Является законной гуманитарная помощь ООН, даже если для ее осуществления применяются меры принуждения. Крупномасштабные нарушения права на жизнь, на мир, повлекшие или способные повлечь тяжелые человеческие потери, представляют угрозу миру и безопасности и могут повлечь применение принудительных мер в соответствии с положением главы VII Устава ООН.
2.8 Принцип всеобщего уважения прав человека
Принцип всеобщего уважения прав человека наиболее полно отражен в: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации Принципов заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.
Данный принцип молодой, его возникновение относится к послевоенному времени.
Нормативное содержание принципа включает:
1. обязанности государств повышать уровень жизни, способствовать полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития (п. «а» ст. 55 Устава ООН);
2. обязанности государств уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, религии (универсальная норма международного права) (п. «с» ст. 55 Устава ООН).
Целью международного сотрудничества в области соблюдения прав человека является разработка и установление стандартов (моделей), которые служат для государств отправной точкой для выработки своего национального законодательства.
Анализ многочисленных международных документов по правам человека показывает, что в современном международном праве государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Отмеченная обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. Такие явления, как апартеид, геноцид, расовая дискриминация и т. д., являются международными преступлениями.
В общем, на международном уровне сделано немало для содействия уважению прав человека. Хуже обстоят дела на национальном уровне, который имеет решающее значение. В ряде стран, в том числе и в России, конституционно закреплены общепризнанные международные нормы о правах человека. Однако это еще не значит, что соответствующие нормы претворяются в жизнь.
США, которые в числе первых конституционно закрепили права человека, не участвуют в большинстве конвенций о правах человека, а те немногие, которые ратифицированы, сопровождаются такими оговорками, которые в значительной мере обесценивают участие в этих конвенциях.
2.9 Принцип самоопределения народов и наций
Принцип самоопределения народов и наций означает, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать этот принцип[6].
Формы осуществления права на самоопределение:
1. создание суверенного и независимого государства;
2. свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
3. установление любого иного политического статуса, свободно определенного народом.
Также в содержание принципа входят и экономические аспекты (например, право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами). Обязанность государств заключается не только в обязанности уважать право нации на самоопределение, но и содействовать ему. Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение. В своем сопротивлении таким действиям народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с Уставом ООН.
Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным традициям и представлениям. Самоопределение не должно осуществляться в ущерб суверенитету и политическому единству суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов.
Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений.
2.10 Принцип сотрудничества
Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах международного права в 1970 году.
Так, в соответствии с Уставом, государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».
Принцип сотрудничества означает обязанность государств сотрудничать друг с другом и с ООН и предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Нормативное содержание принципа основывается на обязанностях государств:
1. сотрудничать в решении различных международных проблем;
2. поддерживать мир и безопасность;
3. содействовать экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах;
4. добросовестно соблюдать нормы международного права.
Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.
С юридической точки зрения принцип уязвим. Юридически обязать государство к конкретному сотрудничеству столь же сложно, как и обязать его к дружбе с тем или иным государством.
Однако различия между государствами все еще весьма существенны, и международное право требует их уважения.
2.11 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях. Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права.
В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН.
Содержание принципа включает в себя:
1. обязанность государства добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН;
2. обязанность государства добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;
3. обязанность государства добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом добросовестному исполнению подлежат лишь действительные международные договоры, не противоречащие Уставу ООН.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Более того, «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора»[7]. Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т. д.
Рассматриваемый принцип закреплен и законодательством РФ. В законе о международных договорах РФ 1995 года говорится: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает приверженность основополагающему принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву».
Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности. Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет свое значение положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного материала можно сделать вывод, что принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности как мир и сотрудничество, право человека.
Принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм. Их универсальность заключается, среди прочего, в том, что их действие распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами. Принципы международного права носят характер jus cogens, т.е. являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимному соглашению. Отклонение от нормы, содержащей принцип международного права недопустимо и она может быть отменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Следствием указанных положений является признание норм, не соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися защитой международного права.
Сегодня принципы международного права служат инструментом унификации конституционного права государств на демократической основе. Эти моменты нашли отражение в Конституции России, поскольку она включила общепризнанные принципы и нормы в правовую систему страны и придала особый статус нормам о правах человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2001;
2. Варшанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации.// Юрист-международник, №2, 2004;
3. Гасымов Н.Г. Международные принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.// Российский следователь, №6, 2002;
4. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995;
5. Международное право в документах: Учеб. пособие / Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003;
6. Международное право: Учебник. М.: Международные отношения, 1994;
7. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2000;
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Устав ООН от 26.06.1945г.;
2. Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969г.;
3. Договор от отказе от войны в качестве орудия национальной политики от 27.08.1928г.;
4. Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970г.;
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г.;
6. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.;
7. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975г.;
[1] Международное право в документах: Учебное пособие/ Сост.: Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков – М.:2003, стр. 15
[2] Устав ООН от 26.06.1945г. п.4 ст. 2
[3] Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969. п. 2 ст. 62
[4] Устав ООН от 26.06.1945. ст. 107
[5] Договор от отказе от войны в качестве орудия национальной политики от 27.08.1928. ст. 2
[6] Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970.
[7] Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969. ст. 27.