Почти во всех конституциях и уставах в разделах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и федеральными органами государственной власти имеются отклонения от соответствующих положений Конституции РФ. Так, часто устанавливается верховенство субъекта РФ в отношений национальных богатств, его исключительная собственность на землю и ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находящиеся на его территории. Субъекты РФ относят к своему ведению право осуществлять финансовое, банковское, валютное, денежно-кредитное регулирование. Вместо осуществления международных и внешнеэкономических связей к ведению субъекта РФ нередко относят международные к внешнеэкономические отношения и соответствующие договоры.
Многие конституции и уставы проявляют явное непонимание принципа разделения властей, распространяющееся не только на федеральную власть, но и на систему органов государственной власти субъектов РФ. Так, во многих из них не только отдается приоритет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ в: законодательном процессе, но и сам процесс кадрового формирования органов исполнительной власти относится к Полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти. Руководители органов исполнительной власти субъектов РФ иногда наделяются полномочиями, которыми они не могут обладать согласно Конституции РФ, например, правом введения на территории или в отдельных местностях субъекта РФ чрезвычайного положения или правом помилования
Таким образом, важнейшей задачей в федеративном государстве, в частности в Российской Федерации, является соответствие республиканских конституций федеральной Конституции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении данной курсовой работы необходимо подвести некоторые итоги проведенного исследования.
Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.
Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются "белые пятна" и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.
В рамках первой главы было сформулировано само понятие Конституции как Основного Закона страны, выражающего волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Были представлены различные в мировой конституционно-правовой практике взгляды на содержание Конституции и ее сущности. Определены основные юридические свойства Конституции: в верховенстве конституции, ее высшей юридической силе, особой охране Конституции, особом порядке ее принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.
"Сущность конституции", рассмотренная во второй главе – многоплановая категория, имеющая различные аспекты и состоящая из ряда "модулей". Выступая универсальной объективной характеристикой конституции, она не остается неизменной, а, напротив, претерпевает значительные изменения, обусловленные развитием социальной и интернациональной структуры общества и его местом в международном сообществе, и поэтому для правильной оценки содержания этой категории в современных условиях необходим учет как национальных, так и общецивилизационных ценностей и интересов. На новом этапе конституционного строительства Конституция должна выражать и закреплять интересы не какого-либо класса, социального слоя, группы или политической партии, а сочетание и сбалансированное взаимодействие экономических, политических, социальных и культурных интересов, целей и ценностей всех классов и социальных слоев, наций и народностей страны, граждан и государства, а также сочетание и сбалансированное взаимодействие внешнеполитических интересов и целей Российской Федерации с целями и интересами других участников международного общения с учетом общих для всего международного сообщества принципов и норм межгосударственных отношений.
Это – главные направления и аспекты сущностной характеристики Конституции. Они присутствуют во всех конституционных институтах и нормах и с большей или меньшей степенью формальной определенности выражаются в государственно-правовой регламентации власти, суверенитета и свободы личности в нашем обществе, которые и составляют три кита российского конституционализма.
Более подробно основные черты, сущность, принципы и юридические свойства были рассмотрены в третьей главе работы на примере Конституции Российской Федерации.
В частности, в данной главе подчеркивается, что основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. То есть они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции.
Юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.
Высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.
Конституция России является ядром правовой системы государства и системы права. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.
В современных условиях Российского федеративного государства наивысшая юридическая сила перешла к Конституции РФ. Она подлежит применению на всей территории России; конституции республик в составе Российской Федерации, акты иных ее субъектов не могут противоречить Российской Конституции.
Нынешние республики в составе РФ — это бывшие автономные республики, в которых действовали соответствующие конституции. Но все они приняли декларации о своем государственном суверенитете и на основе деклараций разработали (или разрабатывают) новые республиканские конституции, закрепляющие статус этих республик в составе Российской Федерации. Кроме того, образован ряд республик из бывших автономных областей. Некоторым из них предстоит разработать и принять собственные конституции.
Важнейшей правовой проблемой современности является достижение соответствия республиканских конституций федеральной Конституции, недопустимость противоречия ей корённых положений конституций республик, равно как уставов и других правовых актов остальных субъектов Российской Федерации. Пределы самостоятельности в осуществлении государственной власти республик и иных субъектов ограничиваются едиными основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, из чего и должны исходить республиканские конституции. К сожалению, не всегда конституционное законодательство республик отвечает единым основаниям и общим принципам Российской Конституции, что порождает конституционные коллизии и требует приведения в действие соответствующих механизмов разрешения возникающих разногласий.
Современные условия развития Российской Федерации создали явно выраженную потребность в обеспечении регулирования изменившихся общественных отношений и поставили общество перед необходимостью подготовки новой Конституции. Принятая всенародным голосованием Конституция РФ 1993 года явилась тем основополагающим источником права, который создал юридическую базу для всей последующей правотворческой деятельности государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М. 1993 г.
2. Указ Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
Научная литература
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа ИНФРА. М - КОДЕКС, 1996.
5. Гаджиев ТА. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995 г.
6. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид литература , 1996 г.
7. Ежегодное Послание Президента России «О действенности государственной власти в России //Российская газета. 1995 г. 17 февраля.
8. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 1908.
9. Керимов Б.Ф. Основы философии права. М., 1992 г.
10. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Закон и проавопорядок, 1997г.
11. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 1998 г.
12. Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. – М.: Новый Юрист, 1997 г.
13. Конституционное совещание. Информационный бюллетень. № 3. Декабрь. 1993.
14. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Б.Н. Топорина. – М.: Юристь, 1997 г.
15. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации: учебник. М.: Юридическая литература , 1996.
16. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 17.
17. Ориу М. Основы публичного права.
18. Советское государственное право /Под ред. С.С.Кравчука. М., 1975.
19. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: учебник. М.: Новый Юрист, 1997.
20. Топорин Б.Н. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий. М.: Юристь, 1997.
21. Фарбер И.В., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. 1967 г.
22. Фридман М., Хайек Ф. О свободе. Минск, 1990.
23. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996 г.
Материалы юридической практики
24. Постановления Конституционный Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1995, № 6.
[1] Советское государственное право /Под ред. С.С.Кравчука. М., 1975. С.55.
[2] В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. –М.: Юристъ, 1996. – С.56
[3] Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996 г. С.56
[4] Фарбер И. В., Ржевский В. А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. 1967 г. С. 181.
[5] Государственное право РФ. Учебник. / Под ред О.Е. Кутафина. – М.: Юридическая литература,1996. С.43.
[6] Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб, 1908. С.371.
[7] Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 17. С.345.
[8] Байтин М.И. Сущность и типы государства //Теория государства и права /Под ред. Н.И.Матузова, А.В Малько. Саратов, 1995. С.41.
[9] Керимов Б.Ф. Основы философии права. М., 1992 г. С. 134.
[10] Фридман М., Хайек Ф. О свободе. Минск, 1990. С. 10.
[11] Гаджиев ТА. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995 г. С. 54.
[12] Постановления Конституционный Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1995, № 6, С. 12-13.
[13] Ориу М. Основы публичного права. С.630.
[14] Ориу М. Основы публичного права. С.632.
[15] Конституционное совещание. Информационный бюллетень. № 3. Декабрь. 1993. С.7
[16] Государственное право РФ. Учебник./ Под ред О.Е. Кутафина. М.: Юридическая литература, 1996 г. С.44
[17] Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ст. 2.
[18] Конституция Российской Федерации 1993 г. ст. 15.
[19] Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Закон и проавопорядок, 1997 г. С. 215.
[20] Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ч. 2 ст. 4.
[21] Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ст. 80, ст. 82.
[22] Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ст. 71.
[23] Конституция Российской Федерации. М. 1993 г. ст. 55.
[24] Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. – М.: Новый Юрист, 1997 г. С 284.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9