в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка обязанностей;
г) реализацию осужденными их прав и интересов: получение одежды установленного образца (ч. 4 ст. 82 УИК РФ); обжалование действий администрации (ст. 15, ч. 4 ст. 87 УИК РФ и др.); приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); получение свиданий (ст. 89 УИК РФ); телефонные переговоры, прогулки (ст. 93 УИК РФ), просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание радио (ст. 94 УИК РФ); приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95 УИК РФ), а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конституцией РФ и другими законами и на которые не установлены ограничения уголовно-исполнительным законодательством (ст. 14 УИК РФ и др.);
д) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК РФ) и персонала (ст. 86 УИК РФ);
е) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, продиктованное необходимостью обеспечения режима, адекватного опасности осужденного и содержания его антиобщественной установки.
Режим исполнения и отбывания наказания выполняет следующие функции:
а) реализация кары, т.е. восстановление социальной справедливости, поскольку режим представляет совокупность ограничений прав и свобод личности (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом, расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром и т.п.). Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать, что кара, которая переносится и физически, и морально очень тяжело, есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя кару вновь - отказаться от совершения в будущем преступлений;
б) воспитание в осужденном сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других граждан, общества и государства путем кары, т.е. средствами режима, установленного в исправительном учреждении. Эта функция должна реализовываться в тесной связи с применением чисто воспитательных средств (ч. 2 ст. 9 УИК РФ) - разъяснительной работой, помогающей осужденному осознать, что кара есть плата за страдания, причиненные преступлением невинным людям, которые ими переносились незаслуженно и потому более тяжело, чем виновным;
в) ресоциализация - привитие осужденному социально полезных качеств, навыков и убеждений, необходимых для адаптации после отбытия наказания: стремление к полезному труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честный труд служит источником нормальной жизни человека. В ст. 9 УИК РФ общественно полезный труд неслучайно отнесен к средствам исправления осужденного, так как при отсутствии строгого режима труд в условиях исправительного учреждения либо вообще невозможен, либо не способен сформировать у осужденного полезные трудовые навыки;
г) создание условий для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). Эта обеспечивающая функция объединяет все средства исправления осужденного, делает их реально осуществимыми.
Строгое соблюдение режима в исправительном учреждении является залогом успеха в достижении целей наказания, в процессе его исполнения. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, имеет право требовать исполнения осужденными возложенных на них УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативно-правовыми актами обязанностей и призвана обеспечить их соблюдение средствами, предусмотренными этими нормами права: требование исполнения запретов и ограничений, надзор, меры взыскания и поощрения (ст. ст. 114 - 115 УИК РФ), пресечение нарушений силой или применением оружия (ст. 86 УИК РФ), использование возможностей оперативно-розыскной деятельности (ст. 84 УИК РФ), пресечение злостных нарушений установленного порядка отбывания осужденных к лишению свободы (ст. 116 УИК РФ), материальная ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 102 УИК РФ), введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ) и др.
В то же время администрация обязана обеспечить права осужденных: на свидания (ст. 89 УИК РФ), приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК РФ), получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК РФ), на переписку и отправление денежных переводов (ст. 91 УИК РФ), на телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ), на получение прогулки (ст. 93 УИК РФ), просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, получение медицинской помощи (ст. 101 УИК РФ) и др.
Администрация органов и учреждений, исполняющих лишение свободы, не может отказать в удовлетворении прав осужденных, если законом не предусмотрено их ограничение.
Средствами соблюдения режима являются также предусмотренные законом формы контроля, которые рассмотрены в предыдущих главах.
Одним из способов обеспечения режима отбывания лишения свободы является регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к нему территории. Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, входящих на территорию исправительного учреждения и выходящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовой деятельности, свиданий. В соответствии со ст. 82 УИК РФ администрация вправе проводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с требованиями ст. 85 УИК РФ в случае стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.п.), введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения (по внешним причинам по отношению к деятельности исправительного учреждения), при массовых беспорядках (захват заложников), а также при групповых неповиновениях осужденных (по внутренним причинам) в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий. Режим особых условий дает основания при необходимости приостановить осуществление некоторых прав осужденных (свидания, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, передвижение осужденного без конвоя, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений), вводить усиленный вариант охраны исправительных учреждений и надзора за осужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект, изменять распорядок дня, ограничивать деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Режим особых условий, введенный по внешним причинам, используется для предупреждения массовых нарушений порядка со стороны осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, принятия мер в необходимых случаях для эвакуации осужденных в безопасные зоны. Режим особых условий, необходимость введения которого вызвана внутренними причинами, используется для устранения причин, повлекших особо опасные нарушения порядка, и обеспечения условий для нормального исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра юстиции РФ либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Федерации, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором субъекта РФ. В исключительных случаях действие режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток, если не устранены основания, по которым он введен. Под исключительные случаи подпадают: ухудшение внешних и внутренних факторов, приведших к введению режима особых условий; неустраненные последствия, вызванные обстоятельствами, послужившими по внутренним причинам введению режима особых условий (бунт, освобождение заложников и т.п.).
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, входящие в режим особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Начальник, получивший доклад о введении в исправительном учреждении мер, относящихся к режиму особых условий, обязан в течение трех суток с момента получения доклада принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.
3. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Средства обеспечения режима не входят в его содержание, их назначение — обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы: общего характера и специальные. Средствами общего характера служат меры воспитательного воздействия, обеспечивающие правопослушное поведение, соблюдение требований законности субъектами и участниками правоотношений; специальные средства — предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством методы воздействия, обеспечивающие профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и иных правонарушений в исправительных учреждениях.
Средства обеспечения режима общего характера. Режим обеспечивается прежде всего соблюдением его требований персоналом исправительных учреждений, который в своей деятельности должен создавать условия для предупреждения нарушений правопорядка и законности в местах лишения свободы, прав и законных интересов осужденных. Строгое выполнение предписаний закона, корректное поведение и педагогический такт создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований со стороны осужденных. Уголовно-исполнительный кодекс акцентирует внимание персонала этих учреждений на том, что государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их правовую защиту и личную безопасность (ч. 1 ст. 10), а осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала; запрещается подвергать осужденных жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 12). Одновременно работники этих учреждений должны осуществлять контроль за соблюдением режима, требовать от осужденных выполнения правил внутреннего распорядка, применять по отношению к правонарушителям меры воздействия и принуждения (ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Обеспечение режима зависит также от лиц, посещающих исправительные учреждения, которые по характеру своей деятельности вступают в контакт с осужденными. Они должны соблюдать установленные для них правила поведения на объектах исправительных учреждений и правила внутреннего распорядка.
Запрещается передавать осужденным какие-либо вещи, продукты питания, деньги и предметы, запрещенные к использованию в исправительных учреждениях. В целях предупреждения подобных передач и выноса от осужденных каких-либо предметов разрешен досмотр производственных объектов, вещей и одежды лиц, входящих на производственные объекты, где работают осужденные, а также выходящих из них.
Уголовно-исполнительным кодексом и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусмотрены специальные средства обеспечения режима. К ним относятся: охрана осужденных и надзор за ними, меры безопасности, применяемые к осужденным, и меры обеспечения их личной безопасности, оперативно-розыскная деятельность, меры дисциплинарного воздействия, применяемые к осужденным.
В связи со своей многофункциональностью специальные средства обеспечения режима могут применяться и для достижения иных задач. Например, оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления и раскрытия преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Меры дисциплинарного воздействия — одновременно одно из средств их исправления. Не случайно в этой связи перечень мер взыскания, основания и порядок их применения излагаются в главе 15 УИК, регулирующей воспитательное воздействие на осужденных.
Охрана осужденных и надзор за ними осуществляются персоналом исправительных учреждений. Его задача состоит в обеспечении безопасности объектов исправительных учреждений, предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, а также иных лиц, находящихся на объектах этих учреждений, обеспечении соблюдения установленных правил внутреннего распорядка. Организация охраны и надзора за осужденными регулируется нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством и Министерством юстиции РФ.
К мерам безопасности, применяемым к осужденным, относится физическая сила, специальные средства и оружие. Основаниями применения этих мер согласно ч. 1 ст. 86 УИК являются: оказание осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений; злостное неповиновение законным требованиям персонала; проявление буйства; участие в массовых беспорядках; захват заложников; нападение на граждан или совершение иных противоправных действий. Кроме того, эти меры применяются при побеге осужденных, а также при задержании сбежавших. Меры безопасности направлены на предотвращение причинения этими лицами вреда окружающим или самим себе. Порядок применения физической силы, специальных средств и оружия регулируется Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима согласно ст. 84 УИК осуществляется путем создания условий личной безопасности осужденных, персонала этих учреждений и иных лиц; выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данной работы, следует отметить, что принятие в январе 1997 г. нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК), заменившего Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, значительно приблизило национальное законодательство к международным стандартам.
Так, более четко была определена система контроля и надзора за деятельностью учреждений УИС. Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве России были регламентированы функции судебного контроля (ст. 20 УИК), ведомственного контроля (ст. 21), прокурорского надзора (ст. 22), возможности участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 23).
Произошло разделение условий содержания в каждом учреждении - на обычные, облегченные и строгие (ст. 87). Улучшение условий содержания стало зависеть как от отбытого срока, так и от поведения осужденного.
В связи с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс РФ, приведены в соответствие с ним нормы Уголовно-исполнительного кодекса. Существенно дополнен перечень нарушений режима, которые признаются злостными. Тем самым усиливается взыскательность к осужденным, характеризующимся отрицательно.
Расширен круг лиц, имеющих право при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Наряду с другими лицами таким правом в настоящее время наделен Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Министерством юстиции РФ принят важнейший нормативный правовой акт - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Министерством юстиции Российской Федерации Приказом от 30 июля 2001 г. N 224 и согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Этот документ без преувеличения можно назвать основным ведомственным актом, регламентирующим деятельность исправительных учреждений.
Утвержден целый ряд инструкций по отдельным направлениям работы исправительных учреждений. Наиболее значимыми из них являются Инструкция по охране исправительных учреждений и Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря.
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. от 9.12.2008) // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
3. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993. N 5473-1 (с изм.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1316; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3613; 2000. N 26. Ст. 2730; 2001. N 11. Ст. 1002; 2002. N 52 (часть I). Ст. 5132; Парламентская газета. 2003. 11 дек.
4. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 8.12.2005).
5. Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" (с изм.) // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3613; СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.
5. Приказ Минюста России от 12.05.2000 № 148 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (вместе с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ) (с изм. и доп.) Российская газета. 2002. 27 марта.
6. Приказ Минюста России от 7 марта 2000 г. N 83 "Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях" (с изм.) // Российская газета. 2000. 13 сент.; 2003. 8 февр.
7. «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» (с изм. и доп.) (утв. Приказом Минюста России от 30.07.2001 № 224//Российская газета. 2001. 29 августа.
8. «Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации» (утв. Приказом Минюста России от 29.07. 2002 № 210)// Российская газета. 2002. 7 августа
9. Приказ Минобороны России от 29.07.1997 № 302 «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» (вместе с правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими).
10. Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утв.
Приказом Минюста России от 30.03.2004. № 71).
11. Инструкция по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (утв. Приказом Минюста России от 6.08.199 № 236).
12. Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (утв. Приказом Минюста России от 7.03.2000 № 83) (с изм. и доп. от 24.12.2002)//Российская газета. 2000. 13 сентября; 2003. 8 февраля.
13. Положение о дисциплинарной воинской части (утв. Постановлением Правительства РФ от 4.07.1997 № 669)//СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2697.
14. Постановление Правительства РФ от 5.04.1999 № 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ функции конвоирования осужденных и лиц заключённых под стражу»//СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1818.
15. Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества (утв. Постановлением Правительства РФ от 7.07.1998 № 723)//СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3362.
Научная и учебная литература
16. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 344 с.
17. Уголовно-исполнительное право России: Учебник/Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юристъ, 2004. – 571 с.
18. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник/Под ред. И.П. Трунова. – М., 2006.
Страницы: 1, 2