Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ

Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ











Курсовая работа

на тему: "Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ"




Введение


Транспорт – это связующее звено в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта – трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.

В главе 40 ГК РФ содержатся определения целого ряда договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа. Помимо традиционных договоров перевозки груза и пассажира в данной главе ГК РФ упоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: договор фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта, регламентирующие взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом общего пользования; договор об организации перевозки грузов; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

Все указанные в Гражданском кодексе РФ положения предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также иных транспортных обязательств. Они обязательно должны учитываться действующим транспортным законодательством.

В современных условиях уже нельзя говорить об одном – единственном договоре перевозки, сконструированном по модели реального договора, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю или иному управомоченному лицу, а грузоотправитель – уплатить провозную плату.

Предметом исследования данной работы будут являться нормы действующего законодательства РФ, закрепляющие основные положения договоров перевозки.

Представляется необходимым дать определение договора перевозки, установить какие существуют виды договоров перевозки, как проявляются права и обязанности сторон.


 


1.                Понятие договора перевозки

 

В отличие от других глав ГК, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающих во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, главы 40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Перевозка означает перемещение кого–либо или чего-либо в пространстве с помощью транспортного средства. Транспорт является необходимым звеном процесса производства, которое, как известно, получает свое завершение в потреблении. Наряду с добывающей и обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, транспорт представляет собой относительно самостоятельную отрасль материального производства. Транспортировка делает продукт доступным для потребителя, но она же увеличивает его стоимость. Транспортировка товаров может осуществляться как собственными транспортными средствами изготовителя (поставщика) или потребителя (покупателя), так и специализированными транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями). В первом случае условия транспортировки составляют предмет договоров купли – продажи, а во втором – предмет транспортных договоров. В конечном счете, предметом всех транспортных договоров является перемещение грузов, пассажиров и багажа.[1]

Процесс транспортировки опосредуется различными договорами, имеющими неодинаковое значение для доставки грузов, пассажиров и их багажа. В связи с этим не существует единого договора транспортировки, способного охватить все разнообразные отношения, складывающиеся в процессе транспортировки, либо подготавливающие или завершающие этот процесс.

Основным транспортным договором является договор перевозки грузов, пассажиров и их багажа. Если речь идет о перевозке грузов, то с договором перевозки могут быть связаны: договор транспортной экспедиции, договор на эксплуатацию подъездных путей, договор об организации перевозок и др.

Отношения, складывающиеся при перевозке грузов, пассажиров и их багажа, регулируются Гражданским Кодексом РФ и специальными нормативными актами, отражающих специфику различных видов транспорта.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Многие специальные акты были приняты в системе планово – административного регулирования экономики и в настоящее время уже устарели.

Теперь основными нормативными актами в области транспорта являются: Устав железных дорог, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильного транспорта. Так же большое значение для договоров перевозки имеют международные соглашения России. [2]

Положения главы 40 не исключают применение перевозок к городскому транспорту, условия перевозок на котором определяются правилами, учрежденными органами исполнительной власти соответствующих городов.

Перевозка почты, которая имеет значительные особенности, в данной главе не упоминается. Поэтому почтовая перевозка должна регулироваться нормами соответствующих транспортных уставов и кодексов и издаваемыми в их развитие специальными правилами перевозки почты. Договоры перевозки груза, пассажиров и багажа является публичным.[3]

 

 


2.                Виды договоров

 

2.1 Договор перевозки грузов


Одним из главных и основополагающих хозяйственных договоров является договор перевозки грузов. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации четко прописано, что согласно договору перевозки грузов, перевозчик (то есть некая организация, предоставляющая услуги грузовых перевозок) берет на себя обязательства по доставке груза, который был ей вверен отправителем, в оговоренное место (пункт назначения). Доставить и выдать груз получателю – лицу управомоченному на получение данного груза. Грузоотправитель, в свою очередь, обязуется оплатить доставку в размере, заранее оговоренном. При заключении договора получает на руки транспортную накладную. И грузоотправитель, и перевозчик являются сторонами в рамках договора перевозки грузов (транспортные организации). В обязательном порядке, для обеих сторон составляется план, на основании которого и заключается договор перевозки грузов. [4]

Договор перевозки грузов составляется между отправителем груза и перевозчиком. При этом, обе стороны – и отправитель, и перевозчик, имеют каждый свои права, и каждый соблюдает свои обязанности. Следовательно, договор перевозки грузов – двусторонний. Договор перевозки грузов считается реальным документом, так как он вступает в силу с того самого момента, как груз оказывается у перевозчика, о чем ставится соответствующая отметка в перевозочном документе (данная отметка ставиться организацией – перевозчиком).[5]

Получатель – третье лицо, которое не принимает участие в заключении договора перевозки грузов, однако, которое принимает непосредственное участие в договоре перевозки грузов, соответственно, получает соответствующие права и обязанности. Получатель может и обязан совершать следующие действия – может: получить груз, при необходимости, потребовать составление актов; обязан: вовремя вывезти полученный груз.

Обязанности получателя прямым образом связаны с взаимоотношениями между отправителем груза и получателя.

В зависимости от вида транспорта, задействованного в процессе перевозки груза, различают и виды договора перевозки грузов.

По видам, перевозки грузов могут быть – автомобильные, железнодорожные, речные, морские и воздушные. Соответственно данным видам перевозок, в качестве перевозчиков выступают следующие юридические лица – АТП (автотранспортное предприятие), управление железной дороги, речное пароходство, морское пароходство и так далее. В зависимости от количества предприятий, принимающих участие в перевозке грузов, договор перевозки грузов может быть классифицирован следующим образом – местная перевозка (когда в перевозке груза принимает участие один перевозчик (транспортное предприятие)), прямая перевозка и прямая смешанная перевозка.[6]

Любой вид перевозки должен оформляться в виде накладной. Накладная считается формой договора перевозки груза и оформлена в соответствии с условиями договора перевозки грузов. Исключение составляет морская перевозка, так как в этом случае грузоперевозка оформляется коносаментом. Отправитель заполняет накладную (коносамент) в соответствии с принятой формой (отправитель, получатель, место отправления груза, место получения груза, количество занимаемых грузом мест, масса груза, характеристики груза, вид упаковки), и, вместе с ответствующим грузом, передает ее перевозчику.

В случае автомобильной перевозки грузов оформляется (в четырех экземплярах) товарно-транспортная накладная. В четырех экземплярах она составляется из тех соображений, что она одновременно является – перевозочным документом, документом учета груза отправителя груза и получателя груза. В соответствии с составленным договором перевозки грузов, перевозчик обязан доставить груз в назначенное время в установленное место доставки и передать его в целости и сохранности получателю. В противном случае (просроченное время, недостача груза, утрата или порча груза и тому подобное) перевозчик обязан возместить получателю или отправителю нанесенный ущерб.

В зависимости от расстояния между пунктом отправки груза и пунктом назначения, в зависимости от вида транспорта, задействованного при перевозке груза, устанавливается срок доставки груза. В случае железнодорожной перевозки грузов на срок доставки оказывает влияние вид скорости поезда перевозчика.

За задержку установленных сроков доставки груза перевозчик отвечает – на него накладывается штраф. Размер штрафа регламентируется (не более 75% провозной платы) и зависит от размера платы за проезд. В случае железнодорожной перевозки грузов размер штрафа устанавливается от размера платы за проезд и сроков задержки доставки груза.
В пункте назначения получатель груза обязан встретить груз точно в срок, проверить получаемый груз на сохранность. То есть – проверить груз в соответствии с данными, указанными в накладной, наличие и сохранность пломб, исправность и состояние вагонов, в которых следовал получаемый груз. В случае, если при осмотре получатель груза остался чем-либо недоволен, или неудовлетворен, если скоропортящийся груз прибыл в пункт назначения с опозданием, он имеет полное право на составление коммерческого акта.

На основании составленного коммерческого акта, может быть возложена ответственность не только на перевозчика груза, но и на получателя, и отправителя груза. Согласно пункту 168 Устава железных дорог, предусмотрены следующие обстоятельства, которые должны быть полностью освещены и зафиксированы в коммерческом акте – несоответствие между данными, зафиксированными в грузоперевозочном документе и фактическими данными (то есть – несоответствие наименования груза, несоответствие массы, количества груза и так далее); – порча либо повреждение груза и прочее.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты