Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости. Правовой статус безработного. Права и обязанности безработного

Есть общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство, а также трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего высвобождению (увольнению) без его вины, на другую имеющуюся работу. К специальным формам трудоустройства относятся:

организованный набор рабочей силы в отъезд;

направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ и других специальных образовательных учреждений, заключивших с работодателями соответствующие договоры о подготовке для их производства квалифицированных кадров;

направление безработного по установленной квоте приема, обязательной для работодателя;

трудоустройство для работы за границей по контракту. Трудоустройство гражданина является итогом обеспечения его

занятости. Далее действуют нормы Трудового кодекса по обеспечению стабильности его возникших трудовых правоотношений.

Закон РФ "О социальной защите инвалидов" предусмотрел, что органами власти инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мер (ст. 20) - резервирование рабочих мест по наиболее подходящим для них профессиям, создание для них условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др. (перечень приоритетных для инвалидов профессий утвержден постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1993 г. № 150).

Одной из гарантий обеспечения права граждан на занятость является предупреждение массового высвобождения работников. Критерием массового высвобождения работников являются показатели численности высвобожденных работников за определенный срок. Их определило Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в котором тоже предусмотрена программа мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения. Массовое высвобождение происходит в следующих случаях:

при ликвидации любого предприятия численностью 15 и более работников;

при сокращении 50 и более человек в течение месяца (30 дней), 200 и более человек в течение двух месяцев (60 дней), 500 и более человек за три месяца (90 дней);

при увольнении более 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности штатов в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численность занятых - менее 5 тыс. человек, то есть в малых городах.


§7. Участие работодателей в обеспечении занятости населения


Содействие работодателей занятости населения обеспечивается:

а) реализацией положений коллективных договоров и соглашений по защите трудящихся в случае приостановки производства или увольнения работников;

б) оказанием помощи в трудоустройстве, профессиональной под- готовке и предоставлением дополнительной материальной по-мощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

в) созданием условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих;

г) разработкой и реализацией социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

д) соблюдением установлений квоты для трудоустройства социально не защищенных граждан;

е) трудоустройством определенного органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервированием отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Работодатель обязан ежемесячно предоставлять:

1) сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

2) информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Трудовое законодательство в целях поощрения работодателей, активно сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает дл них ряд льгот и преимуществ.

Если работодатели трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, то они имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством РФ.

Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п.3 ст.26 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").

Органы службы занятости при необходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п.5 ст.26 закона о занятости).


§8. Организация общественных работ


Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - с другими организациями. В соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., лица, желающие участвовать в общественных работах, заключают срочные трудовые договоры на срок до шести месяцев. Преимущественным правом на заключение таких договоров пользуются:

а) безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев;

б) безработные граждане, отнесенные к категории недостаточно защищенных в социальном отношении, если по состоянию здоровья они могут выполнять общественные работы.

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов РФ и фонда занятости.


§9. Правовая организация трудоустройства граждан


Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственную службу занятости населения.

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако закон предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).

Деятельность органа занятости финансируется из фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов из заработка работающих, а также ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений.

Права службы занятости, ее центров на местах согласно Положению о ней следующие:

запрашивать у работодателей соответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемом высвобождении работников и о количестве принятых и уволенных, следить за динамикой рынка труда;

направлять работодателям при наличии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства;

заключать по договоренности от имени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности, выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя;

направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

разрабатывать и вносить на утверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

оказывать материальную помощь семьям безработных;

взыскивать в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним;

распоряжаться в соответствии с утвержденной сметой фондом занятости.

Обязанности органов занятости:

анализировать, прогнозировать спрос и предложение рабочей силы и информировать о состоянии рынка труда;

вести учет свободных мест и трудоустраиваемых граждан;

информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

помогать гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых им работников;

организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах ГСЗ и других учебных заведениях, устанавливать им стипендии на этот период;

оказывать гражданам услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

регистрировать безработных и оказывать им помощь, выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;

подготавливать предложения и заключения об использовании рабочей силы в России.

Все услуги органы занятости оказывают бесплатно.


§10. Социальные гарантии при потере работы и безработице


Социальные гарантии - это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН "Об экономических, социальных и культурных правах" 1966 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст.2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить в Конституции России, поскольку в ст.37 уже предусматривается реализация права на труд в безопасных условиях, то есть охрана труда. В статье 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает следующие виды социальных гарантий таким гражданам:

пособие по безработице;

выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице;

компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;

компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым работникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст.178 и 180 (ч.3) ТК РФ;

оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия по беременности и родам;

оказание материальной помощи членам семьи безработного (путевки в санатории, детские лагери и т.д.), а также безработным, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты;

досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту. Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.


§11. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан


А. Особенности трудоустройства инвалидов

Для инвалидов установлены дополнительные гарантии трудовой занятости на основании ФЗ в редакции от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Этим законом устанавливаются квоты для инвалидов при приеме на работу, а государство осуществляет следующую сумму мероприятий:

предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;

организуется обучение инвалидов новым профессиям.

Б. Особенности трудоустройства молодежи

В соответствии с ТК РФ в Российской Федерации установлен пятнадцатилетний возраст для приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане по достижении ими 14 лет.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными

напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.

В соответствии со ст.266 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя.


Заключение


В соответствии с ТК РФ в Российской Федерации установлен пятнадцатилетний возраст для приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане по достижении ими 14 лет.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными

напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.

В соответствии со ст.266 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя.


Список использованной литературы

1.                 Смоленский М.Б., Мажинская Н.Г. Трудовое пра-С51 в Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К*"; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 384 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты