Коммерческий акт составляется на соответствующих бланках, по настоянию получателя грузов, транспортным органом. В случае перевозки груза железнодорожным транспортом – необходима подпись начальника станции, заведующего грузовым двором (главного весовщика или смотрителя пакгауза), подпись станционного весовщика и получателя груза (в случае, если он принимал непосредственное участие в проверке и взвешивании груза). В случае, если к процессу приемки груза, был привлечен эксперт, то им должен быть составлен специальный акт, а при составлении коммерческого акта, данный факт должен быть зафиксирован в обязательном порядке.[7]
2.2 Договор перевозки пассажира
Договор перевозки пассажиров считается договором консенсуальным, возмездным и взаимным, а так же публичным (так как перевозка пассажиров чаще всего производится транспортом общего пользования). Перевозка пассажиров регламентируется Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, действующими кодексами и уставами Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Так как при заключении договора перевозки пассажиров в качестве одной из сторон является пассажир (он же – потребитель), соответственно, на перевозку пассажиров не может не распространяться Закон о защите прав потребителя и прочие акты.
Договор перевозки пассажира оформляется и выглядит как выдача потребителю – пассажиру билета на проезд. В билете приводятся наиболее важные условия договора перевозки пассажира. Транспортным уставом и кодексом предусмотрена определенная форма билета. Все виды транспорта (кроме железнодорожного транспорта поездами дальнего следования и транспортом воздушным) билет является документом, который предъявляют (предъявительский документ) перед началом перевозки пассажира.
Пассажир, который предъявил проездной документ – билет (или его аналог) при посадке в транспорт, имеет право требовать, а транспортная организация обязана предоставить ему услуги по перевозке. Передача проездного билета производится до начала перевозки, после момента начала перевозки данные действия не должны допускаться.
Договор перевозки пассажира бывает разовым (для проезда один раз) и длительным (то есть многократным).
Разовый договор перевозки пассажира чаще всего выглядит как приобретение проездного документа – билета в одном направлении (иногда одновременно и в обратном). Данный билет имеет определенный срок действия.
Длительный договор перевозки пассажира выглядит в виде приобретения пассажиром проездного абонементного билета. Проездной абонементный билет получил широкое распространение в городском и пригородном транспорте.[8]
У договора перевозки пассажира (разовом или длительном) существует определенная провозная плата. Провозная плата – это цена провозного договора. Стоимость проезда на городском транспорте, на транспорте общего пользования определяются действующими тарифами. Тариф на перевозку на городском и пригородном общественном транспорте определяется федеральными и местными органами власти. На тариф оказывает значение следующие факторы – вид перевозочного средства, его категория, количество мест, от расстояния перевозки и прочих факторов.
Тариф может быть общий (для всего населения в целом) и льготным (для определенной категории граждан). Существует определенная категория граждан, которая освобождается от уплаты платы за проездной билет полностью – пенсионеры, и некоторые другие. Оплата за проезд льготников и граждан, полностью освобожденных от уплаты платы за проезд в транспорте, заложены государством в определенный бюджет и возмещаются транспортным организациям. Соглашением сторон устанавливается стоимость проезда во всех других случаях (согласно статье 790 ГК РФ).
Перевозчик обязан предоставить качественные услуги по перевозке – доставить в установленный срок в установленное место. Срок доставки определен и утвержден перевозчиком в расписании движения. Перевозчик несет ответственность за несоблюдение сроков – задержка отправления и опоздания в пункт назначения транспортного средства (данная ответственность не распространяется на перевозки городским и пригородным транспортом). Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки должна быть доказана и обоснована, штраф (установленный транспортным кодексом или уставом) должен быть уплачен.
Согласно статье 59 ГК РФ, на основании норм деликатного права, на перевозчика возлагается ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (в том числе и не имеющего проездного билета) за время его перевозки, так как перевозчик является владельцем источника повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).
Пассажир (если он не имеет права на бесплатный проезд) обязан заплатить стоимость проезда – приобрести билет. Пассажир должен сохранять приобретенный билет в неповрежденном виде с начала следования на транспорте, до самого конца, предъявлять его для проверки соответствующим проверяющим. Если на протяжении пути следования любым видом транспорта (железнодорожным, воздушным и так далее) будет обнаружен пассажир без билета (или с билетом, который не дает право на передвижение данным видом транспорта, что приравнивается к отсутствию билета), то данное лицо обязано оплатить не только стоимость проезда до ближайшего пункта остановки, но и оплатить штраф в полном объеме.
Далее, ему предоставляется возможность-либо приобрести проездной билет и следовать далее, по маршруту, либо покинуть транспортное средство. Пассажир должен придерживаться определенных правил поведения при перевозке.
Пассажир имеет право на определенное место в транспортном средстве, согласно приобретенного им проездного билета. В случае, если перевозчик, по каким либо причинам не может предоставить пассажиру указанного в его билете места, то он должен предложить ему место той же категории, если такого нет, и пассажиру предоставляется место более высокой категории, то он вправе не доплачивать за него разницу по существующему тарифу, если пассажиру (при его согласии) предоставляется место, категорией ниже, чем его, указанное в проездном билете, то ему должна быть выплачена разница.
Пассажир в любом случае может отказаться занимать место иное, и потребовать возместить ему оплаченную стоимость проезда. Пассажир так же имеет право на неоплачиваемый – бесплатный провоз личной ручной клади, которая регламентируется определенным весом, превышающая определенный вес ручная кладь провозится в идее багажа с определенной доплатой. Пассажир имеет право, поставив перевозчика в известность, осуществить в процессе следования одну остановку, а впоследствии продлить срок годности билета. Пассажир так же имеет право продлить срок годности билета на время болезни, при наличии справки, подтверждающей факт болезни из лечебного учреждения. Пассажир имеет право прервать следование (прервать договор перевозки) и получить с перевозчика неиспользованную часть стоимости проезда. Пассажир имеет право возвратить билет (разорвать договор перевозки), однако, в данном случае из суммы за возвращенный проездной документ вычитается сумма установленного сбора.[9]
2.3 Договор перевозки багажа
Багажом считаются личные вещи или материальные ценности пассажира, имеющего проездной документ (билет) и следующие вместе с ним в пункт назначения. Багаж определяется в багажный отсек и за него вносится определенная плата.
Договор перевозки багажа – договор реальный, так как с момента сдачи пассажиром багажа к перевозке в пункт назначения, данный договор считается вступившим в силу. Договор перевозки багажа – взаимный и возмездный. Так как договор перевозки багажа при помощи общественного транспортного средства считается публичным, то к нему применяется Закон о защите прав потребителя и другие правовые акты. Обязанности по перевозке багажа согласованы с договором перевозки пассажира и оформляется как дополнительное соглашение к договору перевозки пассажира.
Багаж пассажира принимается к перевозке, определяется в грузовой отсек, исключительно по факту предъявления проездного документа – билета.[10]
Договор перевозки багажа может быть прерван в любой момент на пути его следования, то есть не зависимо от срока действия проездного договора пассажира. При заключении договора перевозки багажа, оформляется багажная квитанция, которая передается на руки пассажиру. На основании багажной квитанции пассажир получает на руки багаж, о чем в проездном документе – билете делается определенная отметка.
Багажная квитанция является основанием получить багаж, так как является документом на предъявителя. Плата за перевозку багажа определяется действующими тарифами (иногда – по соглашению сторон). Плата за перевозку багажа производится в момент принятия багажа к перевозке.
При перевозке багажа воздушным видом транспорта предусмотрены определенные нормы багажа, при соблюдении которых плата за багаж не взимается. При превышении определенных норм, оплата за провозку багажа осуществляется по установленному тарифу.
При сдаче багажа к перевозке, пассажир может заявить багаж как ценный, оплатив при этом предусмотренный дополнительный сбор.
Срок доставки багажа определяется сроком передвижения транспорта в пункт назначения.
Хранение доставленного багажа в месте назначения предусмотрено бесплатное в течение 24 часов. За все последующее хранение багажа (ограниченное 30 сутками) взимается определенная плата за хранение.
По истечении 30 суток багаж заявляется как невостребованный и подлежит реализации.
Перевозчик несет полную ответственность за своевременную доставку багажа в пункт назначения, ответственность за сохранность багажа, принятого к перевозке. Если по вине перевозчика произошла утрата багажа (полная или частичная), багаж оказался испорченным, то перевозчик несет ответственность, подобную ответственности за несохранность перевозимого груза (статья 796 ГК РФ), Оплачивает определенный штраф.
В случае, когда по вине перевозчика произошла просрочка доставки багажа в пункт назначения, повлекшая за собой порчу багажа, то перевозчик и оплачивает штраф за просрочку доставки и полностью возмещает стоимость багажа. [11]
3. Правоотношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком
Правоотношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства регламентируются статьей 791 ГК РФ.
В соответствии с указанной статьей, перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.[12]
Как видно, взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком на этой стадии перевозок грузов, имеют договорную основу. Причем указанные взаимоотношения не охватываются в полном объеме теми договорами, опосредующими отношения по перевозкам грузов, которые названы в главе 40 ГК РФ.[13]
Прежде всего, необходимо дать правовую оценку отношениям, возникающим в связи с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком. Из этого юридического факта (принятия перевозчиком заявки грузоотправителя), как это предусмотрено ГК РФ (п. 1 ст. 791), следует обязательство перевозчика подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке.[14]
В современной юридической литературе имеются разные взгляды на правовую природу отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятием ее перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств и использованию их отправителем. Так, например, одно из мнений, высказанных в юридической литературе, состоит в том, что подача и принятие заявки на перевозку груза представляют собой не сделку и не гражданско-правовое обязательство, а так называемые организационные предпосылки договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК). При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.
С указанной позицией сходна и точка зрения В.А. Егиазарова, который пишет: «Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов».
Из факта подачи грузоотправителем и принятия перевозчиком заявки возникает типичное двустороннее гражданско-правовое обязательство консенсуального характера: перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку, а грузоотправитель – использовать транспортные средства для перевозки груза, указанного в заявке, и в срок, установленный заявкой (ст. 791 ГК РФ).
Таким образом, источником возникновения прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя является их соглашение, заключаемое путем подачи заявки и ее принятия, которое и является договором.
Следовательно, можно сделать вывод о договорной основе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использованию, возникающей из принятой перевозчиком заявки, поскольку еще «заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК)».
Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.
Заключение
Договор перевозки проявляет себя в определениях ряда конкретных отдельных видов договоров, которые содержаться в главе 40 действующего Гражданского кодекса РФ, составляющих определенную систему договоров перевозки, которые регулируют отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа в современных условиях.
Рассмотрев отдельные виды договора перевозки, и определив их значение в транспортной деятельности, можно сделать вывод о том, что все договоры, которым было уделено внимание в данной работе, можно считать в качестве отдельных видов гипотетического договора перевозки, выделяемых по указанным выше классификационным признакам.
Как известно, перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что данная организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, должны публиковаться в установленном порядке (ст. 789 ГК РФ).
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс РФ части 1 и 2 (по состоянию на 1.01.2009 г.) ГАРАНТ.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй, ИНФРА – М, 1998. – 799 с.
3. Ансон В. Договорное право. – М., 1988. – 143 с.
4. Брагинский М.И. Договорное право. Книга 4. – М.: Статус, 2003. – 266 с.
5. Волынец В.С. Гражданское право. Особенная часть. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 288 с.
6. Егоров Н.Д. Гражданское право: Практикум. Часть 2. – М., 1997. -324 с.
7. Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.
8. Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. М., ЗАО Юстицинформ, 2008 г.-592 с.
9. Залесский В.В. Гражданское право. Часть 2, М.: Восточный экспресс, 1998. – 656 с.
10. Калемина В.В., Рябченко Е.А. Договорное право. Учебное пособие. М., ОМЕГА-Л, 2008 г.-239 с.
11. Сергеев А.П. Гражданское право, часть 2. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 592 с.
12. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник, том 2, М., 1993. – 345 с.
13. Стяжкина Т.А. Сборник типовых договоров. М., 2005 г.
[1] Брагинский М.И. Договорное право. Книга 4. – М.: Статус, 2003. – 266 с.
[2] Сергеев А.П. Гражданское право, часть 2.- М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 592 с.
[3] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй, ИНФРА – М, 1998. – 799 с.
[4] Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник, том 2, М., 1993. – 345 с.
[5] Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.
[6] Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.
[7] Брагинский М.И. Договорное право. Книга 4. – М.: Статус, 2003. – 266 с.
[8] Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.
[9] Волынец В.С. Гражданское право. Особенная часть. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 288 с.
[10] Залесский В.В. Гражданское право. Часть 2, М.: Восточный экспресс, 1998. – 656 с.
[11] Елизаров В.А. Транспортное право. Учебное пособие. – М., 1999. – 234 с.
[12] Ансон В. Договорное право. – М., 1988. – 143 с.
[13] Волынец В.С. Гражданское право. Особенная часть. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 288 с.
[14] Сергеев А.П. Гражданское право, часть 2.- М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 592 с.
Страницы: 1, 2