Понятие коммерческого права
Понятие коммерческого права
Содержание
1. Отношения, регулируемые коммерческим правом
2. Место коммерческого права в системе права
3. Принципы коммерческого права
4. Коммерческое право как наука
Список использованной литературы
1. Отношения, регулируемые коммерческим правом
С принятием Правовой Системы РФ окончательно утвердился принцип единства правового регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — физических или юридических лиц, осуществляющих коммерческих деятельность либо не осуществляющих таковую. В подтверждение этому в ст. 2 ГК указано, что гражданское законодательство регулирует также отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Из отмеченного выше следует, что: а) коммерческие отношения — это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, складывающиеся между лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность, или с их участием, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также организационно-регулятивные отношения. Здесь и далее понятие "лица, осуществляющие коммерческую деятельность" употребляется как собирательное по отношению к понятиям "лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность", "индивидуальный предприниматель", "коммерческая организация".
Организационно-регулятивные отношения являются дополнением товарно-денежных, они возникают в связи с необходимостью нормализации (упорядочения, формирования) первичных товарно-денежных отношений. Отсюда, из природы этих отношений, и проистекает различие тех начал, на которых строятся эти отношения, и различие методов их правового регулирования.
Экономические отношения оформляют свободную экономическую деятельность лиц, которые состоят между собой в координационной взаимосвязи, взаимной не подчинённости, формальном равенстве.
Организационно-регулятивные отношения оформляют несвободную деятельность субъектов, которые находятся между собой в субординационной взаимосвязи, власти одного (публичного органа) и подчинении другого (предпринимателя).
Иначе говоря, законодатель отнес коммерческие отношения к предмету гражданско-правового регулирования, рассматривает их как составную часть структуры предмета гражданского права. В связи с этим нельзя согласиться с тем, что "если отношения между хозяйствующим субъектом и органом управления обладают имущественным содержанием, они, по общему правилу, должны подчиняться нормам гражданского права". Наоборот, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК);
Многие отношения между хозяйствующими субъектами (предпринимателями, организациями) и органами государственной власти, основанные на власти и подчинении, хотя бы и имеющие имущественное содержание (например, отношения между предпринимателями и налоговыми органами по налогообложению предпринимателей), не относятся к коммерческим и не включены в предмет гражданско-правового регулирования, они являются предметом публично-правового регулирования.
К коммерческим можно отнести регулирование цен, квот на вылов рыбы, добычу полезных ископаемых, отношения, связанные с приватизацией и национализацией объектов и т. д.
б) выделение коммерческих отношений в структуре предмета гражданско-правового регулирования вызвано потребностью их специального правового регулирования. Однако поскольку коммерческие отношения — составная часть предмета гражданско-правового регулирования, на них распространяются не только специальные, но и общие нормы гражданского права. Например, нормы гражданского права о коммерческих организациях являются специальными, но это не исключает применения к ним общих норм о юридических лицах вообще, когда это не противоречит специальным нормам о коммерческих организациях. Кроме того, в рамках коммерческих отношений законодатель выделяет и учитывает в целях правового регулирования отношения двух видов: отношения, в которых на обеих сторонах участвуют лица, осуществляющие коммерческую деятельность (напр., ст. 310 ГК); отношения, в которых лицо, осуществляющее коммерческую деятельность, участвует только на одной стороне (напр., ст. 426 ГК).
Наряду с понятиями "коммерческая деятельность", "коммерческие отношения", "коммерческое право" в юридической литературе широко используются такие понятия, как "хозяйственная деятельность", "хозяйственные отношения", "хозяйственное право". В зависимости от содержания, вкладываемого в соответствующие понятия, они далеко не всегда совпадают.
Так, по мнению сторонников "хозяйственно-правовой концепции", понятие хозяйственной деятельности неразрывно связано с хозяйственным руководством. "Хозяйственная деятельность и руководство ею составляют единую сферу хозяйствования, которое образует единую область правового регулирования... Предприятие вступает в хозяйственное правоотношение с другим предприятием (отношение по горизонтали), которое вместе с отношением по вертикали составляет единое, сложное хозяйственное правоотношение".
Правильными представляются воззрения сторонников легальной (цивилистической) концепции, которые исходят из того, что отношения по управлению экономикой и отношения по осуществлению экономической деятельности различны по природе: первые регулируются публичным правом, а вторые — частным. Хозяйственное право, с их точки зрения, нельзя рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права.
Хозяйственная деятельность как свободная деятельность, и хозяйственное отношение как ее социальная форма,—это экономические, базисные понятия. Деятельность же по государственному управлению экономикой не является экономической, не "погружается" в экономический базис, не представляет собой необходимого элемента собственно производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Она является функцией политической власти в экономической сфере общества и относится к сфере надстройки.
Разумеется, нельзя отрицать, что управление присуще и собственно производству (предпринимательской деятельности), но здесь оно проявляет себя как самоуправление (саморегулирование) предпринимателя. Управленческая деятельность, осуществляемая органами управления коммерческой организации, образует необходимый элемент самого производства, так как проявляет себя в рамках коммерческой организации непосредственно в процессе осуществления производственной деятельности. Именно в этом смысле К. Маркс рассматривал управление производством как функцию самого процесса производства, а труд по управлению относил к производительному труду. Отмеченное выше позволяет критически отнестись и к позиции некоторых представителей цивилистической концепции, считавших, что понятие "хозяйственные отношения" является собирательным, объединяющим различные по своей природе отношения, возникающие в сфере хозяйствования: административные, гражданские, трудовые и др.
На наш взгляд, такая расширительная трактовка понятия "хозяйственные отношения" выхолащивает его суть и искажает реальную картину явлений. Хозяйственные (предпринимательские) отношения —-это экономическая форма только свободной хозяйственной (предпринимательской) деятельности2. Другие отношения, опосредующие несвободную деятельность, к хозяйственным не относятся. Это организационно-регулятивные, надстроечные, вторичные отношения. Имея в виду последнее обстоятельство, нельзя согласиться с А.А. Собчаком в том, что товарно-денежные (вещно-эквивалентные) связи, вызываемые действием закона стоимости, являются необходимым дополнением связей, в рамках которых создаются организационные предпосылки осуществления хозяйственной деятельности.
2. Место коммерческого права в системе права
Право подразделяется на частное и публичное. Еще в Дцгестах Юстиниана отмечалось, что "публичное право... относится к положению римского государства, частное... относится к пользе отдельных лиц"1. Иначе говоря, публичное право регулирует отношения между органами власти и между ними и частными лицами и направлено на защиту совокупных интересов всего общества. Частное право регулирует отношения между частными лицами (физическими и юридическими) и обеспечивает их частные интересы.
Разные сферы общественных отношений определяют разные начала правового регулирования. Каждому типу социальной деятельности соответствует свой правовой режим регулирования. В этом смысле следует различать правовой режим предпринимательства и правовой режим деятельности публичной власти.
Правовой режим хозяйственной деятельности выражается преимущественно в дозволительном характере (типе) правового регулирования. Здесь дозволения выступают ключевым элементом юридического регулирования, определяющим правовым средством, призваннымиобеспечиться социальную свобод и активность предпринимателя, осуществление его реальных прав. Обще дозволительный тип правового регулирования, характеризующий правовой режим предпринимательства, выражается формулой "можно все, кроме запрещенного".
Обще дозволительный правовой режим хозяйственной деятельности базируется на признании свободы товаропроизводителя и проявляет себя во всех его элементах: в приобретении и прекращении правового статуса; в приобретении, осуществлении и прекращении им конкретных прав (личных, вещных, обязательственных); в осуществлении защиты нарушенных прав.
Для деятельности публичных органов, с которыми хозяйствующий субъект находится во взаимоотношениях, характерно разрешительное начало правового регулирования ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"). Соответственно реализация прав предпринимателя обеспечивается обязанностью органов власти соблюдать общий запрет- воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю свободно, в рамках закона осуществлять свои права. Незаконные акты органов власти в отношении предпринимателя признаются арбитражным судом недействительными, а причиненный ими вследствие этого предпринимателю ущерб подлежит возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 13,16 ПК). Перечень полномочий органов власти в отношении предпринимателей должен быть точно закреплен в законе, определяющем компетенцию данного органа.
Оценивая действующее законодательство о предпринимательстве, можно констатировать, что, несмотря на известные изъяны, в целом оно закрепляет эти начала. Правовой режим хозяйственной деятельности не должен смешиваться с правовым режимом деятельности публичной власти. В основу их соотношения должен быть положен не отказ от деления права на частное и публичное, не смешение их, как это делают сторонники теории социальных функций (В соответствии с ней категория субъективных прав чужда современному обществу, знающему не права, а лишь социальные функции. "У индивидов нет прав,... все индивиды обязаны повиноваться социальной норме, так как они суть существа социальные" (см.: Дюги Л. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование государства. СПб., 1909. С. 5). Таким образом, сторонники данного взгляда распространяют режим деятельности публичных органов власти, характеризуемый определенными задачами, функциями, компетенцией, на частных лиц. То, к чему это может привести, продемонстрировано, в частности, историей развития советского общества после 1917 г. ) и производной от нее теории хозяйственного права, а строгий учет (мера) их соотношения. По тому, какой из правовых режимов лежит в основе законодательства, является доминирующим в данном обществе, можно судить о социально-экономическом строе, политическом режиме данного общества.