетания уголовных наказаний с мерами некарательного воздействия, а также на модификацию форм и методов обращения с правонарушителями.

Список литературы

1.                Ежов А. Н. Наказание в уголовном праве стран Евросоюза (Англии, Франции, Германии) М.: Юпитер, 2005

2.                Имамов, М. М. Виды наказаний и принципы формирования их системы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2004

3.                Костенко, Н. И. Международное уголовное право: Современные теоретические проблемы М.:Юрлитинформ, 2004

4.                Крылова Н.Е Основные черты нового уголовного кодекса Франции. М.: Спарк, 1996

5.                Попова Е. С. Система и виды наказаний по уголовному праву Франции. М., 1988

6.                Сальваж Филипп. Уголовное право Франции: Общая часть. Нижний Новгород, 2002.

7.                Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. (пер. с французского В. Наумова) М., 1999

8.                Ушаков, Н. А.. Международное правою М.: Юрист, 2000

9.                Уголовное право зарубежных государств: Англия, США, Франция, ФРГ, Япония, Италия. Авт. кол. Н. А. Голованова, В. Н. Еремин, М. А. Игнатова и др. ; Под ред. И. Д. Козочкина. М. : 2010


[1] La Justice sous la Revolution, t/1 1901 A/ Desjardin

[2] Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999

[3] Сальваж Ф. Уголовное право Франции: Общая часть. Нижний Новгород, 2002

[4]Уголовное право зарубежных государств. Под ред. И.Д.Козочкина. М.:2010

[5] Крылова Н.Е. Основные черты нового УК Франции. М.: Спарк, 1996

[6]Ансель М. Новая социальная защита. М.: Прогресс, 1970

[7] Крылова Н.Е. Основные черты нового УК Франции. М.: Спарк, 1996

[8] Уголовное право зарубежных государств. Под ред. И.Д.Козочкина. М.:2010

[9] Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999

[10] Сальваж Ф. Уголовное право Франции: Общая часть. Нижний Новгород, 2002

[11] Уголовное право зарубежных государств. Под ред. И.Д.Козочкина. М.:2010

[12] Крылова Н.Е. основные черты нового УК Франции. М.: Спарк, 1996

[13] Уголовное право зарубежных государств. Под ред. И.Д.Козочкина. М.:2010

[14] Сальваж Ф. Уголовное право Франции: Общая часть. Нижний Новгород, 2002

[15] Уголовное право зарубежных государств. Под ред. И.Д.Козочкина. М.:2010

[16] Сальваж Ф. Уголовное право Франции: Общая часть. Нижний Новгород, 2002


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты