Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации

Процедура регистрации тех, кто временно проживает в кварти­рах (своих или чужих) такова. Гражданин в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обязан предста­вить лицам, ответственным за регистрацию:

•   документ, удостоверяющий личность;

• документ, являющийся основанием для временного проживания в соответствующем помещении (договор найма, заявление лица, предоставляющего жилую площадь, и т. п.);

•   заявление о регистрации по месту пребывания.

Эти документы ответственные лица или сами прибывшие в трех­дневный срок передают в ОВД, который тоже в течение трех дней обязан зарегистрировать гражданина или отказать ему и вернуть по­лученные документы. Основаниями для отказа могут быть те же самые обстоятельства, что и при отказе в регистрации по месту жи­тельства лиц, заключивших договор поднайма.

Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, вре­менно находящихся в России, регулируется пока еще действующими «Правилами пребывания иностранных граждан в СССР», утверж­денными Советом Министров СССР 26 апреля 1991 г., законами или актами глав исполнительной власти субъектов Федерации.

Временно пребывающие в Россию иностранные граждане и лица без гражданства подлежат регистрации в пунктах прибытия в тече­ние трех суток, исключая праздничные и выходные дни. По этому признаку всех этих лиц можно поделить на пять категорий:

1) освобожденные от регистрации (лица, не достигшие 18 лет, туристы, транзитные пассажиры, члены парламентских и пра­вительственных делегаций и др.);

2) регистрируемые в МИДе (лица, имеющие дипломатические и служебные паспорта, и др.);

3) регистрируемые в российских принимающих организациях;

4) регистрируемые в гостиницах;

5) регистрируемые в ОВД.

Иностранцы и лица без гражданства после переезда на терри­торию другого субъекта Федерации обязаны регистрироваться и там.

Можно различать лиц, получивших визу на въезд, и тех, кто использовал право на безвизовый въезд. При визовом режиме въезда гражданин регистрируется на срок, не превышающий времени, указанного в визе на въезд. ОВД вправе продлить визу, а значит, и срок пребывания. Регистрация производится путем оттиска штампа и записи в заграничном паспорте.

В июне 1997 г. был принят закон г. Москвы «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на без­визовый въезд в Россию». По этому закону регистрация иностранных граждан по месту пребывания производится на срок не более шести месяцев в календарном году, студентов дневных отделений вузов — на срок обучения, прибывших на работу — на срок трудового дого­вора. Регистрация граждан, поселяющихся в гостиницах, домах отды­ха, помещенных в больницы, производится администрациями этих учреждений. Все остальные обязанные регистрироваться граждане делают это в ОВД. О регистрации по месту пребывания выдается свидетельство установленного образца. В связи с этим с иностран­ных граждан, воспользовавшихся безвизовым режимом въезда, взи­мается плата в сумме трех МРОТ.

В соответствии с действующими правовыми нормами снятие с регистрации — это скорее право, нежели обязанность гражданина.

Органы внутренних дел снимают с регистрации по месту жи­тельства лиц, подавших заявления о регистрации по новому месту жительства. Призванные на военную службу снимаются с регистра­ционного учета на основании сообщений военкоматов, осужденные к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговоров судов.

Если граждане, выбывающие на новое место жительства, хотят сами сняться с регистрационного учета по последнему месту житель­ства, они должны подать об этом заявление в произвольной форме лицам, ответственным за соблюдение правил регистрации. К заявле­нию необходимо приложить документ, удостоверяющий личность его автора. В заявлении должен быть указан адрес, по которому лицо выбывает.

Снятие с регистрационного учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется после их снятия с воинского учета. Ответственные лица обязаны передать в трехдневный срок за­явление и документы в ОВД. Сотрудники ОВД тоже в трехднев­ный срок снимают граждан с регистрационного учета путем простав­ления в их паспортах штампов и записи.

Если при регистрации заполняются листки прибытия, то при снятии с нее — листки убытия. В ОВД в листках убытия лиц, имеющих судимость, проставляется условная отметка «17». Листки убытия и прибытия заполняются для статистического и иных учетов, адресно-справочной работы.

Лица, состоящие на учете по месту пребывания, автоматически считаются снятыми с учета по окончании срока, на который они были зарегистрированы или со дня выбытия из гостиницы, дома отдыха, санатория, больницы и других подобных учреждений.


Право на получение заграничного паспорта.

 

     Часть 2 ст. 27 Конституции России гласит: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Административно-правовые гарантии этого права установлены Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[4]. В соответствии с этим законом 21 декабря 1997 г. Президент России издал Указ, в п. 1 которого сказано: «Ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, слу­жебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за ее пределами». Названные правовые акты, а также ряд постановлений Правительства России, приказов МВД РФ образуют административно-правовую основу ре­ализации российскими гражданами права на свободу покидать страну и возвращаться в нее.

Все четыре вида заграничных паспортов, с одной стороны, явля­ются основными документами, удостоверяющими личность гражда­нина России за ее пределами. А с другой — документами на право выезда из России в любую страну мира.

Паспорт, выдаваемый гражданину на общих условиях, принято называть общегражданским. Три других вида заграничных паспор­тов (дипломатический, служебный, паспорт моряка) связаны с рабо­той лица, являются специальными.

Представляется, что право на заграничный паспорт относится к числу тех прав, которые одновременно являются обязанностями. Что­бы реализовать право на выезд из России, гражданин обязан получить заграничный паспорт. Точно так же гражданин обязан получить права на управление транспортным средством, если он хочет сам эксплуати­ровать автомобиль, сдать конкурсные экзамены, если хочет стать сту­дентом государственного института. Но в отличие от общей обязан­ности получать паспорт (соблюдать санитарные правила и т.д.) правообязанность иметь заграничный паспорт (лицензию и т.д.) связана с желанием гражданина реализовать определенное право.

Выдача заграничного паспорта — необходимое условие сво­бодного выезда гражданина России за ее пределы. А за получением въездной визы в другую страну он должен самостоятельно обра­щаться в дипломатическое представительство (консульское учреж­дение) этого государства в России. Общегражданский заграничный паспорт выдается гражданину России, если он лично или через своего законного представителя обратился с письменным заявлением в ОВД.

В ч. 1, 3 ст. 8 Закона о порядке выезда было сказано, что паспорт выдается ОВД по месту жительства, а гражданину России, проживающему за ее пределами, — дипломатическим представитель­ством Российской Федерации в государстве его пребывания. Эти положения Конституционный Суд своим постановлением от 15 янва­ря 1998 г. признал несоответствующими Конституции России. В постановлении сказано:

В соответствии с Законом наличие заграничного паспорта является необходимым условием реализации права каждого свободно выезжать за пределы России. Существующий порядок выдачи паспорта ограничивает данное конституционное право для лиц, не находящихся но тем или иным причинам по месту своего жительства, подтвержденному регистрацией. Практически невозможным оказывается получение заграничного паспорта в Рос­сии для граждан, постоянно проживающих за ее пределами, для вынужден­ных переселенцев, а также для всех граждан Российской Федерации, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребы­вания, которое может быть подтверждено регистрацией, либо вообще не об­ладающих жилым помещением.

Конституционные права и свободы гарантируются гражданам незави­симо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Рос­сии и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определен­ного жилого помещения.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 2), 55 (часть 3), положения части первой статьи 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части, по существу пре­пятствующей выдаче гражданину Российской Федерации заграничного пас­порта в ином порядке при отсутствии у него регистрации по месту житель­ства или по месту пребывания, а также положение части третьей той же статьи в части, по существу препятствующей выдаче гражданину Российской Федерации, имеющему место жительства за пределами се территории, заг­раничного паспорта...

Выполняя постановление Конституционного Суда РФ, МВД внесло в Инструкцию о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Феде­рации и въезда в Российскую Федерацию от 26 мая 1997 г. в п. 1.3 такое дополнение:

Оформление и выдача паспорта гражданину Российской Федерации, не имеющему подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации, производится органами внутренних дел по месту фактического проживания. В п. 4.4 Инструкции МВД от 26 мая 1997 г. говорится:

При получении паспорта для выезда из Российской Федерации за границу для проживания или выезда в этих целях с ранее полученным паспортом гражданин предъявляет свой основной документ, удостоверяю­щий личность, с отметкой о снятии с регистрационного учета по месту жи­тельства.

Гражданин Особинский обратился в Верховный Суд Российс­кой Федерации с жалобой о признании этого положения недействи­тельным. Верховный Суд РФ 16 июля 1998 г. жалобу заявителя удовлетворил по следующим основаниям[5].

В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст.9 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федера­цию» заграничный паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного пред­ставителя, органом внутренних дел по месту жительства. Для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в заявлении установленного об­разца должен указать свои фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, место жительства и место работы (службы, учебы) в течение последних деся­ти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность.

Содержащееся в п. 4.4 Инструкции требование о необходимости снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства при полу­чении заграничного паспорта не предусмотрено требованиями действующе­го законодательства и противоречит положениям упомянутых норм Феде­рального закона, не устанавливающим такую обязанность. Это требование не может быть признано законным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты