Понятие режима исполнения и отбывания наказания и способы его обеспечения

Понятие режима исполнения и отбывания наказания и способы его обеспечения

ПЛАН

Введение

1. Понятие режима

2. Содержание режима в исправительных учреждениях

3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Заключение

Литература

ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Исполнение уголовных наказаний - фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение. В современных условиях российской государственности, когда роль иных средств воздействия на преступность может утрачиваться, снижаться или изменяться, значение основанного на законе уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает.

Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

Цели, принципы и содержание политики в сфере исполнения наказаний реализуются в уголовно-исполнительном праве и его конкретных институтах.

Степень разработанности.

Более десяти лет действует Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Качественные изменения в динамике, и особенно в структуре преступности, обусловили необходимость внесения в него значительных новелл. В целях совершенствования порядка и условий исполнения наказаний за истекшие годы приняты ряд Федеральных законов, которые направлены основном на дальнейшую гуманизацию условий отбывания наказаний осужденными.

Одновременно с перестройкой законодательства осуществляется реформа уголовно-исполнительной системы и организации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Уголовно-исполнительная система вступила в новый этап развития, который связан с созданием Федеральной службы исполнения наказаний, реализацией административной реформы, исполнением наказаний в виде обязательных работ, изменениями социально значимых характеристик личности осужденных, последовательным выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Проблемы исполнения режима, способы исполнения режима и другие вопросы, связанными с исполнением режима в исправительных учреждениях рассмотрены в трудах Л.К. Айвара, И.Л. Трунова, А.В. Толкаченко, А.С. Михлина, Я.В. Лобова, Ф.С. Бражника, О.К. Зателепина, С.Н. Шарапова, Ю.В. Трунцевского, М.Г. Деткова, А.С. Самойлова и др.

Цель работы:

- раскрыть сущность понятия режима и способы его обеспечения.

Задачи:

- дать определение  понятия режима;

- показать способы обеспечения режима в исправительных учреждениях.

Объектом исследования является обеспечение режима в исправительных учреждениях (самостоятельная группа правил обеспечивающих режим исполнения наказания, которые составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений).

Предметом исследования являются регулирование общественных отношений, связанных с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия, а также регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Метод исследования.

При написании данной работы были применены следующие научные методы: метод эмпирического исследования, метод синтеза и анализа, сравнительно-правовой, и др.

1. ПОНЯТИЕ РЕЖИМА


Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний - категория общественная, социальная, правовая. Предметом перманентного спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.

"Целью и обоснованием приговора - к тюремному заключению или вообще к лишению свободы, - говорится в ст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., - является, в конечном счете, защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование". Таким образом, продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправление осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира.

Статья 82 УИК РФ содержит понятие режима в исправительном учреждении, которое отвечает основным требованиям международного стандарта: «Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».

Данное в ст. 82 УИК РФ понятие режима отражает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ), конкретизирует задачи уголовно-исполнительного права (ч. 2 ст. 1 УИК РФ), определяет характер уголовно-исполнительных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания.

Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно чётко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК), определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объём правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.

Принципиальным является положение, сформулированное в ч. 1 ст. 82 УИК, что режим в исправительных учреждениях устанавливается федеральным законом, иные нормативные правовые акты, определяющие те или иные элементы режима, должны соответствовать закону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчинённость, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима.

Режим отражает сущность и содержание наказания, поскольку в нём выражается кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

И, наконец, нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным других средств исправления (ч.2 ст. 82 УИК), а также для предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 84 УИК).

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены осужденные, отбывающие указанный вид наказания, администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями; должностные лица государственных органов, посещающие эти учреждения и участвующие в уголовно-исправительном производстве; граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.  Согласно ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка.

В этой связи важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ч. 6 ст. 82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования. На этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещённые вещи и документы. Кроме того, УИК допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне территории колонии (ч. 1 ст. 89), права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч. 3 ст. 121) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 4 ст. 133). При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.

Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве1.

Согласно ч. 2 ст. 82 УИК режим создаёт условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таким средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.

Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.

Нормы режима лишения свободы (с точки зрения их содержания) направлены на обеспечение реализации следующих его функций: карательной, воспитательной, обеспечивающей, социального контроля (профилактической).

2. СОДЕРЖАНИЕ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Содержание режима исполнения и отбывания наказания, таким образом, составляют:

а) порядок исполнения лишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;

б) права и обязанности лиц, отбывающих лишение свободы;

в) права и обязанности лиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ);

г) права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания должен обеспечить:

а) охрану и изоляцию осужденных, т.е. не допускать их несанкционированного общения как с лицами, не имеющими отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера);

б) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка, чтобы не допустить совершения ими правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают; досмотра вещей, изъятия у них неположенных предметов и вещей (ст. 82 УИК РФ), проведения оперативно-розыскной работы (ст. 84 УИК РФ), использования технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ);

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты