Понятие и виды вещных прав

Что касается плодов, продукции и доходов от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущества, приобретаемого унитарным предприятием по договорам и иным основаниям, то они поступают в хозяйственное ведение предприятия в таком же порядке, который установлен законодательством и иными правовыми актами для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК).

Согласно п. 3 ст. 299 ГК право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. Другими словами, при решении вопроса о прекращении права хозяйственного ведения следует руководствоваться нормами, содержащимися в гл. 15 ГК «Прекращение права собственности» и ст. 295 ГК. Из содержания последней следует, что прекращение права хозяйственного ведения на имущество предприятия по решению собственника возможно, видимо, только в случае реорганизации либо ликвидации, которые осуществляются в порядке, предусмотренном гл. V Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК право оперативного управления является вещным правом, предоставляющим казенному предприятию, а также учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственниками, признаются казенные предприятия и учреждения. Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Различают три вида казенных унитарных предприятий: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).

Учреждения могут создаваться субъектами любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной. Так, благотворительная организация, реализуя предусмотренное ст. 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» право на создание благотворительных организаций в форме учреждений, закрепляет за благотворительными учреждениями выделяемое для достижения их целей имущество на праве оперативного управления.

Объектами права оперативного управления являются имущественные блага, перечень и правовой режим которых во многом совпадает с изложенным выше применительно к объектам права хозяйственного ведения. Однако в составе объектов права оперативного управления значительное место занимают деньги, которые выделяются государственным и муниципальным учреждениям из соответствующих бюджетов, а учреждениям, созданным юридическими или физическими лицами, – из собственных средств учредителей.

Денежные средства сосредоточиваются в соответствующих фондах, правовой режим которых определяется в специальных нормативных актах и положениях о фондах, утверждаемых самими субъектами права оперативного управления. Например, согласно Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №609, в учреждениях этого профиля в обязательном порядке создаются: единый фонд финансовых средств и фонд творческо-производственного и социального развития.

Денежные средства расходуются учреждениями в точном соответствии со сметами, утверждаемыми собственниками либо органами, уполномоченными управлять их имуществом.

В соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества предприятия, осуществляет свою деятельность и казенное унитарное предприятие (п. 2 ст. 19 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).

Что же касается содержания права оперативного управления, то оно по объему правомочий обладателей этого права значительно уже права хозяйственного ведения. Согласно ст. 296 ГК казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Таким образом, закон, очертив основные границы правомочий субъекта права оперативного управления, предоставляет собственнику широкую возможность конкретизации правового режима передаваемого в оперативное управление имущества.

Собственник реализует эту возможность на этапе разработки и утверждения учредительных документов, определяя в них цель деятельности создаваемого им юридического лица, а также назначение передаваемого ему имущества. Позднее он может реализовать ее, давая казенному предприятию, учреждению конкретные указания, касающиеся управления закрепленным за ними имуществом. Собственник единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия (п. 2 ст. 297 ГК). Вместе с тем закон устанавливает недопустимость изъятия собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Исключение сделано только в отношении излишнего, неиспользуемого, а также используемого не по назначению имущества. Такое имущество собственник может изъять и распорядиться им по своему усмотрению.

Значительно ограничивает закон право субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так, казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии, что иное не установлено нормативными правовыми актами. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно лишь с согласия собственника этого имущества. При этом уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (ст. 297 ГК; п. 1 ст. 19 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).

Учреждение вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК). Но денежными средствами, полученными от собственника в порядке финансирования, учреждение вправе распоряжаться, расходуя их в строгом соответствии со сметой, утверждаемой собственником.

Изложенное не касается доходов, полученных в результате хозяйственной и иной деятельности, допускаемой учредительными документами, и имущества, приобретенного учреждением за счет этих доходов (п. 2 ст. 298 ГК). Как отмечалось выше (п. 3 § 1 данной главы), право учреждения на это имущество, скорее всего, является не правом оперативного управления, а самостоятельной разновидностью ограниченных вещных прав, поскольку правовой режим этого имущества значительно отличается от режима имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Казенное предприятие и учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по долгам всем своим имуществом, а учреждение – только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Законодательно закреплена также дополнительная ответственность собственников по обязательствам созданных ими казенных предприятий и учреждений. Собственник (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), закрепивший имущество на праве оперативного управления за казенным предприятием, несет субсидиарную ответственность по его обязательствам в случае недостатка имущества у казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК). Субсидиарная ответственность собственника по долгам созданного им учреждения наступает в случае недостаточности денежных средств у последнего для погашения своих долгов (п. 2 ст. 120 ГК).

Возникновение и прекращение права оперативного управления подчинено правилам, изложенным выше применительно к праву хозяйственного ведения (ст. 299 ГК). Однако прекращение права оперативного управления по воле собственника имущества возможно в случаях, если имущество, закрепленное за казенным предприятием или учреждением, оказалось излишним, не используется ими либо используется не по назначению, что недопустимо применительно к праву хозяйственного ведения.


3. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком


Основные параметры правового режима земельных участков, принадлежащих лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения, определяются нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

Следует иметь в виду, что некоторые нормы ГК и ЗК различно определяют отдельные черты правового режима имущества, принадлежащего субъектам на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения земельными участками. В дальнейшем, впредь до законодательного устранения расхождения в содержании аналогичных норм ГК и ЗК (см., например, ст. 265 ГК и п. 1 ст. 21 ЗК, ст. 267 ГК и п. 2 ст. 21 ЗК, п. 1 ст. 268 ГК и п. 1 ст. 20 ЗК, ст. 270 ГК и п. 4 ст. 20 ЗК), предпочтение при изложении материала, видимо, надо отдавать нормам Земельного кодекса. Такое решение основывается на том, что оба закона равны по юридической силе. При этом нормы ЗК, относящиеся к рассматриваемым отношениям, будучи по своей природе гражданско-правовыми, являются специальными по отношению к нормам ГК, имеющим общий характер. Наконец, нельзя не учитывать факта более позднего по времени принятия ЗК.

Закрепление в законе в качестве самостоятельной разновидности ограниченных вещных прав права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 216 ГК) обеспечивает его обладателю владение и пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока (бессрочно).

Это право пользования земельным участком предоставляется юридическим лицам на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК, ст. 20 и ст. 29 ЗК). В соответствии с указанным решением производится государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Возможны и другие основания получения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Так, в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (п. 3 ст. 268 ГК). В соответствии со ст. 271 ГК и п. 1 ст. 35 ЗК при приобретении в собственность здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, приобретатель недвижимости имеет право использования соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или из договора не вытекает иное, собственник здания, строения или сооружения приобретает право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты