Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости. Правовой статус безработного. Права и обязанности безработного

Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости. Правовой статус безработного. Права и обязанности безработного

Министерство образования Республики Башкортостан

Восточно - экономически государственный университет








Курсовая работа

По дисциплине: "Трудовое право"

На тему: "Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости.

Правовой статус безработного.

Права и обязанности безработного"

Работу выполнил:

студент 3 курса

очного отделения

группы СПО-09

факультета юридически

Диргамов Ришат Рафитович

Преподаватель

И.В. Иванова




Дюртюли 2010 г.


Содержание


Введение

Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства населения

§1. Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости

§2. Правовой статус безработного

§3. Права и обязанности безработного

§4. Пособие по безработице

§5. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

§6. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству

§7. Участие работодателей в обеспечении занятости населения

§8. Организация общественных работ

§9. Правовая организация трудоустройства граждан

§10. Социальные гарантии при потере работы и безработице

§11. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Рынок труда представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложения на рабочую силу.

Субъектами отношений являются безработные граждане, работодатели и государство.

Эти правоотношения действуют в правовом пространстве РФ и ее субъектов, но может быть и конкретная территория предприятия, где осуществляется прием граждан на работу.

Из-за миграции населения правовое пространство может изменяться. Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его законной и цивилизованной формы.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе "Общие положения" дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст.43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.


 Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства населения


§1. Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости


Рынок труда представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложения на рабочую силу.

Субъектами отношений являются безработные граждане, работодатели и государство.

Эти правоотношения действуют в правовом пространстве РФ и ее субъектов, но может быть и конкретная территория предприятия, где осуществляется прием граждан на работу.

Из-за миграции населения правовое пространство может изменяться. Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его законной и цивилизованной формы.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе "Общие положения" дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст.43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых относятся следующие граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонную, временную работу;

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

самостоятельно обеспечивающие себя работой;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Какие же права имеют граждане в сфере занятости? Прежде всего это право на выбор места работы. Это право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Во-вторых, это право свободы договора. Содержание принципа свободы трудового договора характеризуется сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т.п.

Далее граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

И, наконец, граждане имеют право на профессиональную деятельность за пределами РФ (ст.10 закона о занятости).

Правовое положение граждан на рынке труда и в сфере занятости гарантируется установленным ст.11 закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" правом граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.


§2. Правовой статус безработного


Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Граждане не могут быть признаны безработными, если они:

не достигли 16-летнего возраста;

в соответствии с пенсионным законодательством РФ им назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказались в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее наработавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явились без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явились в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осуждены по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представили документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставили другие недостоверные данные для признания их безработными.

При этом встает вопрос: что такое подходящая и неподходящая работа?

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты