Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации

Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации

Московский военный институт Федеральной пограничной службы

Российской Федерации


Юридический факультет














КУРСОВАЯ РАБОТА


ТЕМА:


«Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации»


















Исполнитель: Беляков А.В. (группа 822)





г. Москва

2001 г.

План.

 

1.      Понятие паспортного режима.

2.      Паспорт – основной документ гражданина РФ.

3.      Обязанность гражданина иметь паспорт.

4.      Правила регистрационного учета.

5.      Право на получение заграничного паспорта.

6.      Прокурорский надзор за исполнением законодательства, регулирующего отношения связанные со свободой передвижения и выбором места пребывания.












































Понятие паспортного режима.

 

            Паспортная система — совокупность урегулированных пра­вом общественных отношений, возникающих преимущественно меж­ду органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей граж­данам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания. 

Главными субъектами этих правоотношений являются гражда­не и органы внутренних дел. Но определенное участие в них прини­мают военкоматы, органы ЗАГСа, медицинские учреждения, прини­мающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.

Паспортная система включает в себя права, обязанности назван­ных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:

•   заполнения и выдачи паспортов гражданам России;

•   выдачи иностранцам видов на жительство;

•   регистрации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или временного проживания в России;

•   выдачи гражданам заграничных паспортов;

•   контроля за соблюдением паспортного режима.

В настоящее время паспортизация и регистрация граждан ре­шает четыре главные задачи:

1. Обеспечить граждан основным документом, который по­зволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских сче­тов, получение лицензий, поступление в вуз, на государствен­ную службу, участие в голосовании, использование авиацион­ного и железнодорожного транспорта и т. д.).

По российскому праву многие права и даже обязанности мо­гут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего иден­тифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истин­ность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообща­ет, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступле­ние в брак, прием на работу и т. д.).

2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава прожи­вающего на определенной территории населения (для обра­зования избирательных округов и проч.).

3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, ро­зыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п.

4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курорт­ных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режима­ми. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечива­ют рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции.

Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также— способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.

Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос­сийской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удо­стоверяющем личность гражданина Российской Федерации на тер­ритории Российской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «По­ложение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граж­дан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД. Вопросы выдачи основного документа иност­ранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регули­руются еще и актами СССР, и актами субъектов Федерации.

Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существова­ния необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и де­ятельность субъектов во исполнение соответствующих правил.

Паспортный режим — часть общего административного режи­ма страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно-территориального образо­вания, чрезвычайного положения, пограничной зоны.

В решении вопросов реализации гражданами России права на свободу передвижения большую роль играют многочисленные постанов­ления, определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов. В этой главе приведены некоторые из них. Использо­ванные в главе судебные правоположения свидетельствуют о том, что суды решительно выступают против любых необоснованных ограни­чений этого конституционного права не только подзаконными акта­ми, но и федеральными законами и законами субъектов Федерации. Судебная практика в немалой степени способствует либерализации российского паспортного режима. Она направлена на устранение тех ограничений прав граждан, которые связаны с существовавшим в СССР в условиях тоталитаризма отношением к паспортизации, регистрации граждан как средствам контроля за ними.

Паспорт – основной документ гражданина РФ.

 

    Среди многочисленных документов, которые имеют российские граждане, особую роль играет паспорт. Он является основным доку­ментов, удостоверяющим личность.

Речь идет о паспорте, который используется внут­ри России. Его можно назвать внутренним паспортом, чтобы четче отличать его от паспорта заграничного. Сейчас внутри страны ис­пользуются два вида паспортов: старые — граждан СССР, в кото­рые могут быть вложены вкладыши граждан Российской Федерации, и новые — граждан Российской Федерации. Постановлением Пра­вительства РФ от 8 июля 1997 г. утвержден образец бланка нового паспорта. Их выдача гражданам, впервые получающим паспорта, и в замен старых началась с 1 октября 1997 г. и будет, продолжаться до 31 декабря 2005 г. Значит, вплоть до 2006 г. в России будут использоваться и те, и другие паспорта.

Паспорт гражданина СССР выдавался по достижении лицом 16 лет. В соответствии с положением о паспорте гражданина Рос­сийской Федерации его обязаны иметь все россияне, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории России.

Паспорт является основным документом гражданина России на ее территории:

Во-первых, потому, что он содержит все главные сведения о личности: фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения. Кроме того, в паспорте производятся обязательные отметки и записи:

• о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета;

• об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 17-лет­него возраста;

•   о регистрации и расторжении брака;

•   о детях, не достигших 14-летнего возраста;

•  о выдаче основных документов, удостоверяющих личность граж­данина России за ее пределами.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здра­воохранения в паспорте производится отметка о его группе крови и резус-факторе.

В паспорте заполняются следующие реквизиты: об органе внут­ренних дел, выдавшем паспорт, о дате выдачи паспорта, код паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего пас­порт, личная подпись гражданина, подпись начальника паспортно-визового подразделения ОВД, выдавшего паспорт.

Внесение в паспорт сведений, отметок и записей, не предусмотрен­ных Положением, запрещается. Паспорт, в который внесены сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением, является недей­ствительным. В республиках, входящих в состав России, могут изготав­ливаться вкладыши к паспортам с текстами на языках республик, а также вносятся записи на языках республик.

Во-вторых, паспорт — это единый документ для всех российс­ких граждан, достигших 14-летнего возраста. Большинством граж­дан он используется намного чаще, для более широкого круга отно­шений, чем другие документы.

В-третьих, установлен особый порядок заполнения данных, вкле­ивания фотографий, выдачи паспортов, их замены, который призван гарантировать подлинность содержащихся в них сведений.

В-четвертых, он официально объявлен основным документом вышеназванным указом Президента России (паспорт гражданина СССР — постановлением Совета Министров СССР от 1974 г.).

Из факта признания паспорта основным документом россияни­на, живущего в своей стране, можно сделать определенные выводы. В частности, такие:

1) при осуществлении юридических действий нельзя требовать от гражданина представления справок, иных документов, если соответствующие сведения имеются в паспорте;

2) если сведения, содержащиеся в иных документах, противоре­чат тем, которые содержатся в паспорте, приоритет отдается сведениям, содержащимся в паспорте.


Обязанность гражданина иметь паспорт.

 

Выдавать, заменять паспорта, регистрировать граждан по месту жительства и месту временного пребывания, снимать их с учета, осу­ществлять контроль за соблюдением паспортного режима обязаны органы внутренних дел и в целом МВД РФ (как ведомство). На граждан России паспортный режим возлагает две главные обязанности: иметь паспорт и соблюдать правила регистрационного учета.

Обязанность иметь паспорт, во-первых, включает в себя такие обязанности, как: получать паспорт, заменять его (продлевать его дей­ствие), хранить, сдавать. Во-вторых, ее реализация обеспечивается организационной деятельностью ОВД по выдаче и замене паспор­тов. В-третьих, особенность этой обязанности состоит в том, что она охраняется административными взысканиями. Установлена админи­стративная ответственность за проживание без паспорта, нарушение сроков его замены, утрату его по небрежности, а также за незаконное его изъятие. В-четвертых, это административно-правовая обязанность. В-пятых, рассматриваемая обязанность, как и обязанности заботиться о здоровье, получать общее образование, входит в группу правовых явлений, которые можно назвать правообязанностями. В них тесно переплетаются долженствование и права личности, а их реализация порождает обязанности субъектов власти создавать для этого необ­ходимые условия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты